Мотив

МОТИВ

Мотив (англ. incentive)

  1. материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью Мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта;
  2. психический образ данного предмета.

В англоязычной литературе (см., напр., словарь Вебстера) принимается более широкое толкование М. (motive): нечто внутри субъекта (потребность, идея, органическое состояние или эмоция), побуждающие его к действию. Поэтому во избежание смысловых ошибок, слово motive следует переводить как «побуждение», «состояние побуждения», «стремление», «импульс», «мотивация» (а иногда и как «мотивировка»). Часто допускается, что у человека и животных могут возникать состояния побуждения (влечения) без переживания и осознания мотива. Это может означать 2 ситуации:

  • ситуацию «неопредмеченной» потребности;
  • ситуацию неосознанного мотива.

1-я ситуация возникает при отсутствии прошлого (индивидуального или инстинктивно-видового) опыта удовлетворения переживаемой потребности; лишь по мере приобретения такого опыта и формирования соответствующего знания у индивида формируются представления о предметах, способных удовлетворять ту или иную потребность. 2-я ситуация, с одной стороны, является общим случаем для животных, деятельность которых имеет неосознанный и непроизвольный характер; с др. стороны, и человек не всегда способен ясно отдавать себе отчет в истинных мотивирующих факторах своего поведения и деятельности. Наиболее глубоко и последовательно раскрывал отношения в фундаментальной психологической триаде «потребность - мотив - деятельность» А.Н. Леонтьев. Источником побудительной силы М. и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. Мотив определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Деятельность всегда имеет Мотив («немотивированная» деятельность - та, Мотив которой скрыт от самого субъекта и/или внешнего наблюдателя). Однако между мотивом и потребностью, между мотивом и деятельностью, а также между потребностью и деятельностью нет отношений строгой однозначности. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разнообразных потребностей, побуждать и направлять разные деятельности и т.д.

Нередко деятельность имеет сразу несколько М. (т.е. является полимотивированной); точно так же она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Подобные мотивационные комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться кратковременной или, напротив, затяжной, едва заметной или же весьма драматической борьбой М. Но окончательное решение «что и как делать?» принимает, как правило, сознательный субъект на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентаций). При этом, как тонко заметил Леонтьев, в ситуации полимотивированности один из М. становится основным, ведущим, а др. - подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Весь мотивокомплекс, как правило, не осознается, но он непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, т.е. в форме сложного эмоционального отражения их субъективной ценности и в форме общего эмоционального настроения субъекта.

Формирование ведущего мотива приводит к тому, что у него помимо функций побуждения и направления деятельности возникает особая смыслообразующая функция: он придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл - осознанное внутреннее оправдание деятельности. Последнее, однако, может сильно отличаться от манифестируемого личностного смысла, называемого мотивировкой. В то же время у зрелой личности существует значительный ресурс произвольного и разумного управления своими М. (следовательно, смыслами), которые по большей части являются идеаторными, интеллегибельными образованиями (равно как и соответствующие потребности), напр., убеждениями. Личность способна не только осознавать стихийно и спонтанно формирующиеся ведущие М., ретроспективно решая т.н. «задачи на смысл» (Леонтьев), но и формировать ведущие М. в контексте той или иной ситуации и деятельности, придавая ситуации и деятельности определенный смысл на основе собственного понимания актуальности и значимости потребностей.

От вышеупомянутой полимотивированности необходимо отличать полимотивированность в др. значении. Хорошо известно, что «одинаковое» поведение может побуждаться крайне разными М. (и мотивокомплексами): у одного и того же индивида, тем более у разных. Поэтому понимание поведения представляет собой чрезвычайно сложную интерпретационную задачу. Тем не менее мотивационный анализ предполагается при юридической и моральной квалификации поступков человека. (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать)

  1. побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта;
  2. предметнонаправленная активность определенной силы;
  3. побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради к-рого она осуществляется;
  4. осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

В психологии выделен ряд особенностей природы и функций Мотив в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции М. (психоанализ, бихевиоризм, динамическая психология, теория «поля» К. Левина (см. Топологическая психология), этология), детерминация поведения человека неосознаваемыми М. (психоанализ), иерархия М. (психоанализ, «гуманистическая психология» и др.), целенаправленность активности (теория деятельности), стремление к равновесию и напряжению как механизмы динамики М.

Развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. У животных диапазон объектов, выступающих в качестве мотива, дан от природы и ограничен специфичным для каждого биологического вида кругом приспособительных форм деятельности. У человека же источником развития М. является процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных М. в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими М. Эти М. выполняют функцию смыслообразования, т.е. придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Мотив

  1. Состояние возбуждения, которое побуждает организм к действию.
  2. Рационализация, подтверждение или оправдание, которое человек представляет как причину своего поведения. Обратите внимание, что это второе, в значительной степени не специальное, значение несет в себе тот же существенный теоретический компонент, что и первое, более специальное, оно характеризует причины поведения.
  3. Иногда употребляется для обозначения общей глобальной установки, как, например, во фразе: "Его действия отражают альтруистические мотивы".

предметная область термина

МОТИВ ВЕДУЩИЙ - главный, основной мотив, побуждающий к некоей деятельности в случае ее полимотивированности.

МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ (мотив достижения успеха) - потребность добиваться успехов в разного рода деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми. Устойчивая мотивационная черта личностная. Противоположна мотиву избегания неудачи.

МОТИВ В КОНФЛИКТЕ (от лат. movere – приводить в движение, толкать) - побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте сложно выявить истинные мотивы оппонентов, т. к. они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых интересах мотивировку участия в конфликте, которая отличается от первичных мотивов. М. в к. м. б. осознаваемыми и неосознаваемыми.

Конкретный М. в к., в силу действия которого человек участвует в конфликте, во многом определяет содержание последнего. Мотив в к. в организации обычно относят либо к «деятельностному», либо к «личностному» типу. Мотивы «деятельностного» типа связаны с содержанием совместной деятельности: борьба за качество труда, дисциплину, выполнение взятых обязательств и т. п. Мотивы «личностного» типа связаны с ущемлением потребностей человека не как сотрудника организации, а как личности. К ним относятся: борьба за статус, чувство собственного достоинства, определенная свобода в решениях и действиях, карьерный рост и т.п.

МОТИВ-стимул - второстепенные мотивы, побуждающие к некоей деятельности в случае ее полимотивированности. Они не столько "запускают", сколько дополнительно стимулируют эту деятельность.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Гость
ср, 04/03/2015 - 13:59
«Мотив — это ресурс (власть, деньги, комфорт и т.д.), стремление получить или сохранить который обусловливает поведение субъекта. Иначе говоря, мотив — это ресурс, детерминирующий определённое поведение субъекта». Ильясов Ф.Н. Методология ресурсного подхода к анализу трудовых мотивов и установок // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. №5. С.13-25. - www.iliassov.info/2013/job-motiv.html

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки