Взаимосвязь между стилем вождения автомобиля и реакциями на провокацию агрессии женщин-водителей

Н.С. Астрейко (Минск) - аспирант (1 курс) ФФСН БГУ

Под стилем вождения автомобиля следует понимать совокупность устоявшихся способов действий водителя на дороге во время движения, обусловленных рядом личностных и ситуационных факторов, определяющих уровень безопасности (аварийности) на дороге. В ряде исследований эмоциональное и поведенческое реагирование водителей на провокацию агрессии рассматривается как ситуационная детерминанта стиля вождения автомобиля.

С целью проверки данного предположения было проведено изучение взаимосвязи между стилем вождения автомобиля и реакциями на провокацию агрессии для женщин-водителей. В качестве метода было выбрано анкетирование. Выборка для данного исследования состояла из респондентов в возрасте от 18 до 51 лет (средний возраст – 30,3 года) в количестве 190 чел.

Для проведения исследования использовались следующие методики:

– многофакторный опросник стиля вождения О. Таубман-Бен-Ари в адаптации И.А. Фурманова и Н.С. Астрейко, состоящий из 8 шкал: диссоциативный, терпеливый, опасный, агрессивный, высокоскоростной, безаварийный, тревожный, осторожный стили вождения (Фурманов, Астрейко, 2016);
– опросник провокации агрессии, разработанный Д. О’Конер и адаптированный В.В. Воловиковой – инструментарий направлен на определение способов реагирования в ситуациях провокации агрессии (Фурманов, 2007), состоит из 12 ситуаций, в которых окружающие ведут себя враждебно или провокационно. К шкалам эмоционального реагирования относятся: злость, гнев; радость, печаль, горе; страх. К шкалам поведенческого реагирования – активная агрессия, пассивная агрессия, подавление агрессии, ассертивность, бегство (уход из ситуации).

Вне зависимости от пола были выявлены следующие взаимосвязи показателей стилей вождения автомобиля и эмоционального реагирования на провокацию агрессии:

– положительная взаимосвязь между злостью, гневом и агрессивным (r=0,22, p≤0,01), высокоскоростным (r=0,19, p≤0,01) стилями вождения и отрицательная взаимосвязь с терпеливым (r=–0,16, p≤0,05) и осторожным (r=–0,12, p≤0,05) стилями;
– положительная взаимосвязь между радостью и опасным (r=0,19, p≤0,01) стилем вождения.

К тому же, вне зависимости от пола, установлена взаимосвязь между показателями стилей вождения автомобиля и реакциями респондентов на провокацию агрессии:

– положительная взаимосвязь между активной агрессией и опасным (r=0,27, p≤0,01), агрессивным (r=0,32, p≤0,01), высокоскоростным (r=0,19, p≤0,01) стилями вождения и отрицательная взаимосвязь с терпеливым (r=–0,21, p≤0,01) стилем вождения автомобиля;
– положительная взаимосвязь между пассивной агрессией и опасным (r=0,13, p≤0,05) стилем вождения;
– отрицательная взаимосвязь между подавлением агрессии и тревожным (r=–0,13, p≤0,05) стилем вождения;
– положительная взаимосвязь между ассертивной реакцией на провокацию агрессии и высокоскоростным (r=0,13, p≤0,05) стилем вождения;
– отрицательная взаимосвязь между бегством, уходом из ситуации и тревожным (r=–0,17, p≤0,01) стилем вождения. Корреляционный анализ выявил наличие взаимосвязи между показателями стиля вождения автомобиля и эмоционального реагирования на провокацию агрессии для женщин:
– положительная взаимосвязь между злостью, гневом и агрессивным (r=0,28, p≤0,01), высокоскоростным (r=0,18, p≤0,05) стилями вождения и отрицательная взаимосвязь с терпеливым (r=–0,21, p≤0,05) и осторожным (r=–0,17, p≤0,05) стилями; – положительная взаимосвязь между радостью и опасным (r=0,23, p≤0,01) стилем вождения.

Корреляционный анализ выявил наличие взаимосвязи между показателями стиля вождения автомобиля и эмоционального реагирования на провокацию агрессии для женщин:

– положительная взаимосвязь между злостью, гневом и агрессивным (r=0,28, p≤0,01), высокоскоростным (r=0,18, p≤0,05) стилями вождения и отрицательная взаимосвязь с терпеливым (r=–0,21, p≤0,05) и осторожным (r=–0,17, p≤0,05) стилями;
– положительная взаимосвязь между радостью и опасным (r=0,23, p≤0,01) стилем вождения.

Кроме того, для женщин установлена взаимосвязь между показателями стилей вождения автомобиля и реакциями респондентов на провокацию агрессии:

– положительная взаимосвязь между активной агрессией и опасным (r=0,31, p≤0,01), агрессивным (r=0,23, p≤0,01) стилями вождения;
– положительная взаимосвязь между пассивной агрессией и высокоскоростным (r=0,19, p≤0,05) стилем вождения;
– положительная взаимосвязь между ассертивной реакцией на провокацию агрессии и высокоскоростным (r=0,21, p≤0,05), терпеливым (r=0,19, p≤0,05) стилями вождения;
– отрицательная взаимосвязь между бегством, уходом из ситуации и тревожным (r=–0,22, p≤0,05) стилем вождения.

Таким образом, стиль вождения автомобиля для женщин-водителей обусловлен рядом поведенческих (активная и пассивная агрессия, подавление агрессии, ассертивная реакция, бегство) и эмоциональных (злость, гнев и радость) реакций на провокацию агрессии.

Литература

  1. Фурманов И.А. агрессия и насилие: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2007.
  2. Фурманов И.А., Астрейко Н.С. адаптация многофакторного опросника стиля вождения // Философия и социальные науки. 2016. № 2. С. 88–93.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 ноя 2017

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Астрейко Н.С. Взаимосвязь между стилем вождения автомобиля и реакциями на провокацию агрессии женщин-водителей // Психология - наука будущего: Материалы VII Междунар. конф. молодых ученых "Психология - наука будущего". Москва, 14-15 ноября 2017 г. – М.: Ип РАН, 2017. – С. 71-73. – 0,15 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки