Диагностика психического развития

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Диагностика психического развития (от греч. diagnosis — распознавание) - обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы» и т.д. Существенное значение для диагностики психического развития имеет история развития обследуемого (анамнез).

Процедура Диагностика психического развития состоит из 2 этапов:

  1. сбора психодиагностической информации;
  2. постановки диагноза и формулировки рекомендаций.

Существуют 2 способа получения информации в Д. п. р.:

  1. краткое более или менее разностороннее обследование с применением ряда психодиагностических методик (тестов);
  2. длительное изучение человека в условиях учебно-воспитательного или лечебного учреждения.

В свою очередь краткое исследование делится на 2 вида:

  1. психологическое тестирование, при котором достигается стандартность процедуры и дается количественная оценка уровня психического развития;
  2. комплексное обследование (клинический метод по Ж. Пиаже), при котором выдвигаются и проверяются гипотезы и дается качественная характеристика психики человека.

Диагностика психического развития включается в процесс психологической консультации и заканчивается выдачей психологических рекомендаций. Полученные данные используются для определения путей обучения (это особенно важно при диагностике психического развития детей с нарушениями развития), лечения (в психиатрии, психоневрологии, нейрохирургии), в целях профессиональной ориентации и профессионального отбора и т.п. В тех случаях, когда имеются отклонения в психическом развитии человека, с учетом результатов Д. п. р. обсуждаются меры по их исправлению или компенсации. Этот вопрос решается компетентными органами, имеющими соответствующие права (при этом привлекаются необходимые мед., психологические и др. данные).

Отечественные психологи важнейшее значение при Д. п. р. придавали качественному анализу особенностей деятельности и психики человека, выяснению «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский); решительно критиковали практику формального применения тестов интеллекта, которые направлены на определение суммарной количественной характеристики интеллекта, т.н. коэффициента интеллекта (IQ) или умственного возраста. Подобные тесты не вскрывают причин возможных отклонений в развитии. Кроме того, следует учитывать, что результаты тестирования в значительной мере зависят от условий жизни, обучения и воспитания обследуемых.

В последние десятилетия распространены комплексные тестовые батареи, дающие многомерную характеристику психического развития детей (напр., шкала Бейли). Широко используются тесты уровня развития поступающих в школу. Результаты диагностики психического развития в определенной мере позволяют оценивать эффективность содержания и методов той или иной системы обучения и воспитания детей. (В.Н. Дружинин)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки