Эриксон Эрик

Эрик Эриксон Erik Homburger Erikson

ЭРИКСОН ЭРИК ГОМБУРГЕР

Эриксон Эрик (Erik Homburger Erikson, 1902-1994) - амер. психолог и психотерапевт, один их основателей эго-психологии. В отличие от классического психоанализа, противопоставляющего индивида и общество, Эриксон на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека.

Важнейшим в концепции Э. является понятие «психосоциальной идентичности»: устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья; при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и т.п.) психосоциальная идентичность индивида м. б. потеряна (так произошло, напр., с американцами, воевавшими во Вьетнаме: будучи пациентами Э., они признавались ему, что «не знают, кто они такие, они потеряли себя»). На восстановление утраченной идентичности и должны быть направлены основные усилия психотерапевта, хотя во многих случаях это восстановление происходит в силу изменившихся общественных условий.

Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой. Э. выделял 8 стадий психосоциального развития личности, которые он - несмотря на оппозицию к классическому фрейдизму - отчасти связывает со стадиями психосексуального развития, описанных З. Фрейдом. См. также Доверие, социальная идентичность. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Эрик Эриксон (р. 1902) - американский психолог, основатель эго-психологии. В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и общества подчеркивал бисоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, центральным, интегративным качеством к-рой выступает психосоциальная идентичность. Субъективно переживаемая как «чувство непрерывной самотождественности», психосоциальная идентичность базируется на принятии личностью целостного образа себя (см. Я-концепция) в единстве с ее многообразными социальными связями. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие на этом пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу («потеря себя»). На основании этого Эриксон делал вывод об обусловленности массовых неврозов глубокими потрясениями в жизни общества на поворотах истории (войны, революции и т.д.).

смысл терапевтической работы усматривался в возвращении пациенту утраченного чувства идентичности.

Литература

  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996).
  • Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.
  • Эриксон Э.Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Эрик Г. Эриксон; пер. с англ. А.М. Каримского. — М. : Московский философский фонд «Медиум», 1996. - 560с.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 
Библиография: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки