Добавить комментарий

Родительский клуб - продуктивная форма в системе работы с семьей

Гуднова О.Г.

В России в современном обществе оказывается государственная социальная помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Трудные жизненные ситуации отличаются многообразием от низкой материальной обеспеченности семьи, до воспитания ребенка-инвалида в семье или ребенка, находящегося под опекой. Семейная политика нашего государства призывает оказывать помощь таким семьям, не только с экономической точки зрения, но и с просветительской, помогая обогатить психологическими, педагогическими знаниями взрослых членов семьи, участвующих в формировании и воспитании подрастающего поколения. Никто не станет отрицать, что семья является решающим фактором в становлении личности будущего взрослого человека. Но также, никто не согласится с высказывание, что каждый из нас сделал все правильно в воспитании своих детей, формировании своей семьи. Очень многие родители не обладают психологическими знаниями об особенностях своего ребенка, не знают, как подойти к своему малышу в вопросах воспитания и развития, несмотря на то, что имеют большое желание вырастить  достойного и счастливого человека. Другая крайняя сторона – беспомощность перед напором ребенка, слабоволие родителей и традиционное наказание, как одна из форм бессилия в воспитании или традиция «меня били, и ему будет полезно».

Одной из глубоких, продуктивных, интересных и эффективных форм работы с семьей является «Родительский клуб». Эта форма работы эффективна разнообразием использования методов и возможностью раскрытия ресурсов участников клуба, о которых они, возможно и не подозревали.

Некоторые важные моменты, на которые необходимо обратить внимание при организации работы «Родительского клуба».

Родительский клуб является открытой группой, то есть пребывание в клубе не является строго регламентированным. На любом этапе возможно появление новых  участников клуба, а также каждый участник имеет право выбыть из клуба в любое время, что подчеркивает принцип свободы выбора.

Членами родительского клуба могут быть родители и лица их заменяющие и обязательно – дети. Работа данного клуба не подразумевает «скучный лекторий». Данный клуб - это живая система, включающая разнообразные формы работы.

Очень важен выбор названия, он должен нести в себе позитивный мотивационный посыл, отражать главную идею в работе клуба.

Стараться выдерживать единую тематику занятия по всем этапам работы.

Организация чаепития с гостинцами, выпеченными родителями совместно с детьми (домашнее задание).

Утвердить определенный день и время работы клуба (например, третий четверг месяца в 18.00).

Утвердить план работы родительского клуба, отметить, что в него могут вноситься коррективы в зависимости от потребностей данной группы.

Можно разграничить направления работы в клубе по двум направлениям – для семей с особенными детьми и семей с детьми, не имеющими ОВЗ. Программы, цели, задачи, методы и формы работы с семьями также будут отличаться.

Подбор помещения имеет также важное значение, оно должно быть уютным, удобным, позволяющим решать все поставленные задачи и в тоже время не создавать дискомфорта. Выделить два помещения, в одном помещении первым этапом занятия  будет проходить теоретическая часть для родителей, во втором параллельно с занятиями родителей специалисты будут заниматься с детьми по их интересам. Вторым этапом занятия будет практическая часть, в которой родители совместно со своими детьми будут выполнять творческое, задание, одно на двоих. «Изюминкой» такого упражнения будет то, что стульев будет ровно столько, сколько пришло взрослых участников. Дети, присоединяясь к родителям, садятся на колени к родителям или стоят рядом, также родители могут уступить место своим детям. При этом важно отметить, что творческое задание дети с родителями будут выполнять одно на двоих. Данный прием обеспечивает обязательный тактильный контакт при выполнении совместного творческого задания, исключающий возможность рассоединиться членам семьи. Если взрослых двое, задание также остается одно на всех. Не у каждого ребенка есть возможность частого тактильного общения с родителями, дадим ему такую возможность на наших занятиях. Как правило, настроение сразу улучшается у всех членов клуба, расположиться удобнее занимает несколько минут  и вызывает улыбку и смех.

Занятия в родительском клубе проводятся интегрировано, включая различные формы работы с родителями и их детьми. В реализации работы семейного клуба участвуют все специалисты отделения и используют разнообразные формы работы: психологический мини-лекторий, психологический тренинг, педагогическую лабораторию, творческую мастерскую, ролевые игры, театральную деятельность, экскурсии, индивидуальные консультации по запросам и др.

Родительский клуб «Вдохновение»
для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Цель: предупреждение социального сиротства, гармонизация межличностных отношений в семье.

Основные задачи работы в клубе с данной категорией семей:

  1. Психологические задачи:

- повышение психологической грамотности родителей;
- психологическая поддержка родителей, переживающих трудности в отношениях с детьми;
- коррекция родительских установок в восприятии и воспитании своего ребенка;
- психологическая коррекция детско-родительских отношений в семьях;
- гармонизация межличностных отношений в семье.

  1. Педагогические задачи:

- повышение педагогической грамотности родителей;
- восстановление детско-родительских отношений через позитивное общениепри инсценировке в театрализованной деятельности, ролевых играх, творческих мастерских;
- формирование и укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.

Формы работы на занятиях родительского клуба «вдохновение»

  1. Психологический мини-лекторий направлен на психологическое просвещение родителей о типах и методах воспитания, формирование умения создать комфортную атмосферу в семье для развития ребенка, обогащение знания об индивидуальных и возрастных особенностях детей и др., консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений, повышающее психологическую грамотность родителей.
  2. Педагогическая лаборатория  - педагогическое просвещение родителей, позволяющее родителям выбрать правильные методы воспитания своего ребенка.
  3.  Экскурсия с привлечением родителей - формирование и укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.
  4. Конкурсы, эстафеты - активизация работы, направленной на укрепление престижа и роли семьи, формирование здорового образа жизни.
  5. Театрализованная деятельность, ролевые игры  -  формирование общих интересов между детьми и родителями, сплоченности, дружеских отношений.
  6. Творческая мастерская - выявление и содействие развитию взаимопомощи, общности интересов, творческой активности воспитанников и их родителей.

План работы родительского клуба «вдохновение»:

1 встреча.

Психологический тренинг для родителей. Тема: «эмоции детей. Самооценка или чувство самоценности».
Педагогическая лаборатория. Тема: «Создание эмоционального комфорта в семье».

2 встреча.

Мини-лекторий. Тема: «Воспитание дружеских   взаимоотношений».
Творческая коллективная работа «Уж небо осенью дышало…»
Показ мультфильма «Кошки-мышки».

3 встреча.

Педагогическая лаборатория. Тема: «Ребенок учится тому - что видит у себя в дому».
Творческая мастерская. Лепка: «Сервиз для дома».
Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов».

4 встреча.

Мини-лекторий. Тема: «Возрастные особенности детей 5-6 и 6-7 лет».
Просмотр мультфильма «Чайный проект».
Творческая мастерская. Рисование красками. «Самовар».

5 встреча.

Психологический тренинг для родителей. Тема: «Влияние врожденных особенностей на успешность ребенка».
Театрализация сказки «Теремок».
Просмотр мультфильма «Святки».

6 встреча.

Педагогическая лаборатория. Тема: «Воспитание в семье. Как воспитать себе помощника?».
День здоровья. Спортивные эстафетные игры «Мы олимпийцы».

7 встреча.

Психологический тренинг для родителей. Тема: «Развитие креативности – основа для великих свершений».
Просмотр мультфильма «Легенда о цветах».
Творческая мастерская. Коллективная работа. Изготовление из    гофрокартона: «Цветы».

8 встреча.

Мини-лекторий. Тема: «Кризис семи лет».
Юмористический конкурс.

9 встреча.

Педагогическая лаборатория. Тема: «Поощрение и наказание».
Литературная гостиная «Памяти павших будьте достойны!» Встреча с ветеранами ВОВ (бабушками, дедушками детей ОДП).

10 встреча.

Мини-лекторий. Тема: «Агрессивный ребенок».
Литературная гостиная. Викторина «Сказки творят добро» (про зверей).
Просмотр мультфильма «Путешествие в зоопарк».

11 встреча.

Психологический тренинг для родителей. Тема: «Эффекты детской дисциплины».
Конкурс «Алло! Мы ищем таланты!». Концерт для родителей.

12 встреча.

Педагогическая лаборатория. Тема: «Взаимодействие и взаимоВоспитание социума и семьи».
Мастер – класс: поделки из гофрокартона. Тема: «До свидания, лето».
Просмотр мультфильма «Кузнечик».

Родительский клуб «Солнечный круг»
для семей с особенным ребенком

Окружающим мир сложен и отношение к семье с особым ребенком не у каждого человека толерантное. Очень трудно обществу принять за норму такую семью и не оставить ее в социальной изоляции. Безусловно, очень большое значение имеет формирование эмпатического отношения общества к таким семьям и их детям. Но не менее важно изменить внутрисемейную программу при рождении особого ребенка, научить родителей видеть в нем личность, развивать ее, компенсировать нарушенные функции и избавиться от деструктивного чувства вины перед ребенком, признав ответственность за него и обретя зрелость души. Родительский клуб открывает свои двери, чтобы научить семьи создавать развивающую среду для своих детей и своего душевного развития.

Цель работы клуба с семьями, имеющими особенного ребенка - создание специальных условий для успешной социальной и психолого-педагогической адаптации и социализации семьи и ребѐнка.

Основная задача психокоррекционной работы в клубе – оказать помощь родителям в принятии себя и своих детей, такими какие они есть.

Специфика работы специалистов  с родителями в клубе для семей с особенными детьми:

- готовность специалистов наблюдать и слушать, достигать компромисса и  ненавязчиво корректировать;
- формы и содержание работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями, определяются степенью их готовности к сотрудничеству, наличием обратной связи;
- формировать готовность каждого члена клуба пережить радость общения с такими же людьми;
- родители присутствуют при работе специалиста с ребѐнком, сами обучаются тому, как нужно проводить занятия;
- формировать и поддерживать желание родителей становиться активными участниками реабилитационного процесса для своих детей.

Формы работы на занятиях родительского Клуба «Солнечный круг» для семей с особенными детьми: психологический мини-лекторий, проективные методы работы, арт-терапия, педагогическая лаборатория, театрализованное представление, творческая мастерская, кают-компания «Уютный дом», круглый стол, мастер-класс, практикум, презентация и др.

План работы родительского клуба «Солнечный круг»

для семей с особенным ребенком

1 встреча.

Презентация работы отделения.
«Сундук Наследия» - активизация положительных эмоций. (Терапия)
Скатерть дружбы «Солнечный круг». (Арт-терапия)
Оригами «Птица счастья». (Творческая мастерская)

2 встреча.

Букет семьи. (Арт-терапия)
Взаимная забота и помощь семье. (Педагогическая лаборатория)
Пластилинография «Ясно солнышко». (Творческая мастерская)

3 встреча.

Движущие силы и условия психического развития ребенка. Специфика детского развития. (Мини-лекторий)
Квилинг «Букет цветов». (Творческая мастерская)
Чаепитие.

4 встреча.

Поиск жизненных ресурсов. (Практикум)
«Онтогенез развития речи». (Презентация)
Макаронный шедевр. (Творческая мастерская)

5 встреча.

Родительские ожидания как важный фактор формирования психоэмоциональной структуры личности ребенка. Особенности эмоционального мира ребенка-инвалида. (Мини-лекторий)
Формирование навыков опрятного поведения у особенного ребенка. (Мастер-класс)
Социально-бытовое Воспитание. «Стирка». (Кают компания «Уютный дом»)
Чаепитие.

6 встреча.

Актуальное настроение. Боремся с эмоциональным выгоранием. Взаимопомощь клуба. (Терапия)
Кукольный театр «Теремок».
Чаепитие.

7 встреча.

Развитие восприятия в онтогенезе. (Мини-лекторий)
Аппликация «Солнышко», «Ежик». (Творческая мастерская)
Чаепитие.

8 встреча.

«Сундук наследия – пороемся в «хламике». (Терапия).
Тестопластика. Тема: «Ваза с цветами». (Творческая мастерская)
Чаепитие.

9 встреча.

Коррекция отклонений в эмоциональном развитии у детей-инвалидов. (Практикум)
«Особенности развития речи при различных заболеваниях». (Мини-лекторий)
Кукольный театр «Колобок».
Чаепитие.

10 встреча.

Развитие внимания в онтогенезе. (Мини-лекторий)
Объёмная аппликация «Добрая рябина». (Творческая мастерская)
Чаепитие.

11 встреча.

Арт-терапия в реабилитации детей-инвалидов.
«Что такое хорошо и что такое плохо». (Круглый стол)
Лепим вареники. (Кают компания «Уютный дом»)
Чаепитие.

12 встреча.

Цветотерапия. (Мини-лекторий)
Макароны как искусство. (Творческая мастерская)
Чаепитие.

13 встреча.

Развитие памяти в онтогенезе. (Мини лекторий)
Панно из овощей, из крупы «Динозаврик». (Творческая мастерская)
Чаепитие.

14 встреча.

Применение ИКТ для реабилитации и интеграции инвалидов в современное общество. (Мини-лекторий, практикум)
«Соблюдаем режим дня». (Педагогическая лаборатория)
Панно из круп «Цыплёнок». (Творческая мастерская)
Чаепитие.

15 встреча.

Развитие мышления в онтогенезе. (Мини-лекторий)
Поделка из семечек «Ежик». (Творческая мастерская)
Чаепитие.

16 встреча.

Психокоррекция личности и поведения лиц с нарушением познавательной деятельности. (Практикум)
«О правильном питании и пользе витаминов». (Педагогическая лаборатория)
Социально бытовое Воспитание. Салат «Дружная семья». (Кают компания «Уютный дом»)
Чаепитие.

17 встреча.

Комплексный подход в реабилитации детей с ОВЗ. (Практикум)
Рекомендации логопеда по развитию речи в домашних условиях. (Практикум)
Кукольный театр «Репка».
Чаепитие.

Разделы психологии: 

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки