Возможна ли жизнь без смысла?

Валеева София Равхатовна — студентка 1 курса магистратуры, Московский государственный лингвистический университет; г. Москва, ул. Остоженка д. 38
Научный руководитель: Попова Т.А. — старший научный сотрудник ФГБНУ ПИ РАО, канд. психол. наук.

Аннотация Автор представленного эссе рассматривает смысл человеческой жизни в современном контексте как сугубо искусственный конструкт, который человек ищет после потери естественного смысла жизни.

Ключевые слова: смысл жизни, поиск смысла жизни, социальный контекст, выбор смысла жизни.

IS LIFE POSSIBLE WITHOUT A MEANING?

Sophia Valeyeva — 1st year graduate student at Moscow State Linguistic University; Moscow, 38 Ostozhenka St..
Scientific adviser — T.A. Popova — Senior Researcher at the RAE Psychological Institute, Candidate of Psychological Sciences.

Abstract In the present essay the author conceives of the meaning of life in the contemporary context as a strictly artificial construct sought by people after having lost the natural meaning.

Keywords: meaning of life, search for meaning of life, social context, selection of life meaning.

смысл жизни для человека часто заключается в том, чтобы найти своё место в мире. Причём для многих место в мире — это место вне мира, выход из обычной системы жизни человека, из того, как они её видят, и создание чего-то собственного. Это то, что понимается как достижение успеха, построение блистательной карьеры, вознесение себя за рамки обывательского опыта. По сути выход из одной рутины в другую рутину. Смена общества с рабочего класса на класс богатых, которых, несомненно, меньше, а значит и найти своё место среди них станет легче. Человек становится особенным на фоне тех людей к числу которых он принадлежал раньше, и становится таким же, но всё равно немного чужим, в числе новых людей со схожим статусом.

Этот вариант создания искусственного смысла люди обрели с потерей естественного смысла пребывания в экосистеме. Людей много, наше существование в таких количествах не является обязательным для поддержания порядка природы, и даже наоборот — наша деятельность приводит к вымиранию других животных и растений. Так что редкий человек может сказать, что его смысл жизни в том, чтобы быть незаменимой частицей природы. Сейчас, когда человек говорит, что он помогает природе и участвует в поддержке экосистемы, он делает это осознанно. Он помогает не просто потому, что он человек и делает вещи, которые предназначены ему природой, а потому что он хочет стать тем, кто хочет помочь. Так что по отдельности человек из-за многочисленности своего вида и бурности своей деятельности потерял право претендовать на естественный смысл жизни, естественный смысл пребывания в этом мире, но обрёл возможность создавать смыслы самостоятельно.

Мы не можем иметь ту же систему смыслов, что и дерево на улице, не можем иметь ту же систем смыслов, что наши домашние питомцы, даже если в конце концов всё сведётся к тому, что один отдельно взятый человек будет иметь тот же смысл жизни, что и пёс, встречающий хозяйку после работы. Наша система смыслов определяется не природой, она определяется традициями, экономикой, политикой, другими людьми и нами самими. Наша культура создаёт для нас готовые смыслы — выбирай и радуйся. Достижение «вечно сытой жизни», о котором я говорила в начале, чем не смысл жизни? Для большинства людей это трудно достижимая цель, которая проживёт долго, которую ты не потеряешь через месяц или год. Это тот смысл жизни, который претендует на то, чтобы остаться с тобой до конца. Как и многие другие готовые смыслы жизни. смысл жизни в том, чтобы быть женой, смысл жизни в том, чтобы быть мамой, смысл жизни в том, чтобы помогать другим? Всё это может быть долговечным, если повезёт. А если не повезёт, то можно сделать смыслом жизни приближение к другому смыслу жизни.

А что делать тем, кто не хочет принимать то, что сразу предлагает культура вокруг? Превращать в смысл жизни поиск этого самого смысла жизни? Я предполагаю, что за горизонтом изначальных вариантов «неприродных» смыслов жизней существует и другая альтернатива — понимание того, что смысл жизни не является необходимым условием для самой жизни. Для гофрата Беренса, одного из обитателей Волшебной горы Томаса Манна, жизнь — это кислородное сгорание клеточного белка. Она продолжается вне зависимости от того, знает ли владелец белка, зачем он на этом свете, или нет. Хотя мы обладаем свободой прекратить наши жизни, и можем ей воспользоваться, если не видим своего места в этом мире, не знаем, зачем мы здесь, не обретаем или теряем смысл жизни. Мы, то есть люди, для которых смысл жизни имеет первостепенное значение, можно сказать, что оно составляет для нас всю ценность и цвета жизни. Но не все согласятся присоединиться к «нам». Равно как и не все согласятся с тем, что смысл жизни — это явление, обязательное для каждого.

Если природный смысл жизни потерян, изначально в человека смысл вкладывают другие люди. смысл жизни младенца (и то, к сожалению, не каждого) в том, что он нужен родителям. Наше сознание, развиваясь в культуре где смысл жизни важен, начинает искать свой смысл жизни. Человек может выбрать свой смысл жизни, человек может искать свой смысл жизни в течение всего времени горения клеточного белка. Рано или поздно он может его найти. Рано или поздно он может сдаться. Рано или поздно он может понять, что его жизнь хороша и без осознания её смысла.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Валеева С.Р. Возможна ли жизнь без смысла? // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 326-328.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки