Эпикур

Эпикур Epikuros

ЭПИКУР

Девиз Эпикура: «Живи уединённо!»   

Эпикур (Epikuros 341-270 до н.э.) - древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афина. Разделял атомистическое учение Демокрита о душе с определенными поправками, которые касались возможности самопроизвольного отклонения атомов. Соответственно, Эпикур считал человека существом, которое наделено свободой воли и может и должно преодолевать неблагоприятное стечение обстоятельств в жизни.

Свою теорию познания Эпикур именовал «каноникой», так как в её основе лежало учение о критериях или канонах истины. Не соглашаясь с Платоном и Аристотелем, первичным и главным критерием истины он считал ощущения, в которых даётся нам жизнь. Разум же Эпикур считал полностью зависимым от ощущений. Поскольку чувственное познание, согласно Эпикуру, непогрешимо, постольку ошибки в познании или заблуждения происходят из ошибочных суждений о том, что дано в ощущениях.

Наибольший интерес для психологов представляет учение Эпикура о борьбе с неприятными аффектами, в частности страхами (напр., страхом смерти), для успеха которой Э. призывал к теоретическому познанию мира и причин возникновения этих страхов. Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями.

«Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет» - утверждал философ.

Философия Эпикура явилась новым этапом античного атомизма и оказала значительного влияние на позднеантичную и новоевропейскую философию.

Литература

  • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. с древнегреч. М.Л.Гаспарова. М.: Мысль, 1986.
  • Герлак Г. Ньютон и Эпикур. — В сборнике: Физика на рубеже XVII—XVIII вв. М.: Наука, 1974, с.44-74.
  • Гончарова Т.В. Эпикур. — М., 1988. (ЖЗЛ)
  • Гончарова Т.В. Эпикур. — 2-е изд. — М.: КомКнига, 2010. - 336с.
  • Гюйо М. Мораль Эпикура и её связь с современными учениями. Собр. соч., т. 2. СПб., 1899.
  • Конш М. Эпикур и квантовый анализ. — В сборнике: Разум и культура. Труды международного франко-советского коллоквиума. Лилль, 26-29 апреля 1978 года. М., 1983, с.42-56
  • Никольский Б.М. Эпикур о наслаждении: проблема кинетического и статического наслаждения (недоступная ссылка с 12-05-2013 (328 дней)). — В кн.: Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М.: РГГУ, 2000, с.421-451
  • Танхилевич О. Эпикур и эпикуреизм. — М., 1926.
  • Тер-Аракельянц, Владимир. Критика русскими религиозными философами XIX—XX вв. принципов этики Эпикура // Культура и религия, 2011, № 1(01).
  • Шакир-Заде А.С. Эпикур. — М.: Соцэкгиз (Серия: Мыслители прошлого), 1963. - 224с.
  • Шахнович, М.М. Христианизация эпикуреизма в эпоху Возрождения и раннего Нового времени. — В сборнике: Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000, с.21-28 (Symposium, 5).
  • Шахнович, М.М. Парадоксы теологии Эпикура. — СПб., 2000. - 151с.
  • Шахнович, М.М. Сад Эпикура. Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. — 284с.
  • Шахнович, М.М. Эпикур // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.
  • Bailey C. The Greek Atomists and Epicurus. Oxford, 1928.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Библиография: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки