Возрастные и половые особенности модели психического и эмоционального интеллекта взрослых

Е.А. Сергиенко, Н.И. Колесникова Институт психологии РАН, г. Москва

Школа Теплова–Небылицина направлена на поиск основ и механизмов индивидуальности человека. Данный поиск ведется в традициях нео-Павловского подхода, где конституциональные особенности складываются в паттерны индивидуальных предикторов поведения человека. Регуляция поведения также связана с базовыми индивидуально-типическими характеристиками поведения. Проблема становления саморегуляции поведения интенсивно разрабатывается в различных психологических школах и направлениях. Предлагаемый нами конструкт контроля поведения – одна из попыток поиска основ индивидуальных различий.

Разрабатывая представление о контроле поведения как ресурсной индивидуальной основе регуляции человека, продолжается теоретико-эмпирическое обоснование данного конструкта и поиск новых средств его операционализации. Контроль поведения понимается как интегративное объединение индивидуальных когнитивных, эмоциональных и волевых способностей субъекта, которые составляют уникальный ресурс субъекта (Сергиенко, Виленская, Ковалева, 2010). Проблема измерения контроля поведения остается во многом открытой. Модель психического как когнитивная модель, лежащая в основе понимания человеком собственного психического мира и мира других людей, может служить основой регуляции человеческих взаимодействий. Модель психического включает понимание намерений, желаний, мнений, эмоций и других психических состояний. Развитие понимания эмоций, обмана, психического и физического мира было изучено в циклах работ (Сергиенко, Лебедева, Прусакова, 2009).

Было показано интенсивное, уровневое развитие модели психического у детей дошкольного и младшего школьного возраста при типичном и атипичном развитии. Вопрос о возможности развития модели психического во взрослом возрасте оставался мало изученным. Для исследования модели психического взрослых людей необходимо были психологические средства, релевантные конструкту «модель психического». Сложной задачей в оценке модели психического взрослых людей оставалось измерение понимания эмоций. Для решения данной задачи мы использовали тест Эмоционального интеллекта (MSCEIT V2.0, адаптированный Сергиенко, Ветровой (2010)). Данный тест не является опросником и отвечает задачам оценки понимания и использования эмоций.

В настоящей работе ставилась цель изучения специфики развития понимания психического во взрослом возрасте (по трем возрастным группам – 17–22 года, 25–30 лет и 35–45 лет), по 50 человек в каждой группе при равном распределении мужчин и женщин.

Для оценки понимания обмана, как ключевого феномена модели психического, использовался нарративный метод (10 рассказов, релевантных возрастным интересам групп участников исследования, направленных на понимания высказанного обмана и обмана по умолчанию). «Опросник на макиавеллизм» (Знаков, 2001) служил для оценки понимания манипулятивных действий. понимание манипулятивных действий означает сравнение собственного понимания и понимания Другого и возможность изменить его в соответствии со своими целями, следовательно, выступает как показатель социального манипулирования на основе ментального понимания. Для изучения понимания эмоций был использован Тест на эмоциональный интеллект (русскоязычная версия MSCEIT V2.0). Тест предназначен для оценки способности человека понимать эмоции других и свои собственные, регулировать их и принимать решения в ситуациях для регуляции психических состояний. Для изучения понимания базовых ментальных состояний был использован «Тест чтения психического других людей по глазам», адаптированный Е.И. Лебедевой и И.В. Лялиной (2006, 2009). Оценивался также уровень интеллектуального развития (Стандартные прогрессивные матрицы Равена, 2001). Результаты исследования показали, что развитие модели психического не заканчивается в детском возрасте. Качественные изменения в понимании психического Другого продолжаются на протяжении всей жизни человека. Это связано с обогащением жизненного опыта, усложнением системы оценок окружающей действительности и многими другими факторами. В исследовании были выявлены как возрастные, так и половые различия в модели психического и ее составляющих. В разные возрастные периоды изменяется соотношение различных компонентов модели психического у взрослых. Показатели по различным компонентам модели психического (понимание обмана, эмоций, базовых ментальных состояний) связаны с возрастом и полом субъекта.

Уровень понимания обмана имеет возрастную и половую специфику. У женщин наблюдается снижение способности к пониманию обмана с возрастом. Максимально высокие показатели из всего изучаемого периода приходятся на 17–22 года, затем наблюдается статистически значимое снижение данной способности. У мужчин высокие показатели по пониманию обмана приходятся на 17–22 года и 35–45 лет. В 25–30 лет наблюдается статистически значимое снижение данной способности. Следовательно, различия в понимании обмана между мужчинами и женщинами характерны для более зрелого возраста, тогда как в молодом возрасте уровень понимания обмана у мужчин и женщин не различается. Признание наличия/отсутствия обмана в ситуации в молодом возрасте связано в наибольшей степени с тем, кого приходится обманывать: чем менее близкие отношения с человеком, тем больше вероятность, что обман не будет признан таковым, особенно если это обман по умолчанию. С возрастом обман по умолчанию перестает восприниматься субъектом как обман, даже в ситуациях взаимодействия с близкими людьми. Отношение к высказанному обману с возрастом становится более неоднозначным: большой процент субъектов не признают его наличие во многих ситуациях. Таким образом, с возрастом наблюдается изменение отношения к обману от абсолютного и однозначного к более тонкому и дифференцированному.

Способность к пониманию обмана имеет тесную обратную взаимосвязь с макиавеллианским интеллектом. На основе этого можно выделить две противоположно направленные стратегии во взаимодействии с другими людьми: на одном полюсе будет находиться понимающая стратегия, как долгосрочная, ориентированная на взаимовыигрышные отношения, организованные по типу сотрудничества, и на другом полюсе – макиавеллианстская стратегия, как краткосрочная, ориентированная на использование человека в своих целях и восприятие его как объекта, а не субъекта. Особенно четко выявленная закономерность прослеживается у мужчин в возрасте 25–30 лет. Способность к пониманию базовых ментальных состояний (чтению психического) находится в прямой зависимости от возраста и достигает своего пика к 25–30 годам, оставаясь стабильно высокой до 35–45 лет. понимание эмоций является самой универсальной из изучаемых категорией модели психического, наиболее тесно взаимосвязанной с остальными ее составляющими. Общевозрастное снижение по пониманию и анализу эмоций и эмоциональному интеллекту (общий балл) наблюдается к 35–45 годам. Показатели, связанные с пониманием эмоций: идентификация эмоций, понимание и анализ эмоций, использование эмоций при решении проблем, сознательное управление эмоциями в наибольшей степени зависят от пола. У женщин эти показатели выше в течение изучаемого периода, но к 35–45 годам снижаются и становятся равными показателям мужчин.

Таким образом, выявлена неравномерность развития различных составляющих модели психического (понимание эмоций, обмана, базовых ментальных состояний) в течение жизни человека. Подобная гетерохрония развития, имеющая возрастные и половые особенности, обеспечивает адаптивность человека на протяжении всей жизни за счет различных составляющих модели психического.


* Работа поддержана РФФИ (грант № 11-06-00459а).

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Сергиенко Е.А., Колесникова Н.И. Возрастные и половые особенности модели психического и эмоционального интеллекта взрослых // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 288-290.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки