Добрынин Николай Федорович

Добрынин Николай Федорович

Добрынин Николай Федорович

Добрынин Николай Федорович (18.05.1890, Бобруйск, Белоруссия – 18.03.1981) - отечественный психолог, доктор педагогических наук, профессор. Родился в семье священника. После окончания в 1908г. гимназии поступил на естественный факультет Московского университета. Затем перешел на историко–филологический факультет (где проводил первые исследования колебания внимания), который окончил в 1915г. по специальности „психология“. В 1922г. поступил в аспирантуру при Научно–исследовательском институте психологии, активно участвовал в борьбе против идеалистической концепции Г.И. Челпанова. В 1925г. защитил кандидатскую диссертацию на тему „Колебания внимания“. Работал в Московском государственном индустриально-педагогическом институте им. К. Либкнехта сначала в качестве доцента, а с 1935г. по 1941г. - профессора психологии. Одновременно работал доцентом на педагогическом факультете Второго МГУ (1922–1930) и научным сотрудником Института психологии (1925-1935). В 1937г. защитил докторскую диссертацию на тему „Психология внимания“. С 1941г. работал в МГПИ им. В.И. Ленина, где заведовал кафедрой психологии (1941-1966), работал профессором (1966-1969) и профессором-консультантом.

Член редколлегии журнала „Вопросы психологии“. Один из ярких представителей марксистской психологии, активно участвовавший в борьбе против идеалистической психологии. Специалист по проблемам познавательных процессов, прежде всего внимания, и развитию личности. Выдвинул принцип значимости, согласно которому познавательные процессы оказываются тесно связанными с мотивацией, с активностью личности. Популяризатор психологических знаний.

Н.Ф. Добрыниным опубликовано более 100 трудов. Большую часть своих многочисленных исследований он посвятил проблеме внимания. Его основные труды в этой области признаны классическими. Разработка концепции личной и общественной значимости вошла в золотой фонд советской психологии.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Добрынин Николай Федорович (1890–1981) - российский психолог, доктор психологических наук. Исследовал психологическую природу внимания, его виды, физиологические основы, свойства и характеристики, прежде всего колебания внимания. Обосновал принцип значимости как одно из фундаментальных оснований функционирования человеческой психики, позволяющий исследовать связь познавательных процессов личности с мотивацией ее поведения, раскрыть роль активности человека в познании окружающего мира. Значимость определяет направленность внимания человека, являясь одним из наиболее существенных среди обусловливающих его признаков. Рассматривал также вопросы интеллектуального (см. Интеллект) воспитания, развития интересов и формирования личности ребенка.

Литература

  • Колебания внимания, М., 1928
  • Введение в психологию, М. - Л., 1929
  • Психология, М., 1950
  • Психологический анализ урока. [Cб. ст.], под ред. Н.Ф. Добрынина, "Уч. зап. МГПИ им. В. П. Потёмкина", т.17, в. 1, М., 1952
  • Проблема активности личности, [Сб. ст.], под ред. Н.Ф. Добрынина, там же, т. 36, в. 2, М., 1954; внимание и память, М., 1958
  • Произвольное и послепроизвольное внимание, "Уч. зап. МГПИ им. Потёмкина. Кафедра психологии", т.62, в. 3, М., 1958
  • Основные вопросы психологии внимания, в кн : Психо-логич. наука в СССР, т.1, М., 1959; О значимости получаемых учащимися знаний, "Вопросы психологии", 1960, №1
  • Проблема активности личности и общественной значимости в психологии, в сб. Вопросы психологии личности, М., 1960
  • Послепроизвольное внимание на уроке, "Советская педагогика", 1962, №2
  • Возрастная психология: курс лекций / Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардиан, Н.В. Лаврова; Под ред. Н.Ф.Добрынина. - Москва : Просвещение, 1965. -295с.
  • О теории и воспитании внимания / Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея и В.Я. Романова М., 1976 - С. 243-259

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 
Библиография: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки