Прайминг

ПРАЙМИНГ

Прайминг (англ. priming) - процесс актуализации установки (аттитюда). В рос. литературе термин «Прайминг» иногда трактуется как син. термина «фиксирование (фиксация) установки» (по Д.Н. Узнадзе). Однако судя по экспериментальной ситуации изучения П., точнее было бы считать, что Прайминг - процесс активации и актуализации уже существовавшей установки, которая может привести к искаженной интерпретации воспринимаемой ситуации. С этой т.зр., П. можно представить как аналог ситуации испытания условного рефлекса, в которой условный раздражитель (прайм) создает ожидание и готовность воспринимать некоторое след. событие, но реальное событие может оказаться как соответствующим, так и несоответствующим ожидаемому. (Б. М.)

Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН

Прайминг (Priming) - активация специфических ассоциаций в памяти.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Прайминг (англ. to prime – предшествовать, управлять) – процесс, в результате которого недавний опыт усиливает доступность тех или иных воспоминаний или повышает вероятность актуализации определённых качеств личности – позитивный прайминг. Например, сцены агрессии в увиденном недавно фильме или услышанной накануне о какой-либо криминальной истории увеличивает вероятность агрессивной реакции в какой-то реальной ситуации.

В клинической практике известны случаи диагностики редкого заболевания врачами, которые за несколько дней до этого и как бы случайно о ней что-то прочитали. Впервые это явление описал выдающий русский адвокат А.Ф. Кони (1844-1929). В частности, он обратил внимание на то, что муссирование темы самоубийства может повлечь учащение суицидов. Прайминг объясняет одно из преимуществ справочной литературы: регулярно просматривая их, можно поддерживать высокую степень ассоциативной готовности. Преобладание негативных сообщений по телевидению, несомненно, влечёт распространённость девиантного поведения.

Отрицательный прайминг – процесс, в результате которого недавний опыт уменьшает доступность неких воспоминаний или снижает вероятность актуализации определённых качеств личности. В частности, увеличение объёма позитивной информации в СМИ может способствовать снижению уровня отклоняющегося поведения.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки