Рыбников Николай Александрович

Рыбников Николай Александрович

Рыбников Николай Александрович

Рыбников Николай Александрович (16 (28) октября 1890 - 31 марта 1961) - психолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1947), доктор психологических наук (1943), профессор. Основная деятельность Н.А. Рыбникова связана с Институтом психологии при Московском университете (ныне Психол. ин-т РАО), где он работал с 1912г. до конца своей жизни.

Научные исследования Рыбникова посвящены проблемам возрастной и педагогической психологии. В его трудах дана характеристика возрастных особенностей ребёнка на основе анализа языкового развития, игровой деятельности, формирования интересов и идеалов. Под руководством Н.А. Рыбникова проведена науч. работа по составлению словаря русского ребёнка; с этой целью по его инициативе была создана спец. комиссия. Рыбников Н.А собрал науч. коллекцию дневников дет. развития, составленных родителями. Эти дневники он рассматривал как ценный материал, дополняющий результаты эксперим. изучения ребёнка. Предметом исследования Р. являлись также вопросы жизненного самоопределения в юношеском возрасте, выбора профессии.

Для пед. психологии важное значение имела разработка Р. проблемы овладения навыками чтения, письма, счёта. Рыбников вел также эксперим. исследование мне-мич. процессов. Много внимания уделял методам психол. исследования, в частности разрабатывал биографич. метод, имеющий важное значение для исследования личности.

В последний период научой деятельности занимался преим. разработкой проблем истории психологии, организовал в институте кабинет истории психологии, положил начало систематизации библиография, работы в области психологии. Известный русский ученый Б.М. Теплов как-то назвал Н.А. Рыбникова «великим собирателем», а всю его деятельность по систематизации различных материалов - «научным подвигом». В самом деле, вклад Н.А. Рыбникова в развитие отечественной психологии трудно переоценить. Огромное количество опубликованных работ и не менее обширный архив свидетельствуют о колоссальной эрудиции и работоспособности ученого, которые он посвятил без остатка служению науке.

Литература

  • Деревенский школьник и его идеалы, М., 1916;
  • Биографии и их изучение, М., 1920;
  • Введение в изучение ребенка, М., 1921;
  • Детство и юность, М., 1922;
  • Психология и выбор профессии, М., 1925;
  • язык ребенка, М. -Л., 1926;
  • Словарь русского ребенка, М.-Л., 1926;
  • Интересы совр. школьника, М. — Л., 1926;
  • Детские рисунки и их изучение, М. — Л., 1926;
  • Навыки чтения, письма и счета у совр. школьника, М., 1929;
  • Память, ее психология и педагогика, М. -Л., 1930;
  • Крестьянский ребенок, М., 1930;
  • Об ошибках чтения и приемах борьбы с ними, М., 1939;
  • К истории психол. библиографии. ВП, 1956, №1.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 

Библиография: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки