Ценность

ЦЕННОСТЬ

 

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Ценность - любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве Ценность могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные Ценность, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, к-рые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти Ц. постигаются в ходе освоения культуры.

Конечные предпочтения следует считать базовыми или «верховными» (Ницше) Ц., поскольку все внешние предпочтения так или иначе сводятся к внутренним, а внутренние - к конечным предпочтениям.

Социальная психология изучает проблему ценности с точки зрения возможности прогнозирования социального поведения людей, приверженцев тех или иных Ц. Общая психология исследует проблему ценностной регуляции, специфику ее логики и действующих при этом психологических механизмов. Между базовой Ц. и действием, выбором, оценкой объекта часто обнаруживается большое число опосредствующих механизмов.

Многочисленные дефиниции базовых ценностей укладываются в две основные парадигмы. Речь идет либо о достаточно абстрактно выраженных концепциях того, что наиболее желательно, эмоционально привлекательно, способно описать идеальное состояние бытия людей («свобода», «безопасность», «достаток», «смысл жизни»), либо о столь же глубоко эмоционально предпочитаемом модусе поведения или действий («честный», «логичный», «аккуратный»). Первые определения включают в себя терминальные Ц., вторые - Ц. инструментальные, в число к-рых входят, например, моральные ценности («ответственный») и ценности компетенции («логичный», «умный», «имеющий воображение»). С точки зрения функциональной, инструментальные Ц. активизируются как критерии (или стандарты) при оценке и выборе только модуса поведения, действий, а терминальные - при оценке и выборе как целей деятельности, так и допустимых способов их достижения.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Ценность

  1. Качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценимым. Обратите внимание на прагматический аспект, подразумеваемый в этом определении; ценность предмета определяется его ролью в (социальном) взаимодействии, предмет сам по себе не обладает никакой ценностью.
  2. Абстрактный и общий принцип относительно моделей поведения в рамках определенной культуры или общества, который посредством процесса социализации члены этого общества рассматривают как очень значимый. Эти социальные ценности, как они часто называются, формируют центральные принципы, вокруг которых могут интегрироваться индивидуальные и социальные цели. Классические примеры – свобода, справедливость, образование и т.д.
  3. В экономике – чистая стоимость предмета, определяемая тем, что за него можно получить в обмен на другие товары или на некоторое средство расчетов, обычно деньги. Это значение, объединенное со значением 1, очень близко к значению термина полезность, особенно (3).

предметная область термина

ЦЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ количественная характеристика информации, определяющая ее прагматическую сторону, значение информации для получателя. Традиционно информация оценивается одним параметром — ее количеством, которое зависит только от статистических характеристик алфавита сигналов. Этого в большинстве случаев достаточно для анализа технических каналов связи. Однако на деятельность оператора, его возможности решать возникающие задачи большое влияние оказывает не только и не столько количество информации, сколько ее ценность. Следовательно, пренебрежение содержательной стороной информации для инженерной психологии нередко означает потерю наиболее существенного показателя информации.

ЦЕННОСТЬ ПОДКРЕПЛЕНИЯ (REINFORCEMENT VALUE) - термин, используемый Роттером для отражения того, в какой степени человек предпочитает одно подкрепление другому, если вероятность получить каждое равна. (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с. 705)

СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ - см. ценность.

Эвристическая ценность (Heuristic value). Критерий, используемый для определения ценности теории. Адекватная теория должна стимулировать новые идеи для дальнейшего научного поиска.

«Сопоставимая ценность» (Comparable worth) - действующая в США программа, призванная гарантировать сотрудникам равную оплату за равный труд таким образом, чтобы люди, выполняющие сравнимые (равноценные для работодателя) виды работ получали равную заработную плату.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки