Отрочество

ОТРОЧЕСТВО

Отрочество - см. Подростковый возраст.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Отрочество (от общеславянск. «рок» - говорящий; буквальное значение – неговорящий, не имеющий права говорить) - этап онтогенеза, длящийся в возрасте от 11-12 до 15-16 лет и предшествующий юношескому возрасту. В этом возрасте происходит половое созревание, освобождение от зависимости от родителей (но не от привязанности к ним), включение в подростковую субкультуру, окончательное становление характера (включая и психопатический характер).

Синонимы: Подростковый период развития, Переходный период, Тинейджнерство.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

Отрочество-юность (adolescence) - период перехода от детства к ранней взрослости, начинающийся примерно с 11-13 лет и заканчивающийся в возрасте от 18 лет до 21 года, однако его точные временные границы зависят от таких разнотипных факторов, как окружающая культура и биолог. развитие. Этот переход связан с изменениями в биолог., когнитивном и соц. развитии. Хотя начало научного изучения О.-ю. обычно датируется временем публикации известного труда С. Холла, эмпирические исслед., сконцентрированные на этом периоде развития, существенно отстали по количеству и качеству работ от сравнимых исслед. детей и детства. Центры по изучению развития ребенка, программы подготовки дипломированных специалистов в области детского развития и соотв. научные журналы превосходят численно аналогичные формы работы, направленные на улучшение наших знаний о подростках - юношах и девушках.

Несмотря на однозначность пубертатных изменений (скачок роста, изменения половых признаков и уровней выделения гормонов), они подготавливаются постепенно. Указать точно, когда индивидуум вступает в период О. - ю. и когда выходит из него, отнюдь не так легко, как может показаться. Однако в настоящее время пубертат, по-видимому, наступает все же раньше, чем в прошлые десятилетия, и это связано, вероятно, с улучшившимся здоровьем и питанием. Такая отрасль знания, как Генетика поведения, начинает приносить пользу в объяснении таких изменений. Подростки претерпевают не только биолог. изменения; они испытывают не менее существенные когнитивные перемены. Большинство исследователей сходятся в том, что наступление О. - ю. еще нельзя считать сигналом появления полностью сформировавшегося мышления на уровне формальных операций.

Согласно альтернативной т. зр., выраженной в модели ветвления (branch model), осн. (доминирующая) линия подросткового мышления яв-ся по характеру формально-операциональной (более абстрактной и организованной по сравнению с конкретно-операциональной), но при этом вполне возможно существование дополнительных, обходных путей мышления. Еще одна теорет. позиция предлагает выделять в формально-операциональном мышлении раннюю и позднюю стадии. Многочисленные приложения теории Пиаже к обучению подростков опирались на предположение о том, что большинство подростков мыслят на уровне конкретных операций и, следовательно, их следует обучать менее абстрактными, более конкретными способами.

Соц. переходы юношей и девушек собирают в фокусе такие разнородные сферы личности, как идентичность, независимость, половые роли, моральные устои и нравственные ценности, достижения. Вероятно, конструкт идентичности более, чем любой другой, интуитивно охватывает ряд самых важных изменений, происходящих в период О.-ю. Исследователей всегда интересовали два типа окружения, оказывающих наибольшее влияние на развитие в О. - ю.: сверстники и родители. Одно недавно проведенное исслед. свидетельствует о том, что добровольное подчинение антисоциальным сверстникам достигает пика примерно в IX классе, а к XII классу конфликт между нормами родителей и сверстников становится менее выраженным. Хотя авторитарная дисциплина, по-видимому, подавляет развитие независимости в О.-ю., а демократический стиль родительского поведения, напротив, способствует ее развитию, исследователи могли бы уделить больше внимания таким понятиям, как "реципрокная социализация" и "синхрония-асинхрония". Последнее понятие, суть к-рого в том, что компетентные родители придерживаются порядка в проявлении инициативы и лидерства, кажется особенно существенным для успешного выполнения родительских функций в течение О. - ю. Исторические перемены Нек-рые теоретики и исследователи считают, что несоразмерно много внимания уделялось проблемам и отклонениям в период О.-ю., тогда как большинство юношей и девушек даже в т.н. "бунтарские" времена конца 1960-х гг., рационально и законопослушно продвигаются в направлении зрелой взрослости. Хотя в любой период времени довольно легко впасть в стереотипизацию подростков, нек-рые ист. перемены, видимо, действительно имели место.

Конгер указывает на неск. таких перемен:

  • что касается половых ролей, теперь больше матерей, к-рые работают и зарабатывают деньги, служат ролевыми моделями, и больше девочек-подростков воспитывается в андрогинном, а не в традиционно феминном духе;
  • значительно больше подростков растут в семьях, где мать работает, а тж в семьях, разрушенных разводом;
  • по-видимому, происходит более тонкое изменение, к-рое трудно определить точно, но лучше всего можно охарактеризовать как возросший интерес к себе.

См. также Развитие в отрочестве-юности, Развитие человека, Развитие на протяжении жизни Дж. У. Сэнтрок. (Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия.)

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки