Детство

ДЕТСТВО

Детство (англ. childhood) - этап онтогенетического развития индивида между рождением ребенка и нач. подросткового периода. Исторически возрастные границы детства изменяются преимущественно в сторону удлинения, что объясняется, прежде всего, усложнением содержания и задач обучения и воспитания детей, которые, в свою очередь, являются следствием прогресса экономических и социальных технологий.

До XIX в. Детство находилось на периферии общественных интересов; оно в основном воспринималось как неразвитость, невыраженность взрослых черт и качеств. В своем современном понимании Д. было открыто Ж.-Ж. Руссо и нем. романтиками «штурма и натиска» (напр., Гете), впервые заговорившими о самоценности детской жизни и детской личности. Позднее (с середины XIX - и особенно в XX в.) детство становится особым предметом изучения искусства (литературы, живописи, кино) и науки (в т.ч. детской психологии).

В психологии Детство обычно разделяется на след. периоды: младенческий возраст (0-1 г.), ранний возраст (1-3 лет), дошкольный возраст (3-6/7) и младший школьный возраст (6/7-11/12). В современной цивилизации Д. отделено от взрослости специальными переходными периодами - подростковым возрастом и юношеским возрастом. См. Возраст. (А.В. Толстых)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Детство - термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста). Согласно принятой периодизации, детство охватывает младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3 года — 6-7 лет) и младший школьный возраст (6-7-10-11 лет).

Исследования психологов (П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.), данные этнографии о развитии детей в различных обществах способствовали преодолению господствовавших долгое время представлений о Д. как «натуральной стадии», обладающей некими «универсальными» для всех времен и народов свойствами. Показано, что, будучи социокультурным феноменом, Д. носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития.

Главная социальная функция Детства, состоящая в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду, определяет специфику возрастной дифференциации, продолжительность и своеобразие Д. На характер и содержание отдельных периодов Д. также оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, в котором растет ребенок, и в первую очередь система общественного воспитания (см. Возраст). Внутри последовательно сменяющих друг друга видов детской деятельности, задаваемых обществом, происходит воспроизведение (присвоение) ребенком исторически сложившихся человеческих способностей. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в Д. психологические новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования человеческой личности (А.В. Запорожец и др.)

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Детство - обычно период между грудным возрастом и пубертатным периодом.

предметная область термина

СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО (middle childhood)  - это хронологический период детства, примерно с 6 до 11 - 12 лет, в течение которого дети приобретают важные знания и умения. Физическое развитие. Средний североамериканский ребенок в 6 лет имеет рост около 118 см (46 дюймов), весит примерно 20 кг (44 фунта) и в течение следующих 5 лет ежегодно прибавляет примерно по б см в росте и по 3 кг в весе. Этот темп роста яв-ся относительно медленным и постоянным по сравнению с темпами роста в младенчестве, раннем детстве и отрочестве. Менее заметные, но психологически более важные изменения происходят в ЦНС, пищеварительной системе, зрительной системе и координации движений кисти, между тем как головной мозг и тело ребенка становятся более зрелыми. Эти изменения позволяют детям этого возраста извлекать пользу из формального обучения. Грубая моторика (движения и действия, в к-рых участвуют крупные мышцы тела) также развивается в течение этого периода. Пока деятельность не требует большой физ. силы и не оценивается слишком строго, большинство детей в этом возрасте с удовольствием совершенствуют свои двигательные навыки и умения.

Когнитивное развитие. В С. д. заметно улучшается умение логически мыслить на конкретном материале. Наиболее известным примером здесь служит развитие понятия сохранения, в том виде как оно проявляется в опытах Жана Пиаже. Некоторые психологи полагают, что в начале среднего детства происходит резкое повышение познавательной способности, к-рое Шелдон Уайт назвал переключением с 5 на 7 (five-to-seven shift). Однако большинство психологов считают, что когнитивные навыки и умения развиваются постепенно на протяжении всего среднего детства и зависят в своем развитии от специального обучения и обогащаемого опыта, а так же от созревания мозга. Тем не менее среди психологов нет разногласий в том, что касается поразительной обучаемости детей на протяжении С. д. Значительная часть мотивации к учению исходит от самих детей. Эрик Эриксон называет этот период "трудолюбие против чувства неполноценности", когда дети испытывают "истинное удовольствие от того, что им удается завершить работу благодаря устойчивому вниманию и должному прилежанию". Если на готовность ребенка учиться об-во (культура) не отвечает соответствующим обучением, то, согласно Эриксону, у ребенка может развиться пожизненное чувство неполноценности. Психосоциальное развитие.

Среднее детство приносит с собой заметное расширение соц. мира ребенка, так как дети становятся менее зависимыми от родителей в мелочах повседневной жизни и более способными к завязыванию тесных дружеских отношений со сверстниками. С этих пор 6-11-летние дети входят в "культуру детства" (the culture of childhood). Отчасти по той причине, что культура детства яв-ся весьма влиятельной, дети в этом возрасте высоко ценят дружбу. Ребенок, отвергаемый другими детьми из-за своего поведения, внешности или семейного происхождения, вероятно, страдает от низкой самооценки и недостатка уверенности в себе. Нельзя сказать, что в течение С. д. родители отходят на второй план. Родительское поощрение школьных успехов, ограничение просмотра телепередач и то душевное тепло, к-рое они дают своему ребенку, - все это благотворно сказывается на его чувстве Я и достижениях. Моральное развитие. В С. д. дети начинают понимать нормы об-ва, в к-ром они живут, и следовать им в своем поведении, часто истолковывая их слишком узко, прямолинейно и однозначно до тех пор, пока не станут более открытыми к изменениям с наступлением отрочества. Фактическое моральное поведение большинства детей зависит от ролевых моделей, за поведением к-рых они наблюдают, и от ценностей своей культуры.

Половые различия. На протяжении среднего детства сходство между мальчиками и девочками значительно сильнее различий между ними. Однако несколько представляющих интерес половых различий все же обнаруживаются. В течение всего этого периода развития девочки являются физиолог. более зрелыми, чем мальчики. Игры девочек отличаются значительным разнообразием, но при этом меньше связаны с проявлениями физ. агрессии и чаще носят малоподвижный характер. Кроме того, девочки склонны общаться и играть с узким кругом подруг, особенно с "лучшей подругой", тогда как мальчики предпочитают более широкие группы или игровые объединения. Как те, так и другие, играют чаще всего со сверстниками своего пола. К "сорванцу в юбке", к-рая водится с мальчишками, относятся гораздо благожелательнее, чем к "маменькиному сынку", возящемуся с девчонками. То, насколько эти различия в характере игровой деятельности яв-ся биологически или культурно обусловленными, до сих пор остается предметом дискуссий между представителями соц. наук. Др. дискуссионный вопрос: почему к концу С. д. девочки больше преуспевают в чтении и письме, а мальчики - в математике и естественных науках? Согласно выводам Джереми Финна, сделанным по результатам межнационального исслед., это различие имеет, по крайней мере частично, культурную основу, ибо в умениях мальчиков и девочек отражаются приоритеты той образовательной системы, в рамках к-рой они развиваются.

Проблемы. Сравнительно с др. периодами жизни, среднее детство относительно свободно от серьезных проблем. Тем не менее два вида трудностей все же заслуживают внимания. Одна проблема связана со школой. Многим детям трудно выдержать темп овладения содержанием школьных предметов, задаваемый их сверстниками. В одних случаях это связано с легким отставанием в созревании, и ребенок впоследствии нагоняет упущенное. В других случаях причина кроется в промахах, допущенных семьей или школой. В ряде случаев ребенок обнаруживает недостаточную специфическую обучаемость. Второй проблемой яв-ся делинквентность и вандализм, первые проявления к-рых наблюдаются обычно в С д. Поэтому не следует игнорировать легкие правонарушения, совершаемые в этом возрасте; напротив, нужно попытаться понять причины противоправного поведения и перестроить деструктивные поведенческие паттерны. Одного только наказания малолетнего преступника явно недостаточно, более того, оно может привести к обратным результатам. См. также Детская психология, Развитие человека К.С. Бергер

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки