Дуализм

ДУАЛИЗМ

Дуализм (от лат. dualis — двойственный) - философское учение, исходящее в объяснении сущего из наличия 2 против. начал - материального и духовного. В наиболее развитой форме в философии Нового времени Дуализм представлен в учении Р. Декарта. По Декарту, существуют 2 субстанции - материя и дух. Основным свойством, или атрибутом, материи является протяжение, а духа - мышление (понимаемое шире, чем принято сейчас). Свойства материи невыводимы из мышления, и наоборот; субстанции не имеют и не могут иметь никаких точек соприкосновения. Для психологии наибольший интерес представляет постановка Декартом проблемы человека, в котором реально сосуществуют духовное и материальное начала. Эту проблему Декарт пытался решить, опираясь на гипотезу взаимодействия (см. Интеракционизм), в которой роль посредницы между телом и душой возлагалась на шишковидную железу мозга (эпифиз). В постановке этой проблемы обнаружилось противоречие (непоследовательность) дуалистической философии, а именно противоречие между принципом естественной причинности и наличием 2 субстанций, которые, в сущности, не могут находиться в каузальной зависимости друг от друга. Дальнейшее развитие Д., прежде всего в философии окказионализма (Н. Мальбранш, А. Гейлинкс, Г. Лейбниц и др.), показало, что решение психофизической проблемы возможно только при полном отказе от принципа причинности. Действующая, реальная причина оказалась вынесенной за пределы наличных субстанций, в высшую божественную субстанцию. Тем самым было показано, что обоснование принципов Дуализма требует введения единого основания, некоего начала бытия, каковым в окказионализме является субстанция Бога.

В психологии влияние дуалистической традиции было весьма существенным и проявлялось в долгой истории существования психофизической проблемы, проблемы психофизического взаимодействия, психофизиологической проблемы и т.п. В наиболее развитом виде дуалистические принципы представлены в учении психофизического параллелизма (В. Вундт, Ф. Паульсен). Учение, строящееся на противопоставлении независимо существующих души и тела, сознания и мозга, приводит либо к необходимости отказа от признания причинной зависимости, либо к редукции явлений сознания к рефлексу, к мозговым процессам. Логика необходимости введения единого основания, выявленная философией окказионализма, оказывается итогом любой формы Д.

Уже в философии Б. Спинозы картезианская постановка проблемы человека как «составленного» из тела и души была снята в утверждении существования человека в качестве мыслящего тела. Универсальная природа человека обнаруживается, по Спинозе, в способности мыслящего тела строить свое собственное движение по логике любого др. тела.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Дуализм (лат. dualis - двойственный) - философская доктрина, различающая два абсолютно разных состояния природы: дух и материю (Платон).

Мягкий вариант дуализма допускает некоторое, хотя метафизически ничтожное сходство этих разных субстанций; например, в любом материальном объекте заключена определенная информация, то есть нечто нематериальное, как бы духовное.

В параллельном варианте дуализма сознание и материя (психическое и физиологическое) рассматриваются как два совершенно разных природных явления, развивающиеся, однако, параллельно (концепция психофизического параллелизма).

В интерактивном варианте дуализма оба эти явления рассматриваются как взаимодействующие, влияющие друг на друга, и тем не менее имеющими фундаментальное различие (концепция психофизического взаимодействия).

Вообще говоря, кажется несколько странной, схоластической дискуссия о понятиях, которые фактически до сих пор никак не определены, не сделал этого, между прочим, и сам Декарт, который инициировал эту достаточно бесплодную дискуссию. Любопытно, что материалисты, например, Плеханов Г.В. (1856-1918), определяют материю в категориях психологии: материя есть то, “что действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения”. Дефиниции сознания в терминах материализма, как известно, не существует (это замечание кажется уместным при решении вопроса о том, что именно является первичным и что - вторичным, материя или сознание – для человека единственной и неоспоримой реальностью являются лишь феномены его внутреннего мира).

Психологический словарь. И. Кондаков

Дуализм

  • Словообразование - происходит от лат. dualis - двойственный.
  • Категория - система мировоззренческих представлений.
  • Специфика - философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. По Декарту, есть две субстанции - материя, основным свойством которой является протяжение, и дух, основанный на мышлении. При решении антропологической проблемы он выдвинул гипотезу взаимодействия этих субстанций, в котором в качестве посредника между телом и душой рассматривалась шишковидная железа мозга.

В психологии дуалистические принципы были реализованы прежде всего в учении психофизического параллелизма (В. Вундт, Ф. Паульсен).

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Дуализм - любые из ряда философских положений, которые допускают два отдельных состояния природы или два набора фундаментальных принципов Вселенной. Как провозгласил Платон, различие существует между духом и материей. В современных дебатах проблема обычно сводится к разграничению сознания и материи. Сильная дуалистическая позиция может проявляться в понимании действия одной сферы, которое не вносит вообще никакого вклада в понимании другой; или более мягкая форма дуализма проявляется в том, что принимаются некоторые различия между, скажем, психическими и физическими явлениями, но без признания того, что они фундамен тально различаются метафизически.

Классические формы дуализма – интерактивная, когда признается, что сознание и материя – отдельные, но взаимодействующие явления, и параллельная, когда сознание и материя рассматриваются как различные проявления сложного организма и принимается, что они "развиваются по отдельным, но параллельным путям". Декарт обычно упоминается как самый сильный сторонник интерактивного дуализма; ранние структуралисты, такие какТитчнер, были яростными защитниками параллельной позиции, которую они часто упоминали как психофизический дуализм. См. духа и материи проблема и монизм.

предметная область термина

ДУАЛИЗМ ДУШИ И ТЕЛА (mind-body dualism) - концепция Рене Декарта, утверждающая, что душа отделена от тела.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДУАЛИЗМ - двойственность в познании какого-то явления.

МОНИЗМ | ДУАЛИЗМ (monism / dualism) М./Д. - традиционная классиф. предлагаемых вариантов решения вопроса об отношении души и тела. Такие решения предполагают, что чел. либо составляет единую и в основе своей однообразную сущность (М.), либо состоит из двух качественно отличных и не зависимых друг от друга сущностей (Д.). Приверженцы этих двух вариантов решения тж различаются выбором эпистемологии.

Монисты склонны считать эмпиризм основным и/или единственно приемлемым методом познания, в то время как дуалисты признают и эмпиризм, и рационализм одинаково приемлемыми и одинаково надежными - каждый в своей сфере. Поскольку монисты склонны ставить знак равенства между знанием и эмпирией, все их определения пытаются - так или иначе - свести или приравнять разум (либо психич. функции) к деятельности мозга и НС. Т. о., тело и душа (разум) в самом деле превращаются в "единое". Разум определяется как форма существования материи (или как явление материалистического порядка).

В области психологии эта позиция отдает центральное место в понимании и объяснении поведения нейронауке. В отличие от монистов дуалисты, пытаясь понять и объяснить поведение, стремятся - тем или иным способом - связать активность нематериальной души и материального тела. На протяжении всей истории науки доминировали две формы Д. Первая представлена интеракционистскими теориями, среди к-рых классической считается система взглядов Декарта. Попытки совр. дуалистов заменить его интерпретацию собственным толкованием, основанным на достижениях нейронауки, нельзя назвать успешными. Формой дуализма, сумевшей обойти трудности, возникающие при объяснении взаимодействия души и тела, является психофизический параллелизм. Душа (разум) и тело рассматриваются как действующие согласованно, так что события, отражающиеся на одной из этих сущностей, отражаются и на другой. Поэтому знание об одной из них снабжает нас информ. и о другой.

Концепция изоморфизма психич. активности и мозговых функций, так же как и применение понятий топологии и теории поля в гештальт-психологии, представляют собой обновленную версию психофизического параллелизма в совр. научном мышлении. Принципиальное значение дуалистических позиций для психологии заключается в том, что если душа признается сущностью, совершенно не зависимой от материального тела, законы, которым подчиняется материальный мир, перестают ограничивать концептуализацию ее активности. Появляется возможность признания и поиска уникальных законов, справедливых только для психич. активности. Американская психология традиционно была крайне монистична еще с той поры, когда она находилась под сильным влиянием бихевиоризма Уотсона. М. превалирует в ней и сейчас. Однако рост популярности экзистенциализма, гуманизма и других "субъектно-ориентированных" филос. течений, и влияние этих течений на образ мыслей психологов, в особенности психотерапевтов, способствовали пробуждению интереса к проблемам, решение к-рых, как подсказывает логика, требует дуалистического подхода. См. также Вопрос об отношении души и тела М. Ройдер

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Гость
ср, 29/11/2017 - 16:01
Все рассказанное, это понимание дуализма диалектиками, то есть часть диалектики. На самом же деле, это диалектика начало мировоззрения "дуализм".

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки