Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня

Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конференции, посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – 380 с. ISBN 978-5-89357-305-3

Юбилейная научная конференция, посвященная 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, состоялась 10–11 ноября 2011 года в Учреждении РАО «Психологический институт», г. Москва.

В сборнике представлены научные труды, отражающие современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. География участников конференции охватывает Россию, Беларусь, Украину, Литву, Казахстан, Монголию и США.

© Коллектив авторов, 2011

Результаты: 35 (страница 1, всего 1 стр.)

1 Актуальные проблемы исследования модельных характеристик способностей к социономическим профессиям Аминов Н.А., Блохина Л.Н., Осадчева И.И.
На современном этапе развития общества проблема исследования природы одаренности не только сохраняет свою актуальность, но и приобретает особый статус ведущей проблемы в рамках задач по управлению персоналом.
2 Актуальные проблемы психофизиологии индивидуальных различий и дифференциальной психологии Кабардов М.К.
Сегодняшнее состояние «всеобщей дифференциации и индивидуализации» накладывает большую ответственность на дифференциальную психологию и психофизиологию, в связи с чем важно соблюдать принцип «дифференциация без дискриминации». Создание условий для раскрытия и развития потенциальных возможностей каждого человека – вот главная задача этого направления.
3 Взаимные оценки в дифференциально-психологическом исследовании Алексеева О.С., Баскаева О.В., Козлова И.Е., Паршикова О.В.
В современных дифференциально-психологических исследованиях все большую популярность приобретают взаимные оценки – мнения обследуемых испытуемых друг о друге. В противовес самооценкам во взаимных оценках отражается то, каким образом воспринимается человек окружающими его людьми, какие его личностные особенности замечаются и каким образом они оцениваются.
4 Влияние сенсорной слуховой депривации на абсолютный нижний порог ощущения интенсивности звукового сигнала Акимова К.К., Гриняев М.Ю., Нимаева С.М., Ужегов А.В.
Абсолютный нижний Порог ощущения интенсивности звукового сигнала является одним из задатков человека, участвующих в формировании таких способностей, как различение речи, музыкальный слух и т.д. (Теплов, 1947), и по сути – границей неосознаваемых/осознаваемых слуховых ощущений.
5 Зависимость электрофизиологических признаков музыкально-исполнительских способностей от возраста, пола и нейрогуморального статуса Базанова О.М., Кабардов М.К., Кондратенко А.В., Лебедев А.Н.
В спортивной и музыкальной педагогике поиск психофизиологических признаков мастерства актуален не только с точки зрения прогнозирования вероятности достижения успехов, но также и для разработки стратегий развития и коррекции процессов обучения.
6 Индивидуально-психологические различия в развитии компонентов социального капитала у российской молодежи Акимова М.К.
Б.М. Теплов, разрабатывая основы дифференциальной психологии, писал о том, что общественное признание и практическая значимость психологии как науки зависят от того, насколько принимаются во внимание индивидуальные различия.
7 Индивидуально-типические особенности одаренных дошкольников Белова Е.С.
В современной психологии изучение проблем выявления и развития способностей, одаренности детей начиная с дошкольного возраста является одним из перспективных и значимых направлений исследований. Дошкольное детство рассматривается как один из важных периодов в развитии детских дарований.
8 Категория характера и преемственность истории ее становления Большунова Н.Я.
Категория характера, несмотря на тысячелетия применения этого термина в обыденной жизни, научной и художественной литературе, остается одной из наименее определенных в дифференциальной психологии и психологии личности. Характер рассматривался в истории психологии и понимается в настоящее время и как самостоятельная категория...
9 Модификация методики «Полоролевые портреты» как способ выявления идентификационных признаков Вержибок Г.В.
Форма и способ отношения к требованиям и нормам социума, пластичность и гибкость приспособления к ним индивида своеобразно выявляют общие и индивидуальные различия.
10 О двух постулатах теории музыкальности Б.М. Теплова Гарипова Н.М.
В данной статье обозначенные идеи Б.М. Теплова будут рассмотрены в сопряжении с концепциями иных ученых, что позволит в полной мере осознать гениальную проницательность музыкального психолога.
11 О соотношении художественно-изобразительной и языковой одаренности подростков Арцишевская Е.В., Кабардов М.К., Мелик-Пашаев А.А.
В предлагаемых тезисах представлены результаты комплексного психологического и психофизиологического исследования художественно-изобразительных способностей.
12 Обучение самоконтролю альфа-активностью ЭЭГ снижает сценическое волнение и «освобождает» руки Базанова О.М., Кондратенко А.В., Мерная Е.М., Муравлева К.Б., Скорая М.А.
Не вызывает сомнения факт, что две из серьезнейших проблем музыкантаисполнителя – «зажатые» руки и сценическое волнение – суть и следствие одного и того же явления – психоэмоционального напряжения. Физиологическими признаками этих состояний являются снижение мощности альфа-волн ЭЭГ при реципрокном увеличении электромиографических (ЭМГ) показателей тонического напряжения мышц.
13 Особенности восприятия рекламы подростками с разным уровнем творческих способностей Азаренок Н.В.
Сущность творческих способностей раскрывается в результате конкретизации понятия «способности». Б.М. Теплов отмечает, что способности – это такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей.
14 Особенности соотношения системы ценностных ориентаций и перфекционизма у работников сферы информационных технологий Бабаева Ю.Д., Брисева Ю.В., Маркина М.Б., Ротова Н.А.
Изучение индивидуально-психологических различий в нашей стране имеет давние традиции. В работах отечественных психологов большое внимание уделяется анализу способностей, особенностей мышления, индивидуальным стилям, личностным характеристикам, опосредующим успешность реализации различных видов профессиональной деятельности (Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, О.К. Тихомиров, Е.А. Климов, Б.Г. Ананьев).
15 Особенности ценностных ориентаций личности женщин разных возрастных групп Бурмистрова Е.В., Лукова М.С.
Ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.
16 От «феномена» к «взаимодействию» Воронова Е.Ю.
Тенденцией и приоритетом современных исследований все чаще становятся не феномены психики, а их взаимосвязь, характер взаимодействия феноменов, свойств, процессов.
17 Проблема влияния типологических свойств нервной системы на функционирование высших психических функций Василевская К.Н.
В 1946 году Б.М. Теплов начал новое направление – изучение психофизиологических основ индивидуальных различий людей на базе Павловского учения о типах ВНД и об основных свойствах нервной системы. По Теплову, «тип ВНД есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека».
18 Проблемы понятийного мышления в контексте межэтнического образования Ахметова Л.В., Хашбат Батцэнгэл, Юркова Е.С.
Стратегия межэтнического образования ставит перед психологопедагогическим сообществом проблемы, связанные с исследованием продуктивности понятийного мышления учащихся (студентов), обучающихся в иноязычной среде.
19 Психологическая поддержка русскоязычных пациентов с тяжелыми соматическими заболеваниями в Германии Бауэр Е.А., Кабардов М.К.
Как показывают многочисленные исследования, миграция сопровождается разрушением привычного социального окружения и стрессом, что создает благоприятную почву для возникновения различных расстройств и заболеваний. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как взаимосвязь трех составляющих: физического, психического и социального благополучия.
20 Психологические особенности личности и вегетативный статус у студентов с разным привычным уровнем двигательной активности Веневцева Ю.Л., Елисеев Д.Е., Мельников А.Х.
Личностный опросник 5 BIG («Большая пятерка», Paul T. Costa, Robert R. McCrae, 1987–1992) в последнее время довольно широко используется в зарубежных работах по медицинской и спортивной тематике.
21 Психофизиологические предпосылки трудностей усвоения детьми письменной речи Верещагина Н.В.
Становление письменной речи является длительным, энергозатратным и трудоемким процессом для ребенка. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что большинство детей дошкольного возраста сталкиваются с проблемами усвоения устной речи, то есть имеют разнообразные речевые расстройства, которые в школьные годы проявляются в виде дисграфий и дислексий – проблем овладения письмом и чтением.
22 Различные стороны проявления закона об обратном соотношении силы нервной системы и чувствительности, открытого Б.М. Тепловым Голубева Э.А.
Мы с вами отметили 100-летие, 110-летие, а в этом году празднуем 115-летие со дня рождения выдающегося ученого Бориса Михайловича Теплова. Каждый из юбилеев подчеркивал определенную сторону новаторского наследия Теплова.
23 Ретроспективный взгляд на взаимодействие научных школ Б.М. Теплова и В.С. Мерлина в развитии учения об индивидуальности человека Вяткин Б.А., Щукин М.Р.
Взаимодействие научных школ Б.М. Теплова и В.С. Мерлина имеет более чем полувековую историю и проявлялось в личных симпатиях и научных контактах руководителей этих школ, а также многолетних сохранившихся до настоящего времени личных и деловых взаимоотношениях их учеников и последователей.
24 Роль и значение Я-концепции в структуре и развитии личности Анисимова О.М.
По мере становления сознания человек на определенном этапе развития начинает обращаться к себе как к части мира. В контексте сознавания ценностей и смыслов группы, общества и человечества в целом мы начинаем сознавать и самих себя, формировать свою Я-концепцию.
25 Роль индивидуальности в субъективной оценке стресс-факторов городской среды Воробьева И.В., Кружкова О.В.
Современный человек регулярно испытывает состояние стресса. По приблизительным оценкам, около 70% россиян переживают стресс постоянно (данные ВЦИОМ). Источники стресса многообразны. Одним из них может являться среда большого города, создающая многочисленные опасные ситуации и выдвигающая по отношению к человеку повышенные требования для его выживания в ней.
26 Роль нейродинамической пластичности с позиций эффективности формирования адаптивного ответа Байгужин П.А.
Одним из ведущих признаков индивидуального здоровья человека является способность организма адаптироваться к условиям влияния факторов среды. Адекватное течение адаптации обусловливает оптимальное проявление работоспособности, в свою очередь определяющей результативность и эффективность учебно-профессиональной деятельности индивидуума.
27 Системное исследование темперамента студентов-первокурсников Верозуб А.С., Фомина Н.А.
По справедливому замечанию Б.М. Теплова, важнейшими задачами психологии являются изучение индивидуальных различий людей, а также поиски теоретически обоснованных и опирающихся на объективную методику путей исследования этих различий.
28 Современный взгляд на природу способностей Волкова Е.В.
Одним из значимых достижений общей теории способностей является определение Б.М. Тепловым понятия «способности». Это определение задает в концептуальном и методологическом плане те оси координат, которыми руководствуются исследователи разных видов специальных способностей/
29 Специальные исполнительские способности музыканта Галкина Е.В.
Исследование музыкальных способностей берет свое начало от взглядов и деятельности Б.М. Теплова, который создал классическую теорию музыкальности и музыкальных способностей. Он считал музыкальность основой профессиональной пригодности и успешности в музыкальной деятельности.
30 Специфика музыкальности студентов университета (будущих математиков, психологов и филологов) Воропаева Т.С.
Б.М. Теплов является не только одним из наиболее известных исследователей индивидуальных различий в российской и мировой психологии, но и ярким представителем той плеяды ученых, которые стремились синтезировать гуманитарное и естественнонаучное знание. Выдающийся ученый смог реализовать это стремление в процессе комплексного исследования способностей.
31 Специфика профессионального самоопределения психолога в современной социокультурной ситуации Большунова Н.Я., Портянкина Е.А.
Наши исследования и данные разных авторов свидетельствуют, что потребность в психологической помощи у российских респондентов не превышает 10–20% в разных выборках – именно столько людей готовы обратиться к психологу при появлении тех или иных личностных проблем.
32 Структура познавательной деятельности как критерий умственного развития в старшем дошкольном возрасте Афонина Н.Ю.
Небезызвестно, что практически всегда актуальность научных исследований, в том числе и исследований в области психологии, диктуется запросами общества.
33 Субъектность и саморегуляция педагога Белоус О.В.
Для нашего времени характерны процессы изменения всех сфер жизнедеятельности человека. Особенно динамичны эти преобразования в тех областях человеческой практики, которые непосредственно связаны с взаимодействием людей. В первую очередь, это актуально для сферы образования, где приоритетным становится развитие личностных особенностей человека, позволяющих ему жить в меняющемся мире и преобразовывать себя в нем.
34 Тепловские психотехнологии типологического познания и современное человекознание Базылевич Т.Ф., Пономарев В.П., Рюмин А.В.
Школа Б.М. Теплова создала уникальные стратегии изучения типологических особенностей человека. Эти наукоемкие технологии не являются такими уж простыми (как распространенные сегодня тесты, опросники, анкеты).
35 Толерантность как предмет типологического анализа Базылевич Т.Ф., Дубинин А.С.
Школа Б.М. Теплова создала уникальные стратегии изучения типологических особенностей человека. Эти наукоемкие технологии не являются такими уж простыми (как распространенные сегодня тесты, опросники, анкеты).
Подписка на Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня