Флоренский Павел Александрович

Флоренский Павел Александрович

ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Флоренский Павел Александрович (1882-1937) - религиозный философ, ученый энциклопедист, многие труды которого имеют важное значение для психологии, в особенности культурно-исторической. Флоренский развивал орудийный подход к культуре. Помимо машин и инструментов «есть и др. род орудий, наименее материальных, ВОЗДУШНЫХ, если выразиться точно и буквально, однако ничуть не менее могучих; это суть - СЛОВА - в особенности - оформленные технически понятия и термины. Слово "воздушное ничто" есть, однако, орудие мысли, без коего мысль не раскрывается и не осуществляется. Не в переносном смысле, а в самом точном - слова есть орудия». То же и символы: «Они суть органы нашего общения с реальностью. Ими и посредством их мы соприкасаемся с тем, что было отрезано до тех пор от нашего сознания. Изображением мы видим реальность, а именем - слышим ее; символы - это отверстия, пробитые в нашей субъективности».

Символы, согласно Ф., представляют собой наглядное единство, совмещающее в себе осмысленность вещей и овеществленность смыслов. Без такой «третьей» вещи, как символ, деятельность человека может расколоться на 2 непересекающиеся: деятельность осмысливания и деятельность реализации, что слишком часто и происходит. Культура должна преодолеть имеющееся в настоящее время разделение «смысла и реальности, духа и плоти, истины и силы на два царства: царство субъективных истин и царство не-истинных объективностей». (См. также Кассирер Э., Психология искусства, Сон.)

Павел Флоренский развивал идею органопроекции (см. Капп Э.) - создание человеком орудий по образцу и подобию его собственных анатомических органов и органов-действий (функциональных органов в терминологии А.А. Ухтомского). В 1937г. Ф. был расстрелян. (В.П. Зинченко)

«Я научился благодушию, когда твёрдо узнал, что жизнь и каждого из нас, и народов, и человечества ведётся Благою Волею, 
так что не следует беспокоиться ни о чём, помимо задач сегодняшнего дня» 

Литература

  • Кедров К. Бессмертие по Флоренскому./ В книгах: «Параллельные миры». — М.: АиФпринт, 2002; «Метакод» — М.: АиФпринт, 2005.
  • Кедров, Константин. Философия света. Проверено 7 декабря 2009. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  • Л.В. Шапошникова «О, вещая душа моя!» / Великое путешествие — Кн. 3.- Вселенная Мастера — М., 2005. — С.611-746
  • «Московский кружок». Священник Павел Флоренский и А.Ф. Лосев в 20-е годы
  • Н. Валентини. П.А. Флоренский
  • Флоренский Павел Александрович
  • «„Новое Средневековье“ Павла Флоренского» — разбор идей «выдающегося русского богослова, философа и ученого» в статье Михаэля Хагемейстера В.В. Розанов. «Сахарна. Отношение евреев к крови» — помимо указанного приложения, П.А. Флоренским написано «письмо с Кавказа», составляющее основу главы «Нужно перенести все дело в другую плоскость».
  • Флоренский Павел Александрович. Биография
  • Поиск исключений — научный прием Павла Флоренского
  • Макеева Е.В. Учение о языке как символическом феномене в эстетике В. Соловьева и П. Флоренского // Электронный журнал «Знание. понимание.
  • Умение». — 2009. — №1 - Философия. Политология.
  • Кузьменко, Валерий. Синхронное открытие физической сущности мнимости Велимиром Хлебниковым, Андреем Белым и Павлом Флоренским. (недоступная ссылка с 20-05-2013 (174 дня) — история, копия) // Материалы VIII Международных Хлебниковских чтений 18-20 сентября 2003г. Издательский дом «Астраханский университет»; Ч.1. — с.180-188

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 
Библиография: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки