Моделирование

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Моделирование (англ. modeling, modelling)

  1. Общенаучный метод исследования (см., напр. Моделирование в психологии, Модель, Эвристика, Эргономика).
  2. В теории социального научения (А. Бандура) термином «Моделирование» называется процедура (ситуация), в которой субъект наблюдает принятую за образец модель поведения и пытается воспроизводить (имитировать) это поведение. «Моделью» часто называют не само поведение, а наблюдаемого субъекта. Моделирование рассматривается как один из важнейших процессов, посредством которых осуществляется социализация. см. Викарное научение, Модификация поведения, Подражание. (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Моделирование (в психологии) (от франц. modele — образец) - исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Наличие отношения частичного подобия («гомоморфизм») позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. Создание упрощенных моделей системы - действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Моделирование

  1. Действие по построению модели.
  2. Процедура наблюдения субъектом некоторых паттернов поведения модели и попытки имитировать это поведение. Многие считают, что это основной процесс научения, участвующий в социализации.

предметная область термина

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – использование компьютера для моделирования чего-то. Обычно моделируется мышление или поведение человека. То есть предпринимаются попытки запрограммировать компьютер так, чтобы он действовал аналогично тому, как протекают процессы мышления или поведения у человека. В таком исследовании сам компьютер не так важен, как компьютерная программа, которая фактически представляет собой теорию поведения. Например, программа "Универсальный решатель задач" может справляться или не справляться с решением проблем так же, как и люди; следовательно, программа моделирует человеческое мышление и может рассматриваться как теория решения задач человеком. Обратите внимание, что "Универсальный решатель задач" не решает любую старую проблему, которая ему уже предлагалась; это не "интеллектуальное" создание в этом смысле. Чтобы оценить различия, см. "искусственный интеллект".

ЭКВИВАЛЕНТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (от лат. aeguus — равный и valens — имеющий силу, крепкий...) - разновидность предметного (в более узком плане — физического) моделирования, когда на модели реализуются явления, не подобные оригиналу в смысле физического или математического подобия, но эквивалентные в том или ином смысле. Здесь подобными считаются явления, которые только в каком-то смысле (напр., в смысле результата), в отношении каких-либо частных процессов, либо отдельных сторон этих процессов или некоторых функций дают условно подобный изофункциональный результат (Г.В. Веников). Примерами такого моделирования применительно к деятельности оператора является исследование групповой деятельности с помощью моделирующих установок типа «Гомеостат» или «Кибернометр», представление одной деятельности с помощью другой.

Напр., при определенных условиях реакция оператора на последовательность простых или сложных сигналов может служить моделью деятельности оператора в условиях потока сигналов; выполнение когнитивного теста «Скрытые фигуры» (см. Полезависимость) может быть эквивалентно деятельности оператора по поиску нужного сигнала на фоне помех. В.Н. Пушкин использовал игру в шахматы в качестве модели для исследования оперативного мышления. В некоторых случаях используются специальные методы моделирования факторов рабочей среды. Напр., П.Р. Попович для моделирования некоторых факторов космического полета (в частности, невесомости) использовал внушенные (путем гипноза) состояния человека. Несмотря на существенные различия приведенных примеров, все их роднит то обстоятельство, что реальная и моделированная деятельности носят внешне совершенно разный характер, однако результаты моделированной деятельности для определенных функций и отдельных ситуаций вполне могут быть перенесены на реальную деятельность. В заключение необходимо отметить, что по вопросу взаимосвязи физического и Э. м. среди разных авторов существуют различные взгляды. Так, Г.В. Веников считает, что физическое и Э. м. есть самостоятельные разновидности предметного (вещественного) моделирования. Другие авторы (В.Е. Алексеев, А.И. Нафтульев) не делают различия между ними.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки