Взаимосвязь психологии и педагогики как основа для периодизации отечественной педагогической психологии

Усольцева И.В.

Кризисные явления в системе образования обострили поиск новой научной картины мира, построенной на интеграции знаний различных наук об образовании. Для решения этой задачи особую важность представляет изучение становления педагогической психологии (ПП) как междисциплинарной области знания.

Разработано несколько периодизаций развития ПП (А.А. Никольская, И.А. Зимняя, Н.В. Клюева, Б.П. Бархаев и др.), а также и ее отдельных отраслей: психологии воспитания (Л.Н. Кулешова), психологии дошкольного детства (Г.А. Урунтаева), детской психологии (Т.Д. Марцинковская). Существующие периодизации становления ПП фокусируются, по преимуществу, на ее развитии в структуре психологического научного знания. Вместе с тем, ПП представляет собой междисциплинарную науку: ее проблемное поле, концептуальные, методологические и теоретические основы «принадлежат» психологии, однако ее практические результаты имеют четкую направленность на педагогическую практику.

Недостаточность научного знания о характере и степени междисциплинарного взаимодействия педагогики и психологии в становлении ПП препятствует использованию потенциала их междисциплинарных взаимосвязей на современном этапе развития научного знания об образовании.

Опираясь на концептуальные положения о междисциплинарных исследованиях, разработанные Г.Н. Филоновым, нами были выделены следующие этапы в развитии отечественной ПП: изоляционизм (XVIII в. – 1860-ые гг. XIX в.), субординация (1860-ые – 1880-ые гг.), координация (1880–1910-ые гг.), контрадикции (1910-ые – 1920-ые гг.).

На этапе изоляционизма, когда институциональные формы науки в Российской империи только начинают складываться, развитие психологического и педагогического знания идет по непересекающимся линиям. На этом историческом периоде система российского образования претерпевает существенные преобразования, педагоги сталкиваются с проблемами, которые требуют от них обращения к другим наукам, среди которых психологии К.Д. Ушинский отводит центральное место. Так начинается этап субординации в развитии отечественной ПП. Психология воспринимается как наука, аккумулировавшая больший объем знаний о психике ребенка и процессах воспитания и обучения, по сравнению с педагогикой. С 1880-х годов начинается период плодотворного сотрудничества между педагогами и психологами, когда психологическое знание активно адаптируется для нужд школы и семьи, а также одновременным становлением как в психологии, так и в педагогике экспериментальных методов исследования ребенка, поэтому этот этап может быть назван периодом координации. К концу периода намечается расхождение между педагогикой и психологией по многим ключевым вопросам: учет индивидуальных особенностей детей в педагогическом процессе, организация обучения с учетом функциональных состояний детей и т.д. Новый этап - этап контрадикции – начинается с решения участников II Всероссийского съезда по педагогической психологии о проведении в конце 1910 года I Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике. Это решение отражало разочарование педагогов-практиков и теоретиков педагогической науки в применимости психологии для обогащения и развития педагогики. Для этого этапа характерно, что проблемное поле и теоретико-методологические основания ПП формируются как часть педагогического, а не психологического знания.

Проведенная историческая реконструкция становления ПП как междисциплинарной области знания позволяет расширить научное понимание междисциплинарных взаимосвязей, а также создать научную основу для использования наиболее эффективных форм реализации таких взаимосвязей (дискуссий, формирования полипрофессиональной позиции и т.д.) в современных социокультурных условиях.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 окт 2018

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Усольцева И.В. Взаимосвязь психологии и педагогики как основа для периодизации отечественной педагогической психологии // Ананьевские чтения – 2018: Психология личности: традиции и современность: материалы Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 23-26 октября 2018 г. / Под общ. редакцией Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой. Отв. ред. И.Р. Муртазина, М.О. Аванесян – СПб.: Айсинг, 2018. – 496 с. – С. 21-21. – 0,1 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки