Формирование ЗОЖ у младших школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Подкур А.Г., ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
Институт педагогики, Кафедра дошкольного и начального образования

Главной задачей любого образовательного учреждения является поддержание высокого уровня качества образования. К его основным характеристикам относят психологическое благополучие всех участников образовательного процесса, их социальное благополучие, а также физическое и духовное благополучие. Создание гармоничного поля для достижения всех компонентов качественного образования является актуальной проблемой современного образования и диктует необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

сохранение здоровья учащихся является одной из главных целей образования, в особенности для учащихся младших классов. Ведь младшие школьники тяжелее других переносят психофизиологические и эмоциональные нагрузки, новый режим дня, отдыха и питания, формирование межличностных отношений и преодоление проблемных ситуаций. Таким образом, сохранение здоровья учащихся является важнейшей прерогативой образовательного процесса. Под здоровьем мы понимаем отсутствие патологических отклонений в организме человека и состояние полного комфорта: физического, психического и социального.

В образовательной среде под здоровьем понимают такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, и адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все приемы в обучении, которые способствуют сохранению здоровья детей.

Конечно, механизмы внедрения здоровьесберегающих технологий уже долгое время успешно применяются в образовательном процессе на уроках физкультуры, ОБЖ, биологии и т.д. Но стоит сказать, что наибольшую нагрузку дети испытывают на уроках математики. Математика является одним из основных предметов в начальной школе и занимает около 25% учебного процесса. Многочисленные исследования доказали, что именно от того, насколько эффективно осуществляется обучение математике зависит здоровье учащихся, их самооценка, уровень тревожности, адаптационные процессы и отношение к школе в целом. Этот предмет требует затраты большого количества энергии ребенка, ведь задействуются многие психические процессы, такие как память, операции мышления, внимание, воображение, восприятие.

К негативным последствиям трудностей в обучении математике чаще всего в педагогике и психологии относят психическое и физическое утомление, длительное отрицательное эмоциональное состояние, повышенная тревожность и формирование страха к обучению в школе в целом, чувство незащищенности и слабости перед предстоящим занятием. Кроме того, нарушается контакт с учителем, что также отрицательно сказывается на обучении другим предметам, а значит приводит к снижению успешности обучения в целом и нарушениям здоровья.

Целью здоровьесберегающих технологий обучения является обеспечение для школьников возможности сохранять здоровье во время всего образовательного процесса, а также формирование у него навыков и принципов здорового образа жизни, умения воплощать полученные знания в жизни.

Основными условиями сохранения здоровья учащихся при обучении математике являются следующие компоненты:

  • опора при обучении на жизненный опыт ребенка, проведение параллелей между новой информацией и уже усвоенными знаниями, а также личным опытом ребенка;
  • соблюдение оптимального объема предоставляемой информации для учеников;
  • соблюдение непротиворечивости предоставляемой информации;
  • сохранение положительного эмоционального состояния учащихся на протяжении всего образовательного процесса;
  • обеспечение подачи материала через различные каналы восприятия: слухового, зрительного, тактильного;
  • вариативность степени сложности предоставляемой информации в зависимости от возможностей каждого ученика;
  • наличие физминуток на уроке, возможность снятия напряжения как физического, так и эмоционального;
  • задействование различных форм учебной деятельности.

Отдельное место в использовании здоровьесберегающих технологий на уроках математики является культурно-просветительская и пропагандистская деятельность, направленная на формирование навыков здорового образа жизни. Так как урок математики является по своему содержанию несколько нетипичным для подобного рода работы, созданы и успешно применены на практике такие формы работы как беседы, практические задачи и их обсуждение, в виде упражнений как индивидуального, так и группового характера, применение визуализации материала, выполнение учениками подбора информации по вопросам ЗОЖ и выступление в качестве пятиминутки здоровья.

К основным принципам организации здоровьесберегающего урока математики в литературе чаще всего относят гармоничное сочетание таких компонентов:

  • соблюдение плотности урока на 60%-80%;
  • постоянное чередование видов учебной деятельности;
  • наличие физминуток различной направленности (снятие мышечного напряжения в шее и спине, разминка рук, упражнения для глаз и головы и т.д.);
  • введение эмоциональных разгрузок в виде шуток, стихов, поговорок и прочее;
  • наблюдение за позой учащихся во время работы на уроке;
  • включение в план урока вопросов здорового образа жизни;
  • соблюдение гигиенических условий в кабинете (чистота, свежесть воздуха, степень и качество освещенности)
  • дозировка учебной нагрузки.

Стоит сказать, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках значительно повышает работоспособность детей и способствует более эффективному усвоению знаний. Многие учащиеся испытывают трудности в восприятии материала и его усвоении только по причине неподходящего темпа изложения информации. Поэтому необходимым условием успешного обучения всей учащихся класса является индивидуальный подход и разбивка заданий на уровни. Подобная схема работы позволяет не только успешно усваивать информацию учащимися в удобном для них темпе, но и способствует формированию адекватной самооценки, позитивного образа Я, а также укреплению межличностных отношений в классе.

Список использованных источников

  1. Жирова Т.М. Твоя жизнь - твой выбор//Развитие ценностей здорового образа жизни школьников - Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. - 160 с.
  2. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника? / Начальная школа, 2007. - № 2. - с. 58-61.
  3. Сиденко А.С. Внутришкольная работа со школьными факторами риска как средство сохранения и укрепления здоровья учащихся / сб.: Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы полного дня: психологический комфорт ученика. Из опыта работы. // А. С. Сиденко – Вып. 1.- М.: АПК и ППРО. – 2009.
  4. Синягина Н.Ю. «Как сохранить и укрепить здоровье детей»: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003.
  6. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе - Волгоград: Учитель, 2008. - 172 с.

Разделы психологии: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки