Институт психологии РАН

Институт психологии РАН

Институт психологии Российской академии наук - учреждение, входящее в состав секции философии, психологии, социологии и права при отделении общественных наук РАН. Основан в 1971 году. Практическая работа по развертыванию института началась весной-летом 1972 года: создавались научные подразделения нового института, набирались научные сотрудники.

Член-корреспондент АН СССР, доктор психологических наук, профессор Борис Федорович Ломов руководил институтом с 1971 по 1989г. С 1989 по 2002г. директором института был Андрей Владимирович Брушлинский - ученик С.Л. Рубинштейна, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАН. С 2002г. институт возглавляет член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор Анатолий Лактионович Журавлев.

При институте есть издательство «Институт психологии РАН». C 1980 года выпускается Психологический журнал (основан Б.Ф. Ломовым).

Результаты: 17 (страница 1, всего 1 стр.)

1 Вариабельность сердечного ритма при решении лингвистических задач, актуализирующих индивидуальный опыт разного возраста Бахчина А.В., Парина И.С.
Вариабельность сердечного ритма (ВСР), как изменчивость последовательных интервалов между соседними сокращениями сердца, отражает характер кортико-висцеральных соотношений, выстраиваемых для эффективной организации поведения на уровне целого организма (Laborde et al., 2017).
2 Восприятие эмоциональных лиц: антисакадная задача Кожухова Ю.А.
Во многих работах исследуется, как люди с различными психическими расстройствами перерабатывают эмоционально окрашенную информацию. Например, депрессия и шизофрения связаны с ухудшением переработки положительно окрашенной информации (Berenbaum & Oltmanns, 1992; Blanchard, Mueser,& Bellack, 1998; Rottenberg, 2005).
3 Диады «Субъект–Субъект» как социально-психологические единицы: ресурсный подход Толочек В.А.
Обсуждается проблема стилей делового общения (СДО) как модель изучения проблемы стилей в психологии. Анализируются исторически сложившиеся подходы, парадоксы исследования, возможности СДО как модели в изучении структур и эволюции психологических систем, их включенности в системы разного уровня; в качестве единицы анализа рассматривается диада «субъект–субъект».
4 Зависимость электрофизиологических признаков музыкально-исполнительских способностей от возраста, пола и нейрогуморального статуса Базанова О.М., Кабардов М.К., Кондратенко А.В., Лебедев А.Н.
В спортивной и музыкальной педагогике поиск психофизиологических признаков мастерства актуален не только с точки зрения прогнозирования вероятности достижения успехов, но также и для разработки стратегий развития и коррекции процессов обучения.
5 Индивидуально-психологические различия и эмоциональная регуляция профессиональной деятельности Борисенко Н.А., Доценко О.Н.
Проблема изучения индивидуальных различий (Теплов, 1957; Небылицын, 1966; Гуревич, 1970; Русалов, 1985; и др.) продолжает оставаться актуальной в психологии труда и инженерной психологии. Б.М. Теплов придавал существенное объяснительное значение типам нервной системы, исходя из того, что они относятся к внутренним условиям формирования индивидуально-психологических свойств.
6 К проблеме изучения категориальности восприятия эмоциональных экспрессий Жегалло А.В.
При изучении категориальности восприятия исследователями используются различные экспериментальные парадигмы. С. Харнад (Harnad, 1987) практически отождествляет категориальность восприятия и эффект категориальности восприятия, заключающийся в повышении эффективности различения стимулов...
7 Особенности индивидуальных ментальных ресурсов у юношей и девушек Дудникова Т.А.
В данной статье описаны особенности индивидуальных ментальных ресурсов у юношей и девушек в возрасте от 17 до 34 лет.
8 Особенности когнитивного стиля узкий/широкий диапазон эквивалентности в академической успеваемости младших школьников Будрина Е.Г., Кузнецова М.А.
В когнитивной психологии в последние годы активно исследуется такое перспективное направление как когнитивные стили. Когнитивные стили – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения.
9 Представления о любви в юношеском возрасте: гендерный аспект Джидарьян И.А., Маслова О.В.
Целью проведенного под нашим руководством исследования было сравнение представлений о любви у современных юношей и девушек. Для выявления существующих между ними различий в исследовании использовались две основные методики: направленный ассоциативный эксперимент к стимулу «любовь» и специально разработанный нами опросник «Классические представления о любви: принятие – дистанцирование».
10 Психофизиологические закономерности решения моральных дилемм «свой–чужой» у детей 4–11 лет и взрослых Видинеева М.А., Созинова И.М.
В любом обществе большую проблему представляют конфликтные межгрупповые отношения, которые играют значительную роль в проявлениях национализма, расизма, этноцентризма и пр. В основе межгрупповых отношений лежит разделение окружающих на «своих» и «чужих».
11 Распознавание базовых эмоций детьми дошкольного возраста Бутолина Е.А., Лебедева Е.И.
Распознавание эмоций рассматривается как необходимая способность для понимания ментального мира других людей, поскольку в ситуации взаимодействия мы имеем дело с субъектом переживания и оцениванием его состояния по внешним проявлениям, которыми могут являться улыбка, нахмуренные брови и другие признаки.
12 Распределение непроизвольного внимания при рассматривании эмоциональных фотоизображений Васанов А.Ю., Марченко О.П.
C точки зрения психологии эмоций, основная функция внимания состоит в игнорировании иррелевантных стимулов и в отборе релевантных стимулов в окружающей обстановке для последующего их изучения.
13 Роль речи в психологическом здоровье детей дошкольного возраста Виленская Г.А., Лебедева Е.И.
Истоки проблематики психологического здоровья можно найти в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Рождерс, Г. Олпорт). Именно в рамках этой парадигмы были созданы психологические модели здоровой личности, существенно обогатившие представление о психологической норме.
14 Слово как фактор регуляции и концептуализации жизнедеятельности Волкова Е.В.
В статье обсуждается современное состояние исследований по проблеме продуктивности жизнедеятельности. На основе анализа мультипликативной природы концепта и серий эмпирических исследований показывается, что изучение взаимосвязи между особенностями организации концептов и индивидуальными ментальными ресурсам может внести серьезный вклад в понимание механизмов концептуализации и регуляции продуктивной жизнедеятельности.
15 Современный взгляд на природу способностей Волкова Е.В.
Одним из значимых достижений общей теории способностей является определение Б.М. Тепловым понятия «способности». Это определение задает в концептуальном и методологическом плане те оси координат, которыми руководствуются исследователи разных видов специальных способностей/
16 Тепловские психотехнологии типологического познания и современное человекознание Базылевич Т.Ф., Пономарев В.П., Рюмин А.В.
Школа Б.М. Теплова создала уникальные стратегии изучения типологических особенностей человека. Эти наукоемкие технологии не являются такими уж простыми (как распространенные сегодня тесты, опросники, анкеты).
17 Толерантность как предмет типологического анализа Базылевич Т.Ф., Дубинин А.С.
Школа Б.М. Теплова создала уникальные стратегии изучения типологических особенностей человека. Эти наукоемкие технологии не являются такими уж простыми (как распространенные сегодня тесты, опросники, анкеты).
Подписка на Институт психологии РАН