Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня

Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конференции, посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – 380 с. ISBN 978-5-89357-305-3

Юбилейная научная конференция, посвященная 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, состоялась 10–11 ноября 2011 года в Учреждении РАО «Психологический институт», г. Москва.

В сборнике представлены научные труды, отражающие современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. География участников конференции охватывает Россию, Беларусь, Украину, Литву, Казахстан, Монголию и США.

© Коллектив авторов, 2011

Результаты: 82 (страница 1, всего 2 стр.)

1 Адаптация Опросника темперамента EATQ-R М.К. Ротбарт на российской выборке Лобаскова М.М., Малых С.Б., Новгородова Ю.О.
M.К. Rotbart, S.A. Ahadi, D.E. Evans рассматривают темперамент в русле психобиологического подхода. Авторы считают, что темперамент является результатом генетического вклада, а также продуктом индивидуального опыта человека.
2 Актуальные проблемы исследования модельных характеристик способностей к социономическим профессиям Аминов Н.А., Блохина Л.Н., Осадчева И.И.
На современном этапе развития общества проблема исследования природы одаренности не только сохраняет свою актуальность, но и приобретает особый статус ведущей проблемы в рамках задач по управлению персоналом.
3 Актуальные проблемы психофизиологии индивидуальных различий и дифференциальной психологии Кабардов М.К.
Сегодняшнее состояние «всеобщей дифференциации и индивидуализации» накладывает большую ответственность на дифференциальную психологию и психофизиологию, в связи с чем важно соблюдать принцип «дифференциация без дискриминации». Создание условий для раскрытия и развития потенциальных возможностей каждого человека – вот главная задача этого направления.
4 Взаимные оценки в дифференциально-психологическом исследовании Алексеева О.С., Баскаева О.В., Козлова И.Е., Паршикова О.В.
В современных дифференциально-психологических исследованиях все большую популярность приобретают взаимные оценки – мнения обследуемых испытуемых друг о друге. В противовес самооценкам во взаимных оценках отражается то, каким образом воспринимается человек окружающими его людьми, какие его личностные особенности замечаются и каким образом они оцениваются.
5 Взаимосвязь сиблинговых и родительско-детских отношений Алексеева О.С., Козлова И.Е.
Отношения с сиблингом во многом определяют характер социальной адаптации ребенка (Dunn, 1988), они сохраняются, как правило, на протяжении всей жизни человека, и могут не терять своей значимости и во взрослом возрасте. Сиблинговые отношения включены в единую семейную систему, и непосредственно связаны как с родительско-детскими, так и с супружескими отношениями.
6 Влияние сенсорной слуховой депривации на абсолютный нижний порог ощущения интенсивности звукового сигнала Акимова К.К., Гриняев М.Ю., Нимаева С.М., Ужегов А.В.
Абсолютный нижний порог ощущения интенсивности звукового сигнала является одним из задатков человека, участвующих в формировании таких способностей, как различение речи, музыкальный слух и т.д. (Теплов, 1947), и по сути – границей неосознаваемых/осознаваемых слуховых ощущений.
7 Гендерные различия психофизиологических реакций на воздействие мажорной и минорной музыки у певцов хора Иванова Е.С., Панченко В.Н.
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, необходимостью понимания механизмов воздействия искусства. Изучение различных факторов, влияющих на человека и его развитие, поиск средств, позволяющих оказывать влияние на поведение, приводит многих исследователей к рассмотрению роли музыки в этом процессе.
8 Дифференциальные аспекты исследования осознанной саморегуляции и общительности учителя Моросанова В.И., Фомина Т.Г.
Профессиональная самореализация и успешность человека во многом зависит не только от качественного выполнения конкретных действий и операций, но и от способности регулировать взаимоотношения с окружающими людьми. Кроме этого, коммуникативная успешность личности выступает необходимым требованием в социономических профессиях.
9 Доминирующая мотивация младших школьников с разным уровнем развития музыкальных способностей Константинова Н.И.
Пианист и педагог А. Гольденвейзер считал, что почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной степени музыкальностью и способностью ее развивать.
10 Зависимость электрофизиологических признаков музыкально-исполнительских способностей от возраста, пола и нейрогуморального статуса Базанова О.М., Кабардов М.К., Кондратенко А.В., Лебедев А.Н.
В спортивной и музыкальной педагогике поиск психофизиологических признаков мастерства актуален не только с точки зрения прогнозирования вероятности достижения успехов, но также и для разработки стратегий развития и коррекции процессов обучения.
11 Изучение индивидуальных различий адаптационных процессов у иностранных студентов вузов г. Ульяновска Кузнецова Е.С.
В настоящее время все более острыми становятся исследования индивидуальных особенностей адаптации личности к новым социокультурным условиям. адаптация личности в новых условиях подразумевает не только временное проживание в данной стране, данном регионе, населенном пункте, но и обучение и работу, которые способствуют вхождению в новую этническую и культурную среду.
12 Индивидуализация процедуры ЭЭГ–БОС как средство повышения эффективности релаксационного тренинга Горбачева А.К., Горев А.С., Ковалева Н.В., Панова Е.Н.

На сегодняшний день ЭЭГ–БОС считается одним из наиболее перспективных способов обучения произвольной регуляции функционального состояния. В ранее проведенных нами ЭЭГ-исследованиях, посвященных анализу динамики ЭЭГ-показателей (спектральные параметры, показатели когерентности ЭЭГ по внутриполушарным и межполушарным отведениям) при релаксационной регуляции были выявлены выраженные индивидуальные различия.

13 Индивидуально-личностные особенности детей дошкольного возраста и проблема принятия группой Козырева Н.В.
В дошкольном возрасте происходит не только познание ребенком своей внешности. Он узнает о своих возможностях в различных видах деятельности, о чертах формирующегося характера.
14 Индивидуально-психологические различия в развитии компонентов социального капитала у российской молодежи Акимова М.К.
Б.М. Теплов, разрабатывая основы дифференциальной психологии, писал о том, что общественное признание и практическая значимость психологии как науки зависят от того, насколько принимаются во внимание индивидуальные различия.
15 Индивидуально-психологические различия и эмоциональная регуляция профессиональной деятельности Борисенко Н.А., Доценко О.Н.
Проблема изучения индивидуальных различий (Теплов, 1957; Небылицын, 1966; Гуревич, 1970; Русалов, 1985; и др.) продолжает оставаться актуальной в психологии труда и инженерной психологии. Б.М. Теплов придавал существенное объяснительное значение типам нервной системы, исходя из того, что они относятся к внутренним условиям формирования индивидуально-психологических свойств.
16 Индивидуально-типические особенности одаренных дошкольников Белова Е.С.
В современной психологии изучение проблем выявления и развития способностей, одаренности детей начиная с дошкольного возраста является одним из перспективных и значимых направлений исследований. Дошкольное детство рассматривается как один из важных периодов в развитии детских дарований.
17 Индивидуально-типологические различия в динамических характеристиках адаптивности личности с социально ориентированной и автономно ориентированной направленностью субъекта жизнедеятельности Колпакова Л.М.
С каких бы позиций ни исследовалась личность: философских, социальных или психологических, на способность действовать «автономно, эффективно, самостоятельно» указывается как на важнейшее ее качество.
18 Индивидуальность и счастье: в поисках общих категорий Левит Л.З.
Психология индивидуальности и психология счастья переживают в настоящее время период бурного развития. В работах, выполненных в 2008–2011 годах, нами была представлена личностно-ориентированная концепция счастливой жизни (ЛОКС, автор Л.З. Левит), основанная на применении системного подхода к человеку как к биопсихосоциальному единству.
19 Индивидуальные особенности морально-нравственной сферы и их связь с религиозностью Донцов А.В.
В последнее время все больший вес приобретает целостный подход к изучению человека. Таким образом, актуализируются исследования индивидуальных различий на всех уровнях бытия человека и их взаимосвязь как целостной системы.
20 Индивидуальные особенности принятия правовых нормативов Козлова В.Т., Ференс Н.А.
Данное исследование выполнялось в рамках концепции социальнопсихологических нормативов, предложенной К.М. Гуревичем. Эта концепция получила свое развитие при создании тестов умственного развития, предназначенных для разных образовательно-возрастных групп школьников и взрослых людей.
21 Индивидуальные различия восприятия времени подростками общеобразовательных школ и воспитательной колонии Гут Ю.Н., Кабардов М.К.
Изучению связи между особенностями восприятия времени и работы больших полушарий мозга посвящены работы Д.Г. Элькина (1962), В.Ф. Коновалова (1983), Е.А Полянской (1998). При этом продолжает оставаться значимой проблема психологического времени в подростковом возрасте, так как именно в этот период проявляется осознание себя и своей жизни во времени.
22 Индивидуальные различия и субъективное благополучие личности Лепешинский Н.Н.
В последние десятилетия широкую популярность у исследователей приобрела проблема субъективного благополучия личности. Одним из направлений исследования данной проблемы является изучение взаимосвязи субъективного благополучия и индивидуально-психологических особенностей личности.
23 Использование методов математического анализа для выявления иерархии покупательских потребностей Лейни Ю.Г.
В современном мире рыночных отношений рост конкуренции обязывает все глубже изучать своего потребителя, анализируются внешние и внутренние факторы покупательского поведения, а также возможности их использования для разработки эффективной политики управления целевой аудиторией.
24 Исследование специфики переживания событий в различных ситуациях (студенчество и потеря работы) Гусев С.А.
Жизненный путь каждого человека уникален в сочетании событий положительного и отрицательного, кризисного и стабильного характера. В особую группу можно выделить кризисы, вызванные не зависящими от воли человека событиями. Одним из таких событий является потеря работы.
25 К вопросу исследования индивидуальных различий в социальном поведении человека Кочетова Т.В.
На современном этапе развития психологической науки социальное поведение человека в основном продолжает оставаться прерогативой исследования социальной психологии, а индивидуально-психологические различия составляют предмет таких отраслей как дифференциальная психология и психология личности.
26 Категория характера и преемственность истории ее становления Большунова Н.Я.
Категория характера, несмотря на тысячелетия применения этого термина в обыденной жизни, научной и художественной литературе, остается одной из наименее определенных в дифференциальной психологии и психологии личности. Характер рассматривался в истории психологии и понимается в настоящее время и как самостоятельная категория...
27 Межполушарная асимметрия и различные виды одаренности Лукьянчикова Ж.А.
Изучение индивидуально-психологических различий, являющееся важнейшим разделом научной психологии, разработанное в школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына, актуально для многих направлений психологической науки, в том числе и для нейропсихологии.
28 Межполушарные асимметрии и индивидуальные параметры жизнестойкости на разных возрастных этапах Москвин В.А., Москвина Н.В.
В современной науке психофизиологический и нейропсихологический подход к проблеме индивидуальных различий (Москвин, 1988, 2002; Хомская, 2002) основан на концепции «парциального доминирования» (Лурия, 1969) и предполагает, что для каждого человека характерны индивидуальные констелляции или разные варианты сочетаний латеральных признаков, которые образуют индивидуальные профили латеральности (ИПЛ) и определяют индивидуальные особенности реализации психических процессов.
29 Модификация методики «Полоролевые портреты» как способ выявления идентификационных признаков Вержибок Г.В.
Форма и способ отношения к требованиям и нормам социума, пластичность и гибкость приспособления к ним индивида своеобразно выявляют общие и индивидуальные различия.
30 Молекулярно-генетические исследования индивидуальных различий в психологических характеристиках Егорова М.С., Пьянкова С.Д.
Интенсивные молекулярно-генетические исследования генетических полиморфизмов, проводящиеся два последних десятилетия, позволили определить некоторые гены моногенных и полигенных признаков, преимущественно связанных с патологией – шизофренией, депрессией, ожирением, болезнью Альцгеймера, а также с асоциальным поведением/
31 Мотивационные тенденции учащихся 8–9 лет с разным уровнем развития музыкальных способностей Калинина Т.В., Константинова Н.И.
У человека наличие определенных способностей означает пригодность к определенной деятельности. Способность включает в себя такие психические свойства и качества, которые необходимы в силу определенной деятельности.
32 О двух постулатах теории музыкальности Б.М. Теплова Гарипова Н.М.
В данной статье обозначенные идеи Б.М. Теплова будут рассмотрены в сопряжении с концепциями иных ученых, что позволит в полной мере осознать гениальную проницательность музыкального психолога.
33 О соотношении художественно-изобразительной и языковой одаренности подростков Арцишевская Е.В., Кабардов М.К., Мелик-Пашаев А.А.
В предлагаемых тезисах представлены результаты комплексного психологического и психофизиологического исследования художественно-изобразительных способностей.
34 Обучение самоконтролю альфа-активностью ЭЭГ снижает сценическое волнение и «освобождает» руки Базанова О.М., Кондратенко А.В., Мерная Е.М., Муравлева К.Б., Скорая М.А.
Не вызывает сомнения факт, что две из серьезнейших проблем музыкантаисполнителя – «зажатые» руки и сценическое волнение – суть и следствие одного и того же явления – психоэмоционального напряжения. Физиологическими признаками этих состояний являются снижение мощности альфа-волн ЭЭГ при реципрокном увеличении электромиографических (ЭМГ) показателей тонического напряжения мышц.
35 Особенности восприятия рекламы подростками с разным уровнем творческих способностей Азаренок Н.В.
Сущность творческих способностей раскрывается в результате конкретизации понятия «способности». Б.М. Теплов отмечает, что способности – это такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей.
36 Особенности мозговой активности в связи с эффективностью решения задач на рабочую память и когнитивный контроль Маракшина Ю.А., Пясик М.М.
Проблема исследования рабочей памяти и когнитивного контроля является актуальной в связи с возрастающим интересом к исследованию когнитивных функций. Рабочая память и когнитивный контроль являются необходимым условием осуществления когнитивных процессов; их функционирование зависит от индивидуальных, возрастных особенностей, которые специфически влияют на эффективность выполнения когнитивных задач.
37 Особенности соотношения системы ценностных ориентаций и перфекционизма у работников сферы информационных технологий Бабаева Ю.Д., Брисева Ю.В., Маркина М.Б., Ротова Н.А.
Изучение индивидуально-психологических различий в нашей стране имеет давние традиции. В работах отечественных психологов большое внимание уделяется анализу способностей, особенностей мышления, индивидуальным стилям, личностным характеристикам, опосредующим успешность реализации различных видов профессиональной деятельности (Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, О.К. Тихомиров, Е.А. Климов, Б.Г. Ананьев).
38 Особенности структуры интеллекта юношей и девушек, обучающихся в профильных классах Логутова Е.В.
Современное общество характеризуется изменением ценностнонравственных ориентаций в сфере отношений. Происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков.
39 Особенности ценностных ориентаций личности женщин разных возрастных групп Бурмистрова Е.В., Лукова М.С.
Ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.
40 От «феномена» к «взаимодействию» Воронова Е.Ю.
Тенденцией и приоритетом современных исследований все чаще становятся не феномены психики, а их взаимосвязь, характер взаимодействия феноменов, свойств, процессов.
41 Практический интеллект в деятельности офицеров Дьячков А.А.
Многим родителям и педагогам приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда ребенок на уроках решает задачи по математике с достаточной степенью легкости, но оказывается явно непригоден к тому, чтобы сделать в магазине покупки по списку, врученному родителями. Назревает вопрос о смысле его обучения теоретическому материалу, если на практике, в частности в магазине, ребенок не может решить элементарные задачи.
42 Предмет и задачи дифференциальной психологии на современном этапе ее развития Головей Л.А., Дерманова И.Б.
Со времени возникновения дифференциальной психологии как научной дисциплины прошло более 100 лет, и тогда она возникла как психологическое направление с мощным научным потенциалом развития. Ее основатель В. Штерн сформулировал четыре основные задачи, остающиеся актуальными до сих пор.
43 Представления о любви в юношеском возрасте: гендерный аспект Джидарьян И.А., Маслова О.В.
Целью проведенного под нашим руководством исследования было сравнение представлений о любви у современных юношей и девушек. Для выявления существующих между ними различий в исследовании использовались две основные методики: направленный ассоциативный эксперимент к стимулу «любовь» и специально разработанный нами опросник «Классические представления о любви: принятие – дистанцирование».
44 Применение психогенетического подхода в интегральном исследовании индивидуальности Корниенко Д.С.
Современное состояние теории интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин) связано с развитием идей, заложенных основателем теории, и осуществляется в работах, выполненных под руководством Б.А. Вяткина.
45 Проблема влияния типологических свойств нервной системы на функционирование высших психических функций Василевская К.Н.
В 1946 году Б.М. Теплов начал новое направление – изучение психофизиологических основ индивидуальных различий людей на базе Павловского учения о типах ВНД и об основных свойствах нервной системы. По Теплову, «тип ВНД есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека».
46 Проблема индивидуальных различий в процессах саморегуляции человека Корнеева С.А.
Анализ работ, посвященных исследованию индивидуальных различий в процессах саморегуляции, показывает, что раскрываются все новые и новые грани индивидуальных различий в саморегулировании.
47 Проблема овладения языком в контексте психолого-педагогической адаптации мигрантов Бауэр Е.А., Кабардов М.К.
Тема миграции, адаптации и интеграции мигрантов является чрезвычайно актуальной во всем мире в условиях глобализации. В контексте миграционных процессов настойчиво проявляются тенденции и феномены этнокультурного многообразия, характерного для стран с высоким показателем миграции.
48 Проблемы понятийного мышления в контексте межэтнического образования Ахметова Л.В., Хашбат Батцэнгэл, Юркова Е.С.
Стратегия межэтнического образования ставит перед психологопедагогическим сообществом проблемы, связанные с исследованием продуктивности понятийного мышления учащихся (студентов), обучающихся в иноязычной среде.
49 Прогностическое математическое моделирование интеллектуальной эффективности на основе измерений индивидуальных различий Вятченин С.В., Вяхирева Е.А., Кострикина И.С., Янгляев Д.Х.
Решение задач прогнозирования эффективности обучения и практической деятельности на основе измерений способностей возможно при математической операционализации интегративного и уровневого подхода к пониманию взаимосвязей способностей задатков, индивидуальных различий как основы способностей, заложенных в рамках отечественных школ дифференциальной психологии (Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин).
50 Психологическая компетентность педагога как фактор развития способности к творчеству обучающихся Малухина Н.В.
В настоящее время усиливается роль образования как института, гарантирующего права человека на самореализацию, развитие способностей и социальную интеграцию. «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

Страницы

Подписка на Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня