Cognitive Neuroscience - 2019

Cognitive Neuroscience — 2019

Cognitive Neuroscience – 2019: материалы международного форума. Екатеринбург, 6–7 ноября 2019 г. / отв. ред. А.А. Печеркина, С.В. Попов; Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Урал. ун‑та, 2020. – 268 с. – ISBN 978-5-7996-2962‑5

В сборнике освещается широкий спектр вопросов в области когнитивных нейронаук: нейрокогнитивные аспекты образования, междисциплинарные исследования мозга, хронобиологические аспекты психологического благополучия и когнитивных функций, философско-методологические перспективы когнитивных исследований, психофизиология развития, нейрокогнитивные аспекты развития личности в поздней зрелости.

Для психологов, нейропсихологов, биологов, медиков, а также специалистов смежных дисциплин, интересующихся вопросами когнитивных нейронаук.

Результаты: 49 (страница 1, всего 1 стр.)

1 Sleep and Intelligence Ujma P.P.
General cognitive ability or intelligence and sleep may be correlated through both biological and social mechanisms. The relationship between intelligence and sleep macro- and microstructure has been extensively studied.
2 What Is sleepiness? Association between Subjective and Objective Sleepiness with Cognitive Function Komada Y.
Sleep is an important aspect of one’s daily life, and about one-third of a person’s life is spent sleeping. However, the proportion of people getting less than the recommended hours of sleep is increasing.
3 Альтернативные методологии как философское основание когнитивной психологии: Э. Мах и Э. Гуссерль Бряник Н.В.
В философских концепциях познания выделяются диаметрально противоположные подходы, связанные с именами Э. Маха и Э. Гуссерля. В механизмах познания они раскрыли такие составляющие, без учета которых продвижение в когнитивной психологии, ориентированной на искусственный интеллект (ИИ), было бы невозможно.
4 Вербализация эмоций в когнитивной теории метафоры: онто-гносеологический аспект Карташева А.А.
Метафору можно представить как способ категоризации и концептуализации окружающей действительности, если рассматривать не только опосредованные речью познавательные процессы, но и вербализованные эмоции, влияющие на восприятие мира.
5 Взаимодействие родителей с ребенком раннего возраста с риском РАС: родительская отзывчивость Галасюк И.Н., Киселев С.Ю.
Одним из ключевых симптомов у детей раннего возраста из группы риска РАС является отставание в развитии речи. Может ли коммуникативное поведение родителей таких детей влиять на их речевое развитие?
6 Взаимосвязи показателей когнитивного развития и успешности обучения русскому языку как родному у школьников из России, Киргизии и Молдавии Вербицкая Л.А., Гайдамашко И.В., Зинченко Ю.П., Калмык О.А., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н.
Поиск когнитивных предикторов успешности в обучении языку связывается как с базовыми когнитивными характеристиками – скоростью переработки информации и рабочей памятью, так и с общими – интеллектом.
7 Взаимосвязь прогрессирующей утраты ганглиозных клеток сетчатки с ростом уровня депрессии при глаукоме Губин Д.Г., Малишевская Т.Н.
Глаукома сопровождается повреждением комплекса ганглиозных клеток сетчатки (ГКС), что может оказывать влияние на рецепцию фотоимпульсов центральным осциллятором гипоталамуса, нарушая, в частности, синхронизацию биологических часов, а также качество сна, и являться фактором комплексных нейрокогнитивных дисфункций.
8 Внимание в контексте успешной учебно‑профессиональной деятельности курсантов образовательной организации МВД России Коноплева Е.А.
Нейрообразование в современном контексте является продуктом интеграции трех основных составляющих: нейронауки, изучающей структуру и функции мозга; педагогики, в частности такой категории, как обучение; психологии, изучающей поведение и психические процессы.
9 Возможности использования Eye-Tracker для обследования детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития Котюсов А.И., Токарская Л.В.

В настоящее время наблюдается существенная нехватка средств психолого-педагогической диагностики, доступных для детей с тяжелыми и множественными нарушениями (ТМНР).

10 Глазодвигательные индикаторы выраженности синдромов эмоционального выгорания Барабанщикова В.В., Климова О.А., Ковалев А.И., Меньшикова Г.Я.
Профессиональные деформации — это широкий класс поведенческих и личностных изменений работника, обусловленных особенностями его профессиональной деятельности. В настоящее время данная проблематика активно изучается с использованием опросников и анкетных психодиагностических методик.
11 Доступность информации в облачном хранилище как фактор запоминания у современных студентов Водяха Ю.Е., Крылова С.Г.
Разработка информационных технологий и широкое распространение персональных цифровых устройств привели к формированию у современных людей установки на легкий доступ к источникам информации.
12 Зимне-летние различия в суточном ритме мелатонина у лиц со строгим пятидневным графиком работы Афтанас Л.И., Даниленко К.В., Кобелев Е., Семенова Е.А.
Исследование направлено на количественную оценку сезонного изменения суточных ритмов и его соответствия режимам социальной активности и сна у лиц, проживающих в Новосибирске (55 °N).
13 Значение сложностной концепции информации для развития сферы когнитивных исследований Думов А.В., Юшков Р.О.
Одним из важнейших направлений развития современного философского знания является философия информации — сфера исследования предельных оснований феноменов информационной реальности и существующих в ней отношений.
14 Инициация смыслообразования обучающихся в дистанционном образовании Бакаева И.А.
Современный уровень развития образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс в рамках индивидуальной траектории развития.
15 Интернет-язык vs русский язык: философско-методологический аспект Блинова О.А.
Русский язык занимает девятое место среди языков, используемых в Интернете. В результате стираются границы онлайн- и офлайн-коммуникации, изменяя пользователей и порождая как эрозию, так и развитие русского языка.
16 Искусство как когнитивная функция Копосова Л.В.
До сих пор существует широко распространенный взгляд на искусство как на нечто избыточное, без чего можно было бы обойтись, некого дополнения к естественной функции объекта или события. Дополнения, существующего только для того, чтобы объект выглядел более эстетично.
17 Использование нейрокогнитивных методов для разработки прогностической модели профессиональной ориентации молодежи Котюсов А.И., Мальцев А.В., Печеркина А.А., Сыманюк Э.Э.
Происходящие в общественной, в том числе в профессиональной жизни человека изменения вызывают постоянный повышенный интерес, связанный с необходимостью прогнозирования будущего.
18 Использование принципа нейропластичности при работе с паническими атаками в ходе подготовки к ОГЭ (на примере анализа случая) Игнатова Е.С.
В последние годы рост уровня тревожности среди подростков стал особенно заметным. Нестабильное информационное пространство, перенасыщенная учебной и экзаменационной нагрузкой жизнь являются мощными психотравмирующими факторами для учащихся подросткового возраста, который отягощен перестройкой организма, созреванием и развитием нервной системы, общей эмоциональной лабильностью.
19 Исследование процесса умозаключения с помощью технологии ай-трекинга Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Кисельников А.А., Ковалев А.И., Сухотина К.Г.
Изучение на эксплицитном и имплицитном уровне психологических механизмов естественных и формализованных рассуждений с помощью современных высокотехнологических исследовательских инструментов когнитивной науки является важной и перспективной областью научного поиска.
20 Исследование специфики творческого решения задач при помощи метода электроэнцефалографии Смирницкая А.В.
В решении алгоритмизированных задач ведущую роль играет управляющий контроль (мониторинг промежуточных целей, сопоставление действий с образом конечного результата). Однако является ли решение инсайтных задач специфическим, и какова роль контроля в этом процессе?
21 Исследование эксплицитных и имплицитных критериев эффективности: от методологии к практике Миролюбова Г.С.
Деловой мир представляет собой чрезвычайно сложную информационную среду, и для принятия решений и быстрого реагирования на изменение ситуации мы разрабатываем субъективные когнитивные категории, которые дают нам чувство контроля, предсказуемости.
22 Исследование эмоционального интеллекта подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях Ганина Е.Е.
Связь когнитивных функций и способности к решению прикладных задач неоднократно становилась предметом специального изучения. Во многих работах авторы подчеркивают более значимую роль в социальной успешности личности — уровень развития эмоционального интеллекта (ЭИ), и около 20% — коэффициент интеллекта, демонстрирующий уровень умственных способностей человека.
23 Когнитивно-стилевой подход к исследованию деструктивных сторон познания Глуханюк Н.С., Юртаева М.Н.
Традиционно в фокусе психологических исследований познания находятся его сильные стороны (скорость, пластичность, сложность, целостность и др.). Наше исследование в большей степени сконцентрировано на тех особенностях познавательной деятельности, которые ослабляют способность к продуктивному мышлению, критической оценке и синтезу идей в условиях неопределенности.
24 Когнитивные ресурсы формирования навыка чтения у младших школьников с типичным и атипичным развитием Малых А.С., Тихомирова Т.Н.
Проблема поиска когнитивных основ успешности в обучении родному языку разрабатывается прежде всего в исследованиях с включением групп респондентов с типичным развитием, где сообщается о значении уровня развития интеллекта.
25 Лонгитюдное исследование развития скорости переработки информации в младшем школьном возрасте Кузьмина Ю.В., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Хуснутдинова Э.К.
В исследованиях развития скорости переработки информации делаются выводы о нелинейном характере изменения этого когнитивного показателя на протяжении всей жизни.
26 Многомерность женственности в гендерных конструктах современного кинематографа Гизуллина А.В., Харитонов В.В.
Чем определяются психологические особенности мужчин и женщин? Многие нейрофизиологи часто утверждают, что эти различия еще до рождения во многом предопределены нейронной организацией головного мозга (коннектомом), а гендерные психологи, напротив, убеждены в ведущей роли процессов социализации.
27 Музыкальная терапия как средство развития когнитивных процессов у детей с особенностями психического развития Фаюстова Е.С.
Современный подход к абилитации и реабилитации детей с особенностями развития предполагает комплексное воздействие на активность и участие ребенка в разных сферах его жизнедеятельности.
28 Мультиагентная интерпретация рекурсивного художественного текста Кругликов С.В.
В настоящее время возрастает значение проблем развития мобильной робототехники, обеспечения групповой управляемости робототехнических систем (РТС), взаимной адаптации социума и техносферы.
29 Негативные последствия нарушения функции циркадианной системы у школьников и студентов Борисенков М.Ф.
Социальный джетлаг (СДЛ) — рассогласование между биологическими и социальными часами — имеет целый ряд негативных последствий для когнитивных функций, самочувствия и здоровья человека.
30 Нейрокогнитивные факторы адаптивного обучения в цифровом формате Клименских М.В., Лебедева Ю.В.
Когнитивные аспекты лежат в основе любого обучения, в том числе и адаптивного (adaptive learning), которое приобретает все большую значимость в условиях активного включения онлайн-курсов в программы вузов.
31 Нейропсихологическая коррекционная методика «Телесный интеллект» Габышева В.А.
Огромное количество детей на сегодняшний день нуждается в своевременной квалифицированной помощи специалистов. На протяжении нескольких лет на базе Тюменского центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи «Нейротори» велась активная работа в области изучения и внедрения в практику телесно-ориентированной терапии в нейропсихологической парадигме.
32 Нейропсихология ≠ когнитивная нейронаука: аргументы и преимущества Глозман Ж.М.
Нейронауки представляют в наше время целый комплекс дисциплин, включающий нейробиологию, нейрогенетику, нейрофизиологию, нейроанатомию, нейрохимию, нейропсихологию, нейропсихиатрию, когнитивные нейронауки и даже нейроэкономику.
33 О роли когнитивного фактора «язык» во вхождении в инокультурный социум Боднар А.М., Боднар Э.Л.
О решающей роли языка в общественном преуспеянии знали еще древнегреческие софисты. Сегодня лингвистика и психология речи и языка — строгие когнитивные науки, благодаря которым мы знаем, как ребенок в процессе развития овладевает языком, и тем самым — понятиями, основным инструментом собственно человеческого познания.
34 Объективная оценка нервно-психического развития ребенка — необходимый инструмент ранней реабилитации Баранов Д.А.
Актуальными остаются вопросы оптимизации качества оказания медицинской помощи пациентам на ранних этапах онтогенеза [1]. Современные исследования демонстрируют, что первые два-три года жизни ребенка являются важным возрастным периодом, на протяжении которого нервная система младенца обладает значительными компенсаторными возможностями.
35 Особенности когнитивного ресурса подростков с трудностями в обучении Лобаскова М.М., Погребовская Е.А.
В настоящее время существует проблема успешности обучения некоторых категорий детей и подростков, что приобретает особую актуальность в связи с высокими интеллектуальными нагрузками и требованиями к когнитивному ресурсу.
36 Особенности когнитивных ошибок адвокатов Легостаева Е.С.
Ранее было показано, что предпосылки исследования когнитивных ошибок имеют философские, физиологические, социальные и психологические корни, связанные с попытками объяснить механизм функционирования познавательных процессов — восприятия, мышления, памяти, внимания и результата этой деятельности — принятия решения.
37 Пополняет ли современная логика когнитивный инструментарий? Кислов А.Г.
Развитие логических исследований в прошлом веке было обусловлено математизацией логических теорий и деуниверсализацией классической логики.
38 Проблемы диагностики флюидного интеллекта Алексеева О.С., Бурдукова Ю.А.
Флюидный интеллект представляет собой сложную когнитивную способность, обеспечивающую гибкость мыслительных процессов в решении новых нестандартных задач.
39 Профессиональная оценка решения когнитивной задачи, или Что видит доктор? Никишина В.Б., Петраш Е.А.
Медицинское образование интегрирует достижения нейрокогнитивных технологий в решение задач объективизации оценки в профессиональной подготовке врачей.
40 Психофизиологическая саморегуляция как предиктор результативности образовательного процесса Альберт М.А., Грищук Д.В.
На современном этапе общество сталкивается с задачей повышения результативности обучения. Успешность обучения строится на психологических, нейродинамических, физиологических особенностях человека.
41 Ритмика как средство развития слухового восприятия детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха Горячкина Л.Ю.
Слуховое восприятие играет важную роль в восприятии информации из окружающего мира, а также в развитии речи. На слуховой основе базируется восприятие музыки, способствующее формированию эмоционально-эстетической стороны жизни ребенка, развитию ритмической способности, обогащению двигательной сферы.
42 Современные когнитивные технологии для гармоничного развития детей Еганова И.И.
Когнитивные нарушения являются одной из наиболее актуальных проблем современной медицины, с которой сталкиваются врачи разных специальностей в клинической практике.
43 Теория двойного процесса принятия морального решения Дж. Грина и ее импликации для аксиологии Бельский И.С.
Традиционная для аксиологии проблема соотношения рационального и эмоционального в восприятии ценности и оценивании остается актуальной и в настоящее время.
44 Феноменология и когнитивные генеративные a priori Зайцева Н.В.
В настоящее время происходит когнитивный поворот в науке, связанный с бурно развивающимися эмпирическими исследованиями мозга и не менее активно прогрессирующими концепциями сознания. сознание в силу своей специфики оказывается объектом как естественнонаучного, так и гуманитарного спекулятивного знания.
45 Философско-психологические аспекты интроспекции в свете проблемы исследования сознания Гаспарович Е.О., Котова Е.М., Ускова Е.В.
Исследованием сознания и механизмов его работы занимаются многие науки, которые в последнее время получили название когнитивных. В рамках психологии это нейропсихология, а в рамках философии — философия сознания.
46 Хронобиологические паттерны пролонгированного стресса у лиц рискоопасных профессий Талалаева Г.В.
Профилактика профессионального выгорания, сохранение должного уровня физической работоспособности, психологического благополучия и когнитивных функций у лиц рискоопасных профессий являются актуальными задачами современной нейронауки.
47 Хронотип и удовлетворенность жизнью: роль факторов возраста и пола Дериш Ф.В., Корниенко Д.С., Руднова Н.А.
Хронотип рассматривается как диспозиция, то есть предрасположенность к активности в утренние или вечерние часы. Во множестве исследований было показано, что хронотип является важным фактором различий некоторых базовых диспозиционных свойств личности, свойств темперамента.
48 Циклические изменения функционального состояния девушек-студенток и познавательные процессы Будыка Е.В.
Циклические изменения гормонального фона в течение овариально-менструального цикла (ОМЦ) оказывают влияние на когнитивную сферу женщин.
49 Эффективность мелатонина в коррекции десинхроноза, депрессии и нарушений сна при глаукоме Губин Д.Г., Малишевская Т.Н.
В данном исследовании нами проведена сравнительная оценка эффективности трехмесячной стандартизированной по дозировке и времени схемы применения мелатонина в коррекции показателей сна, уровня депрессии и суточной динамики некоторых физиологических показателей у лиц со стабильной и прогрессирующей глаукомой.
Подписка на Cognitive Neuroscience - 2019