Корчак Януш

Януш Корчак Janusz Korczak

КОРЧАК ЯНУШ

Корчак Януш (Janusz Korczak псевдоним Генрика Гольдшмидта, 1878-1942, Треблинка) - гуманист, врач-педиатр, педагог, писатель. Работал врачом в детской больнице, воспитателем в летнем лагере для детей, одновременно директором, врачом и главным воспитателем сиротского приюта в Варшаве, преподавал в различных высших учебных заведениях, редактировал детскую газету и т.д. Гуманистическая педагогика Януш Корчак оформлена в целом ряде трудов, жанр которых можно определить как «научно-популярный художественно-публицистический». Сквозь описание конкретных детей, забавных и печальных случаев, размышления, афоризмы проступает стройная педагогическая система, главными принципами которой являются идеи защиты ребенка, любви и уважения к нему.

Принципиально важная работа «Право ребенка на уважение» (1929) (логически продолжающая написанную на фронте Первой мировой войны книгу «Как любить детей») представляет кредо и педагогическую программу К. По существу, эта брошюра - первая декларация прав ребенка, принятая пока еще не межд. сообществом, а лишь одним человеком. В ней представлена принципиально новая концепция детства, рассматриваемого не как «подготовка к жизни, а как сама жизнь». Тезисы о самоценности детства и полноценности детской личности дополнялись идеей равноценности, равнозначимости ребенка и взрослого и закономерно завершались признанием прав ребенка на уважение к его индивидуальности - «Уважайте труд познания!». Целью воспитания К. считал свободное и гармоничное развитие каждого ребенка; она м. б. достигнута в обстановке ненасилия, удовлетворения его интересов и потребностей, в т.ч. в самопознании, самоконтроле, самосовершенствовании. Эти идеи с успехом и творчески применялись в жизни корчаковского «Дома сирот».

Особого упоминания заслуживает книга «Когда я снова стану маленьким», которую ошибочно можно принять за психологическую фантастику. На самом деле психологическая достоверность этой книги позволяет проникнуть в миры переживаний ребенка и взрослого, ощутив их несхожие реальности. Опыт работы с детьми зафиксирован в ряде книг («Лето в Михалувке», «Юзьки, Яськи и Франки» и др.). Перу К. принадлежат и сказки («Король Матиуш Первый» и др.), одинаково любимые детьми и взрослыми и одинаково полезные для всех. (И.А. Мещерякова)

Литература

  • Весенняя песня; Невеста; Без доказательств; воспитание; Я разорен; Долой опрятность; Оценщик; Зачем?: [Рассказы]. - СПб.: Изд. М. Г. Корнфельд, 1911. - 64 с. - (Дешевая юморист. б-ка «Сатирикон»; Вып.17.)
  • Мошки, Иоськи и Срули / Пер. с пол. Е. Шведера. — Петроград: Изд. М.И. Семенова, 1915. - 95 с.
  • Рыцари чести: (Слава): Повесть / Пер. с пол. М. Щавинской. — М.: Типо-литогр. Товарищества И.Н. Кушнарев и К°, 1918. - 37 с.
  • Как любить детей: (Интернат). / Пер. с пол. Л. Кон; предисл. Н.К. Крупской. — М.: Госиздат, 1922. - VI, 116 с.
  • Приключение Короля Матюша: Повесть / Пер. с пол. Ю.Н. Райтлер; рис. Б.В. Покровского. — Ленинград: Сектор «Юный Пролетарий» Рабочего Изд-ва «Прибой», 1924. - 250 с.
  • Джек-кооператор. Пер. с польск. и обработала Райтлер Юдифь Наумовна. — М., 1929.
  • Издано в Польше: Король Матиуш Первый. Перевод М. Павловой. Варшава: Полония. 1958. - 241с.: ил.
  • Когда я снова стану маленьким: Повести / [Пер. с пол. К. Сенкевич; Предисл. В. Смирновой; Рис. Д. Штеренберга]. – М.: Детгиз, 1961. - 254 с.: ил.
  • Избранные педагогические произведения / Пер. с пол. К.Э. Сенкевич; Сост. и авт. примеч. Е.С. Рубенчик; Под. ред. и с предисл. М.Ф. Шабаевой; [Послесл. И.Неверли]. — М.: Просвещение, 1966. - 470 с.
  • Король Матиуш Первый; Король Матиуш на необитаемом острове: [Повести-сказки] / Сокр. пер. с пол. Н. Подольской; Послесл. В. Смирновой; Ил. Е. Сроковского. — М.: Дет. лит, 1972. - 416 с.: ил.
  • Как любить ребенка / Пер. с пол. Е. Зениной и Э. Тареевой; Вступ. ст. М. Кузьмина; Худ. Л. Орлова. — М.: Книга, 1980. — 482 с. (Содержание: Ребенок в семье; Из дневника.)
  • Издано в Израиле: Избранное / Сост. и ред. М. Шкловская. — Иерусалим (Израиль): Б-ка-Алия, 1988. — 324с.
  • Педагогическое наследие / Пер. с пол. К.Э. Сенкевич; Сост. К.П. Чулкова; Вступ. ст. и коммент. М.Н. Кузьмина. — М.: Педагогика, 1990. - 267 с. — (Б-ка учителя).
  • воспитание личности: Кн. для учителя /Сост., авт. вступ. ст. и коммент. В.Ф. Кочнов. — М.: Просвещение, 1992. - 285 с.
  • Кайтусь-чародей: Повесть-сказка / Пер. с пол. Л. Цывьяна. — СПб.: Лицей, 1992. - 203 с.
  • Наедине с Господом Богом: Молитвы тех, кто не молится / Пер. с пол. и послесл. О. Медведевой; Ред. А. Верглинский; Предисл. И. Гальперина; Худож. оформ. В.Романова; Рос. О-во Януша Корчака. — М., 1994. - 80 с.
  • Почему кричит мой отец? / Пер. И.Верник // Отцы и дети. — 1999. — Апр. (Вып. 31). - С. 53-55.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 
Библиография: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки