Синкретизм

СИНКРЕТИЗМ

Синкретизм (от греч. syn — с, вместе + лат. cresco — расту, увеличиваюсь) - особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста. Проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Э. Клапаред назвал синкретическим детское восприятие из-за схематичности и слитности его структуры: выделяются лишь общие контуры воспринимаемого объекта без анализа его частей и свойств. П.П. Блонский определял С. как «бессвязную связность детского мышления». Ж. Пиаже считал С. основной характеристикой детского мышления, объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением.

Л.С. Выготский определял С. как склонность ребенка замещать недостаток объективных связей переизбытком субъективных связей и принимать связь впечатлений за связь вещей. По Выготскому, синкретические обобщения — 1-я стадия в развитии значения слова, которая характеризуется диффузным, ненаправленным переносом значения слова на ряд внешне связанных, но внутренне не объединенных между собой объектов. С т.зр. Выготского, синкретизм имеет огромное значение как фактор дальнейшего развития детского мышления, т.к. синкретические связи - основа для дальнейшего отбора проверяемых практикой и соответствующих действительности связей (см. Мышление комплексное).

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Синкретизм - в психологии - особенность мышления и восприятия - нерасчлененность функций психических на ранних этапах развития ребенка (в возрасте раннем и дошкольном). Проявляется в тенденции без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления. Ряд исследователей отмечали синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонент.

Согласно Л.С. Выготскому, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. При этом синкретические обобщения выступает первой стадией в развитии значения слова, для коей характерен диффузный, ненаправленный перенос значения слова на ряд связанных на перцептивном плане, но внутренне не родственных объектов.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже относил синкретизм к основным характеристикам детского мышления, объясняя неспособность ребенка к логическому рассуждению тенденцией заменять синтез соединением рядоположенного. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно - часто в форме игры или манипулирования словами - переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов.

Согласно Выготскому, синкретизм имеет большое значение для развития детского мышления. Отбирая в ходе последующей практики синкретические связи, соответственные действительности, ребенок воссоздает для себя истинное значение слова.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Синкретизм (греч. synkretismos – соединение, объединение)

  1. вообще – соединение различающихся между собой аспектов более или менее координированным образом с тем, чтобы произвести более единообразную, целостную систему. При этом имеется в виду, что эта система может содержать противоречия и/или непоследовательность;
  2. в теории развития Ж. Пиаже – тип когнитивного процесса, в котором события ассимилируются в глобальные и в значительной степени неструктурированные схемы. Например, ребенок объединяет в одно целое впечатления о разных событиях, также, как он это делает со своим или чужим именем, полагая, что имя и человек от природы неразрывно связаны одно с другим. Синоним: Синкретическое мышление;
  3. в социологии - соединение разнородных элементов из различных социальных систем в новую структуру;
  4. в религии – примирение (или попытки примирить) противоположных принципов или практик в новую, связную систему;
  5. в лингвистике – слияние форм из различных языков в новую форму.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Синкретизм

  1. Вообще – соединение различающихся между собой аспектов более или менее координированным образом с тем, чтобы произвести более единообразную единую систему. Исходя из того, как используется этот термин, в нем содержится коннотация, что получаемая в результате система может испытывать недостаток связности и содержать противоречия и/ или непоследовательность.
  2. В теории развития Пиаже – тип когнитивного процесса, в котором события ассимилируются в глобальные и в значительной степени неструктурированные схемы; то есть довольно неопределенные системы классификации. Это значение противопоставляется способу употребления Пиаже термина смежность (2).
  3. В социологических исследованиях – соединение различных элементов из различных социальных систем в новую структуру.
  4. В лингвистике – слияние форм из различных языков в новую форму.
  5. В религии – примирение (или попытки этого) противоположных принципов или практик в новую, связную систему.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки