Влияние личности учителя на процесс формирования личности ученика

Ковалева Татьяна Алексеевна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9»; Рославль, 15 микрорайон, дом 33.

Аннотация В статье показана значимость работ известного психолога В.Э. Чудновского по смысложизненной проблематике. Работы ученого рассматриваются в двух направлениях: «личностный фундамент» смысла жизни; специфика профессии учителя. Автор статьи знакомит с авторскими программами духовно-нравственного содержания, играющими важную роль в развитии смысложизненных ориентаций.

Ключевые слова: смысл жизни, «личностный фундамент», смысложизненные ориентации, младший школьный возраст, педагогическая профессия, личность ребенка, личность учителя.

VLIYANIYE LICHNOSTI UCHITELYA NA PROTSESS FORMIROVANIYE LICHNOSTI UCHENIKA

Kovaleva Tat'yana Alekseyevna - uchitel' nachal'nykh klassov, MBOU «Srednyaya obshcheobrazovatel'naya shkola № 9»; Roslavl', mikrorayon 15, stroyeniye 33.

Annotation The article shows the significance of the works of the famous psychologist V. E. Chudnovsky on the meaning of life problems. The works of the scientist are considered in two directions: the "personal foundation" of the meaning of life; the specifics of the teacher's profession. The author of the article introduces the author's programs of spiritual and moral content, which play an important role in the development of life-meaning orientations.

Keywords: the meaning of life, personal foundation, life-meaning orientations, primary school age, teaching profession, child's personality, teacher's personality.

В современном обществе существует противоречие между задачами, стоящими перед школой как социальным институтом развития ребенка, и степенью их реализации в ходе учебно-воспитательного процесса. Далеко не решенной остается задача формирования личности школьника и создания условий для возникновения и реализации у него потребности в поиске смысла жизни, для становления представлений о смысле жизни человека и его «акме», то есть вершины в личностном и профессиональном развитии [2].

В.Э. Чудновский ввел понятие «личностный фундамент» смысла жизни, имея в виду определенную совокупность личностных свойств, взаимодействие которых создает основу, благоприятную психологическую почву для возникновения и развития смысложизненных ориентаций [9]. Смысложизненные ориентации – это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [1]. Проведено немало исследований по проблемам становления смысложизненных ориентаций в разные возрастные периоды жизни человека.

В своих работах В.Э. Чудновский утверждал, что формирование «принципов жизни» должно начинаться с детства. Но «как это ни парадоксально, мы недостаточно осознаем тот факт, что будущее человека (и общества) существенно зависит от того, что вносит в это будущее процесс образования, от того отрезка пути, в начале которого – наивный первоклашка, в конце – в основном, сформировавшаяся личность» [10, с. 67]. Дошкольный и младший школьный возраст он рассматривал как период становления «личностного фундамента» смысла жизни. Этот период является подготовительным для поиска человеком смысла своей жизни [7]. Школа, по его мнению, может и должна быть механизмом предопределенности судьбы человека. В.Э. Чудновский рассказывает об одной из таких школ - московской школе – гимназии №1567. Из устава школы: «Приоритетным в деятельности школы-гимназии является личность ученика, интересы ее развития» [8]

Младший школьный возраст является сенситивным для развития самосознания, самооценки, произвольности действий. Именно в связи с этим в данном возрасте необходимо активно развивать представление детей об общечеловеческих ценностях, их важности и значимости. В.А. Караковский полагал, что, опираясь на эти ценности, человек приобретает смысл жизни, испытывает добрые чувства, развивает в себе положительные качества, способен на высоконравственные поступки, становится счастливым [3]. Это тот самый возраст, когда основы жизненных установок закладываются в личности. От них зависит дальнейшее благополучное существование личности, уровень и качество дальнейшей жизнедеятельности.

Обсуждая проблемы образования, В.Э. Чудновский отмечал: «Стратегическая ошибка минувших десятилетий – недооценка значимости школы и учителя в судьбе человека и общества. Сегодня всерьез обсуждается перспектива замены учителя «образовательными машинами», которые будут в режиме «online» «прокачивать» большое количество людей… игнорируется важнейший и бесспорный факт непосредственного влияния личности учителя на становление личности взрослеющего человека» [8, с. 24]

Значительное число работ В.Э. Чудновского посвящено специфике профессии учителя. «Главное, ведущее звено работы школы, определяющее ее направленность, ее судьбу, ее атмосферу, в том числе нравственную атмосферу – Учитель (с большой буквы). Суть этого феномена – человечность высшей пробы. Особое отношение к школьнику как к человеку, личности: в школу приходит не просто ученик, но «строитель» своего будущего… Учитель приучает его проектировать собственную жизнь, превращать свои неудачи, слабости, просчеты, в стимулы совершенствования себя – побеждать себя, но оставаться при этом не побежденным, а победителем» [ 8, с. 24]

Психологи утверждают, что только личность может воспитать личность. Педагогическая профессия – профессия личностная. Педагог оказывает влияние на личность ребенка, «созидает его личность» прежде всего своей личностью, своей индивидуальностью [4] Учитель должен быть носителем высоких жизненных смыслов. Это человек, в общении с которым и возможно зарождение у младших школьников представлений о смысле жизни.

Учителю в процессе совместной деятельности с учеником важно осознавать особенности развития ребенка, положительно относиться к личности обучающегося, направлять свои силы на реализацию потенциала, заложенного в школьнике и отдавать себе отчет в той степени ответственности, которая возлагается на педагога в ходе взаимодействия с детьми [5]. В.Э. Чудновский считал, что подлинный смысл работы учителя - в отдаленных результатах, будущих делах тех, кого он сегодня учит и воспитывает. Поэтому профессия педагога – «одна из наиболее смыслообразующих» [7]

Помощь учащимся в становлении и развитии смысложизненных ориентаций – чрезвычайно важный (может быть, самый необходимый) аспект работы учителя [9]. В наших исследованиях были разработаны воспитательные программы духовно-нравственного содержания «Растить Человека» и «Дом добрых дел», играющие большую роль в развития смысложизненных ориентаций. Формой реализации являются конкретные дела (коллективно-творческие, социальные проекты) обучающихся. Каждому ребенку предоставляется возможность определить для себя роль, характер своего участия и ответственности. Это дела и цели самих детей, их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой учитель выступает как старший товарищ, действующий вместе с ними.

Личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой педагогом деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого. [6]. Каждую минуту учитель должен осознавать, что перед ним его ученики, которые смотрят на него, доверяют ему. Пока они еще дети, но скоро станут взрослыми и шагнут в новую жизнь. Какими они станут, во многом зависит от личности учителя.

Литература

  1. Акимова Н.Н. Динамика смысложизненных ориентаций студентов ВУЗа / Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 21-26.
  2. Вайзер ГА.. .Учитель о смысле жизни и акме человека в современном обществе //смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VIII - X симпозиумов / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э. Чуковского Часть 1 Москва: «смысл», 2004 С. 215–221.
  3. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., «Новая школа», 1993, 67 с.
  4. Митина Л.М. Психология труда и профессиональное развитие учителя: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 27 с.
  5. Пазухина С.В. Эмпирическое исследование процесса формирования ценностного отношения к личности воспитанника у будущих учителей начальных классов // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. № 1 (7). 2011. С. 113-122.
  6. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. / К.Д. Ушинский. - М.-Л.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1948 1952. Т. 8: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч.1. 146 с.
  7. Чудновский В.Э. Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентаций учителя. //Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI – VIIсимпозиумов ПИ РАО / Под ред А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер. – Самара: Издательство «НТЦ», 2002. С. 177–185.
  8. Обращение В.Э. Чудновского к участникам симпозиума. (Вместо завещания) // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. С. 17–27. [Электронный ресурс] https//www.pirao.ru/images/labs/grol/XXI-simpozium.pdf (дата обращения 24.02.2021)
  9. В.Э. Чудновский. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психологический журнал, 2004, Т. 25, № 6. С. 5–11.
  10. В.Э. Чудновский . К вопросу о необходимости учебного курса формирования смысложизненных ориентаций старшеклассников. Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки 2015 / № 1, с .66 72.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Ковалева Т.А. Влияние личности учителя на процесс формирования личности ученика // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 232-235.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки