Социальная психология (в т.ч. психология общения и межличностных отношений)
1 | Авторитарная личность |
комплекс личностных характеристик, включающий, с одной стороны, переменные когнитивного стиля и социально-политические установки - с другой
|
||
2 | Авторитарность |
социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению
|
||
3 | Адресат |
получатель сообщения
|
||
4 | Амикошонство |
чрезмерная фамильярность, бесцеремонность в обращении
|
||
5 | Анаклитическая депрессия |
депрессивная модель поведения, обнаруживаемая у очень маленьких детей и вызванная их разлукой с матерью
|
||
6 | Анкета |
методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации - средство опроса
|
||
7 | Анкетер |
лицо, непосредственно проводящее анкетный опрос
|
||
8 | Анкетный опрос |
метод социально-психологического исследования с помощью анкет
|
||
9 | Аномия |
частичная или полная утрата способности вспоминать имена собственные
|
||
10 | Арбитраж |
один из способов конструктивного разрешения конфликта с помощью вмешательства 3-й стороны
|
||
11 | Атрибуция |
в социальной психологии - «реальный» когнитивный процесс понимания и объяснения поведения др. людей и своего собственного
|
||
12 | Атрибуция диспозиционная |
частный случай атрибуции, объяснение причин своего или чужого поведения, а также описание и понимание др. людей исходя из их личностных качеств
|
||
13 | Атрибуция каузальная |
атрибуция относительно причин своего или чужого поведения или возникновения конкретной ситуации
|
||
14 | Атрибуция ситуационная |
частный случай атрибуции, нахождение причин своего или чужого поведения в факторах ситуации (что, как правило, подразумевает их неподконтрольность человеку)
|
||
15 | Аттитюд |
широко используемый в разных областях термин, готовность совершать определённые действия
|
||
16 | Аттитюда изменение |
процесс изменения ранее сложившегося у индивида аттитюда, область теоретических и эмпирических исследований в социальной психологии и психологии личности
|
||
17 | Аттитюда измерение |
процедура и результат численной оценки уровня выраженности того или иного аттитюда
|
||
18 | Аттитюдов прививка |
защита личности от установок, предпочтений, мнений, навязываемых ей извне (в частности, со стороны СМИ, значимых других и пр.)
|
||
19 | Аттрактивность |
эмоциональное притяжение, симпатия, аттрактивность эротическая - эротическая привлекательность
|
||
20 | Аттракция |
понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого
|
||
21 | Аудитория |
пространственно размещенная группа малая, объединенная взаимодействием с коммуникатором в ходе восприятия речевого сообщения
|
||
22 | Бумеранга эффект |
изменение установки, которое не только отличается от того, что было намечено, но фактически является его противоположностью
|
||
23 | Внушение |
процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания
|
||
24 | Восприятие человека человеком |
процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения
|
||
25 | Гражданская идентичность |
является частью социальной идентичности индивида, и отражает представления личности о принадлежности к государственному образованию, структурам гражданского общества
|
||
26 | Изменение аттитюда |
см. Аттитюда изменение - процесс изменения ранее сложившегося у индивида аттитюда
|
||
27 | Измерение аттитюда |
процедура и результат численной оценки уровня выраженности того или иного аттитюда
|
||
28 | Интеракционизм |
направление в современной социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида
|
||
29 | Интроекция |
присвоение человеком внешних норм, правил, установок, способов мышления, стандартов, при котором не происходит их подлинного осознания и принятия
|
||
30 | Каузальная атрибуция | |||
31 | Кинесика |
раздел паралингвистики, изучающий коммуникативные функции движений тела
|
||
32 | Клака |
группа людей, нанятых для создания успеха (шумными аплодисментами, овациями) или провала (свистом, криком) артиста (артистов)
|
||
33 | Клика |
группа людей, стремящихся любыми средствами достичь корыстных, неблаговидных целей
|
||
34 | Когнитивного диссонанса теория |
теория, рассматривающая межличностные конфликты как неизбежность, неотъемлемую часть социального бытия, взаимодействия индивидов и групп
|
||
35 | Когнитивный диссонанс |
переживание дискомфорта, возникающее из-за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями (аттитюдами)
|
||
36 | Коммуникация |
вербальная коммуникация - целенаправленный процесс передачи при помощи языка (языкового кода) некоторого мысленного содержания
|
||
37 | Коммуникация массовая |
систематическое распространение специально подготовленных сообщений среди численно больших, анонимных, рассредоточенных аудиторий
|
||
38 | Контент анализ |
формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке
|
||
39 | Контрсуггестия |
способность противостоять прямому внушению и заражению чужими чувствами и мыслями, критически оценивая те и др
|
||
40 | Конфликт |
широкий термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании
|
||
41 | Конфликт внутриличностный |
столкновения интересов, потребностей, влечений личности, возникающие при условии их примерной паритетности по интенсивности и значимости, но разной направленности
|
||
42 | Конфликт межгрупповой |
тип конфликтов, в котором в качестве субъектов взаимодействия выступают не отдельные индивиды, а группы
|
||
43 | Конфликт ролевой |
понятие из области психологии конфликтов, которое, несмотря на широкое распространение, отличается разнообразием вкладываемых значений
|
||
44 | Конформизм |
см. Конформность - тенденция допускать влияние на собственные мнения, отношения, действия
|
||
45 | Конформность |
безоговорочное принятие господствующих суждений и сложившихся правил, порядков с отказом при этом от собственного мнения
|
||
46 | Куртуазный |
изысканно вежливый, любезный стиль общения
|
||
47 | Парадокс |
мнение, суждение, умозаключение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее «здравому смыслу» (иногда лишь на первый взгляд)
|
||
48 | Учет личности адресата |
всегда надо рассчитывать на то, что ваш коммуникант может воспринять речь со своих социально-психологических позиций
|
||
49 | Эйджизм |
