Контент анализ

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Контент анализ (англ. content analysis; от content — содержание) - формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью. Объектом Контент анализа м. б. содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет. Основные процедуры К.-а. были разработаны амер. социологами Х. Лассуэллом и Б. Берелсоном. К ним относятся:

  1. Выявление смысловых единиц анализа, которыми могут служить:
      а) понятия, выраженные в отдельных терминах; 
      б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.; 
      в) имена, фамилии людей; 
      г) события, факты и т.п.; 
      д) смысл апелляций к потенциальному адресату. 
    Единицы К.-а. выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.
  2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м - исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми м. б.:
      а) физическая протяженность текстов;
      б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
      в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
      г) длительность трансляции по радио или ТВ;
      д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
      е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
  3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Метод Контент анализ широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. Контент анализ м. б. использован для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных. (А.Б. Мещеряков)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Контент анализ - термин для обозначения ряда методов анализа речевых актов, сообщений или документов для изучения различных тем, идей, эмоций, мнений и т.д. Большинство таких процедур состоит из сложных схем подсчета, в которых определяется число определенных слов, фраз, эмоционально окрашенных выражений и т.п.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки