Эргономика

ЭРГОНОМИКА

Эргономика (от греч. ergon — работа + nomos — закон) - научная и проектировочная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии и ряда технических наук. Междисциплинарное изучение человека или группы людей в условиях их деятельности с применением технических средств составляет содержание Э. как научной дисциплины. Эргономические исследования подчинены задачам проектирования и ориентированы г. о. на преобразовательно-проектное действие, а не на познание. Основной объект исследования Э. - система «человек-машина». Эргономика изучает определенные свойства этой системы, обусловленные местом и ролью человека в ней и получившие название «человеческого фактора» в технике. Эти свойства не сводятся к отдельным характеристикам человека, машины, предмета деятельности и среды. Человеческие факторы в технике представляют собой интегральные показатели связи человека, машины, предмета и среды; они существуют «здесь и теперь», конкретно проявляются во время взаимодействия человека и технической системы. Поэтому их относят к виртуальной реальности с ее свойствами: порожденностью (спроектированностью), актуальностью и интерактивностью. Механическое соединение знаний из разных наук о возможностях и особенностях человека с целью их использования при проектировании техники и среды оказывается не только недостаточным, но и невозможным на практике. Возникла необходимость в междисциплинарных исследованиях, базирующихся на системной трактовке человеческих факторов в технике и открывающих возможность их целостного представления в проектировании и использовании машин, оборудования и технически сложных потребительских изделий. На основе таких исследований решаются задачи не только приспособления техники и среды к человеку (группе людей), но и формирования способностей у работающих в соответствии с требованиями, которые предъявляет к ним техника.

Проектирование систем «человек-машина», направленное на оптимизацию деятельности человека (группы людей) по их освоению, управлению (использованию), обслуживанию и ремонту в нормальных и экстремальных условиях, выделилось в самостоятельное направление и получило название «эргономическое, или человеко-ориентированное, проектирование». Оно восполняет недостающее звено общего процесса проектирования, в результате чего с самого начала разрабатываются системы «человек-машина», а не только технические средства, которые лишь на стадии их практической «подгонки» к человеку становятся компонентами этой системы.

Эргономическое исследование и проектирование имеют свою специфику. Во-первых, направленность Э. на проектирование деятельности, ее средств и среды требует применения не только экспериментальных, но и проектировочных методов, а также приемов, с помощью которых удается формализовать то, что ранее задавалось лишь описательно. Во-вторых, оперирование обобщенными показателями активности, напряженности и комфортности деятельности обусловливает процедуры получения интегральных критериев на основе комплекса частных показателей. В-третьих, эргономическое исследование, проектирование и оценка предполагают одновременное применение различных методов. Изучение деятельности человека выступает в Э. как начало, содержание и завершение эргономического анализа, организации, проектирования и оценки.

Особое значение для Э. приобретает моделирование, т.к. многие сложные системы «человек-машина» невозможно исследовать в реальных условиях. Необходимо организовать такие исследования и соответствующим образом представить их результаты, чтобы выявить взаимосвязь между многочисленными характеристиками деятельности человека и параметрами функционирования системы «человек-машина». В этих целях создаются эргономические моделирующие стенды.

Различают микро- и макроэргономику. Первая ориентирована на изучение и проектирование интерфейсов «человек-др. компонент рабочей системы» (в т.ч. интерфейсы «человек-работа», «человек-машина», «человек-программное обеспечение» и «человек-среда»). Макроэргономика ориентирована на изучение и проектирование рабочей системы в целом. В концептуальном отношении используется подход теории социотехнических систем, т.е. изучение и проектирование рабочей системы осуществляется с верхнего ее уровня через подсистемы к уровню человека-работника. Этот подход пронизывает все проектные характеристики рабочей системы, в т.ч. микроэргономическое проектирование интерфейсов, и обеспечивает целостность рабочей системы и ее гармонизацию. Последняя характеристика означает, что все подсистемы и компоненты системы синхронизированы и действуют как единое целое.

Эргономика как научная и проектировочная дисциплина сформировалась в 1940-50-е гг., однако ее истоки восходят ко временам первобытного общества, которое научилось сознательно изготовлять орудия, придавая им удобную для определенной работы форму и расширяя тем самым возможности человеческих органов. В доисторические времена удобство и точное соответствие орудия потребностям человека были вопросом жизни и смерти.

Прежде каждый новый вариант орудия труда столетиями проверялся в работе и постепенно претерпевал изменения. Сейчас нет времени для такого отбора. За последние десятилетия сменилось несколько поколений ЭВМ и продолжается разработка новых образцов.

Развитие техники предъявляет повышенные требования к человеку, нередко вынуждая его работать на пределе психофизиологических возможностей. Так, в годы Второй мировой войны, когда произошел качественный скачок в военной технике, эффективно использовать ее не могли даже тщательно обученные и отобранные военные. Когда оказались исчерпанными возможности профессионального отбора и обучения, на первый план выступила проблема приспособления техники и условий труда к человеку.

Термин «Эргономика» возник в Англии в 1949г., когда группа англ. ученых, возглавляемая К. Марреллом, положила начало организации эргономического исследовательского общества. Позже выяснилось, что этот термин был предложен в 1857г. польским естествоиспытателем В. Ястшембовским. В 1921г. на 1-й Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства в докладах В.М. Бехтерева и его ученика В.Н. Мясищева была выдвинута идея создания научной дисциплины эргологии, название которой год спустя уточнили как эргонология. В 1920-30-х гг. А.А. Бернштейн, С.Г. Геллерштейн, Н.М. Добротворский, Н.В. Зимкин, Н.А. Эппле и др. ученые развивали идеи эргономического содержания и одними из первых в мировой практике выполнили прикладные работы в этой области.

Второе рождение Эргономики в России произошло в нач. 1960-х гг. В эти годы в промышленно развитых и многих развивающихся странах стали образовываться национальные эргономические ассоциации или общества, а в 1961г. была создана Межд. эргономическая ассоциация, издающая в Англии журнал «Эргономика» и др. См. Взаимодействие человек-компьютер, Когнитивная эргономика, Надежность системы «человек-машина», Человеко-системный интерфейс, Человеко-центрированный подход, Эргономика участия. (В.М. Мунипов)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) - область научноприкладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в к-рой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации систем «человек-техника-среда». В отличие от инженерной психологии и психологии труда Э. изучает взаимодействие человека и техники не только в сфере производства, но и в сферах досуга и быта.

Одно из важнейших направлений в Эргономики, например, связано с проектированием предметного мира для людей с физическими недостатками. Наиболее интенсивно Э. развивалась в рамках военно-промышленного комплекса. Активное воздействие на развитие Э. оказали возросшая конкуренция в производстве товаров и услуг и принятие законодательства, защищающего права потребителя. Юридическая ответственность за качество и безопасность своих изделий побудила предпринимателей привлекать эргономистов к разработке новых изделий еще на стадии проектирования.

Одно из основных направлений Э. связано с изменением менталитета инженеров, проектировщиков, конструкторов, к-рых призывают ориентироваться не на собственные представления о физических и психических характеристиках человека, а на точное знание того, как человек видит, слышит, думает, как далеко он может дотянуться рукой, насколько он может согнуться, как повлияет определенный уровень вибрации на его зрительное Восприятие, эмоциональные реакции и т.д. С этой целью создаются многостраничные справочники по конкретным характеристикам человека и его возможностям действовать в тех или иных средах, проводится большая работа по стандартизации эргономических норм и требований, вводятся в инженерные вузы дополнительные курсы по эргономике и человеческим факторам.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Эргономика - наука о "соответствии" работы и людей друг другу, изучающая связи между анатомией, физиологией и психологией индивида и требованиями, предъявляемыми определенными видами работ. См. человеческие факторы.

предметная область термина

КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА (англ. cognitive ergonomics) - раздел эргономики, в котором изучаются и проектируются интерфейсы "человек-др. компоненты рабочем системы* (особенно программное обеспечение) на основе изучения деятельности человека (его мышления, памяти, восприятия и т.д.). (К.В. Самойлов.)

ЭРГОНОМИКА УПРАВЛЕНИЯ раздел эргономики, связанный с изучением деятельности человека по управлению техническими устройствами и коллективами людей. Как известно, традиционная эргономика изучает деятельность людей и используемые ими средства в любых эргатических системах. Однако изучение организационных и антропотехнических систем можно выделить в специальный раздел, поскольку только в таких системах процессы управления не замыкаются в одном лишь субъекте труда. Они объективно могут изучаться как на стыке «оператор-технические устройства», так и на стыке «руководитель-подчиненный». Поэтому, учитывая наличие ряда общих психологических основ труда операторов, управляющих техническими средствами, и труда руководителей, управляющих подчиненными людьми, целесообразно выделить из эргономики ту ее часть, которая исследует виды труда, связанные с осуществлением управления, и разрабатывает методы и средства обеспечения такого труда.  Эту часть эргономики предлагается назвать Э. у.

Исследования в области Э. у. ведутся по двум направлениям. Во-первых, это деятельность руководителя по управлению подчиненными в организационных системах; во-вторых, это деятельность оператора по управлению техническими средствами в антропотехнических системах (СЧМ). Первое направление называется Э. у. в организационных системах, оно тесно смыкается с научной организацией управленческого труда и психологией управления. Второе направление называется Э. у. в антропотехнических системах, оно тесно связано с инженерной психологией и научной организацией операторского труда (Ю.Г.Фокин).

ЭРГОНОМИКА УЧАСТИЯ (англ.participatory ergonomics) - вовлечение будущих пользователей в эргономический анализ и проектирование технических средств, рабочей среды и деятельности. (К.В. Самойлов)

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки