Добавить комментарий

Взаимосвязь мотивации достижения успеха и волевых качеств в юношеском возрасте

Проявление воли в различных специфических ситуациях и в различных видах деятельности позволяет говорить о волевых качествах личности. При всём этом само понятие «волевые качества», по мнению Е.П. Ильина, как и конкретный набор этих качеств, остаются весьма неопределёнными.

Заметное развитие воли наблюдается в подростковом возрасте, когда происходит значительный, рост сознательного отношения к действительности, учению, рост мотивов обществ, порядка (чувство долга, ответственности). К самостоятельности подростка предъявляются более высокие требования, ослабляется непосредственная опека над ним, что ставит его перед необходимостью целесообразно организовывать своё поведение. Однако при слабой постановке воспитательной работы активность подростка нередко принимает отрицательные формы (упрямство, лихачество, импульсивность).

Волевые качества личности формируются в процессе всей жизнедеятельности человека, в том числе и в учебной деятельности. В свою же очередь волевые качества юношей оказывают влияние на их учебную деятельность и успеваемость.

В раннем юношеском возрасте настойчивость, по данным А.В. Полтева (1973), А.И. Высоцкого (1984), В.К. Гербачевского (1982), В.А. Иванникова (1991), А.И. Крупнова (1995), характеризуется тем, что:

  • Изменяется и расширяется объем и содержание целей, которые привлекают и побуждают к их достижению.
  • Появляется способность преодолевать все большие внешние и внутренние трудности.
  • Нарастает возможность произвольно тормозить свои побуждения.
  • Приобретается возможность ставить себе далекие, воображаемые цели и направлять свои усилия на их достижение.
  • Возникает умение упорно, твердо добиваться своей цели.

В позднем юношеском возрасте, по данным А. И. Самошина (1967), Н. И. Судакова (1976), А. И. Высоцкого (1984), О. Б. Барабаш (1992), И.А. Пономаревой (1994) и А. И. Крупнова (1995), настойчивость, как волевая черта характера, характеризуется:

  • Стремлением постоянно доводить начатое дело до конца.
  • Умением длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями.
  • Умением продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности.
  • Способностью проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т.д.).

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (но, эти процессы весьма вариативны).

Ведущая деятельность в юношеском возрасте – учебно – профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию.

Как показано в многочисленных исследованиях (И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.А. Прихожан, B.C. Собкин и др.) важнейшей характеристикой ранней юности является стремление к жизненному самоопределению, личностной идентичности, самореализации в интимно-личностной, творческой, предметной деятельности. В зависимости от содержания представлений, установок и отношений к успеху и успешным людям молодой человек выбирает цели жизнедеятельности, определяет способы их достижения, формирует жизненный сценарий. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема изучения специфики представлений об успешности в раннем юношеском возрасте является достаточно актуальной.

На успешности учебной деятельности сказываются индивидуально-психические особенности умственной деятельности и свойства личности. Осознанный или неосознанный выбор будущей профессии, интерес к ней, уровень притязаний, самопознание и стремление к самореализации своих возможностей — все это имеет отношение к показателю учебной успешности. Несомненно, при этом имеет значение мотивация в виде направленности на деятельность, сказывающаяся на индивидуально-психологических особенностях учащихся.

Авторы учебников возрастной и педагогической психологии для вузов в характеристике юношеского периода главным образом делают акцент на формирование личности и влияние социальных условий на нее, сказывающихся на развитии самосознания, формировании мировоззрения и убеждений. При этом отмечают стремление юношей, как и подростков, быть взрослыми.

В юношеском возрасте в связи с активным формированием мировоззрения мотивы обществ, порядка (при правильном воспитании) постепенно начинают играть ведущую роль.

  1. Успешность личности — ее социально-психологическая характеристика, включающая в себя направленность на успех, наличие социально признанных достижений, субъективную удовлетворенность процессом и результатами собственной жизни.
  2. Представления об успешности в ранней юности коррелирует с образом Я, самооценкой, эмпатией, мотивацией достижений, локализацией контроля, ценностными ориентациями личности, мотивацией достижения успеха и избегания неудач, уровнем готовности к риску, направленностью личности.
  3. Эффективность процесса развития представлений об успешности в раннем юношеском возрасте и ориентация учащихся на успешное поведение обусловлена рядом психолого-педагогических условий, включающих реализацию специальной программы, предполагающей создание развивающей среды, направленной на помощь старшеклассникам в переориентации внешней мотивации на внутреннюю, осознание своих жизненных целей, стилей, ориентации на успешное поведение.

К концу подросткового и к началу юношеского возраста основные волевые качества личности можно считать сформировавшимися. Практически это означает следующее. Во-первых, если к этому возрасту, воля человека оказалась развитой, то он может ее самостоятельно проявлять во всех делах, за которые берется. Во-вторых, если воля у человека отсутствует, то с этим недостатком после данного возраста уже трудно бороться. В-третьих, подростки, которые имеют волю, обычно начинают с этого возраста в личностном плане развиваться быстрее подростков, которые выросли безвольными. За пределами юношеского возраста, то есть после 25—30 лет, воля, по-видимому, у человека уже не развивается. Если к данному возрасту человек уже стал волевым, то таким он, скорее всего, и останется, если к этому возрасту, он оказался безвольным, то, скорее всего, останется таким в дальнейшем.

Разделы психологии: 

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки