Влияние информационной перцептивной нагрузки человеческого лица на его эмоциональные и мнемические характеристики

Разделы психологии: 

Среди множества проблем, связанных с процессами восприятия, опознания и узнавания лиц, вопрос о том, какие элементы лиц являются более или менее важными, имеет как теоретическое значение, так и практическое – например, какие детали наиболее важны в процедурах опознания лиц по словесным портретам, фотороботным изображениям или в реальных процедурах опознания подозреваемых людей.

Моя работа основывается на следующих эффектах-принципах:

  1. Идея о дифференциальном вкладе разных элементов лиц в восприятие, опознание и узнавание лиц. Наиболее значимой частью обычно оказываются глаза (по сравнению с носом и ртом).
  2. Эффект генерации. Человек лучше запоминает ту информацию, которую сгенерировал он сам, чем ту, что была ему предъявлена.
  3. Эффект знакомости прототипа. Чем сильнее прототип отличается от показанных ранее вариантов, тем реже он впоследствии опознается как старый стимул.
  4. Принцип единства интеллекта и аффекта – различные элементы лица оказывают схожие эффекты на перцептивные и мнемические параметры.

Например, если глаза – ключевой элемент опознания, то они же должны оказывать наибольшее влияние и на эмоциональную оценку лиц.

Sam S. Rakover (Sam S. Rakover, 2002) выделяет следующие теории о механизмах когнитивной обработки человеческого лица:

  1. теория черт
  2. конфигуральная
  3. холистическая
  4. нормы / прототипа.

Мое исследование посвящено изучению относительного вклада отсутствия различных элементов лица в оценки его внешней привлекательности, интереса, его опознание, а также взаимосвязи этих процессов.

Цель – обнаружить влияние пробелов при восприятии черт человеческого лица на узнавание, интерес и симпатию к внешности.

Предмет – механизмы восприятия и узнавания в условиях предъявления полных неизмененных лиц и лиц с ретушью некоторых элементов.

Гипотеза №1: лица с неполной информационной полнотой (ретушью) оцениваются как более интересные по сравнению с лицами без ретуши.
Гипотеза №2: лица с ретушью разных частей (нос, рот, глаза, контур) различаются по степени интереса в их адрес.
Гипотеза №3: наиболее интересные для испытуемых лица с ретушью узнаются впоследствии лучше полных изображений лиц (без ретуши).
Гипотеза №4: лица с ретушью разных частей (нос, рот, глаза, контур) различаются по качеству их узнавания.

Материал

Стимульный материал из 40 объектов – монохромных фотографий людей. Изображения взяты из диссертации А.А. Четверикова (Четвериков А.А., 2014). Были отобраны фото людей, максимально приближенные к европеоидному типу. В первой части исследования использовались 20 изображений, во второй – все 40. Фотографии были разделены на 5 групп по 4 фото по типу ретуши: рта, контура, глаз, носа и полное отсутствие ретуши.

Процедура

Изображения лиц предъявлялись испытуемым с монитора ПК. На первом этапе исследования испытуемым предлагалось просмотреть изображения 20 объектов. В конце предъявлялся слайд с изображением всех 20 изображений, задание – проранжировать их по степени симпатии.

Вторая часть исследования проводилась спустя 2 месяца. Испытуемым предлагалось просмотреть изображения 40 объектов, 20 из которых были им знакомы, а 20 – нет. Задача – определить, какие из изображений были им знакомы, а какие – нет. В конце предъявлялся слайд-обратная связь с изображением верных 20 объектов-ответов.

Задание – проранжировать лица по степени интереса, руководствуясь лишь соображениями любопытства относительно внешности (желание рассмотреть фото без ретуши, более крупным планом, в полный рост), а не индивидуальными предпочтениями, как это было в первой части. Задание было ограничено по времени для того, чтобы испытуемые не успели связать свои оценки интереса с выполненным прежде верным/неверным узнаванием.

Испытуемые

47 человек, средний возраст 22,7 лет (от 14 до 49 лет); среди них 30 женщин, 17 мужчин; социальное положение – учащиеся школы, студенты и работающие. Испытуемые принимали участие добровольно, без дополнительного вознаграждения.

Результаты

Результаты по эмоциональному отношению Обнаружились значимые различия в эмоциональном отношении к неполным фото: максимальный интерес у лиц с ретушью глаз и носа (критерий Стьюдента, р = .01).

Интересно, что наибольший интерес проявляется к лицам с ретушью, вызвавшим наименьшую симпатию.

Изображения женских лиц с ретушью носа вызывают у испытуемых значимо большее желание рассмотреть их. Мужские лица возбуждают максимальный интерес в случае ретуши глаз, затем идут лица без носа, рта, контура, без ретуши.

Мужские лица оцениваются значимо ниже по привлекательности, по сравнению с женскими. Проявилась тенденция к тому, что мужчины чаще оценивают женские лица как самые привлекательные, а мужские как наименее привлекательные (критерий Стьюдента, р = .084). В то время как оценки женщин сильно не различаются в зависимости от оцениваемого пола на фото, хотя мужские лица всё же чаще занимают последние ранги по симпатии.

Результаты по узнаванию

Дисперсионный анализ показал, что пол испытуемых не влияет на эффективность припоминания полных и ретушированных лиц, а ретушь значимо влияет на узнавание. Лица без носа и без ретуши отличаются особенно жестким критерием принятия решения об ответе, что лицо знакомо.

Наибольшую чувствительность при различении знакомых и новых фотографий испытуемые продемонстрировали в отношении лиц без носа, оцененных как наименее симпатичные и наиболее интересные. Других различий по чувствительности при опознании лиц с ретушью и полных нет.

Выводы

Изображения лиц с ретушью действительно оцениваются испытуемыми как более интересные по сравнению с изображениями лиц без ретуши. Эмоциональное восприятие объекта зависит от информационной полноты изображения: чем информационная нагрузка больше, тем большую симпатию, но меньший интерес вызывает человеческое лицо.

Лица с ретушью разных частей различаются по степени интереса в свой адрес. Обнаружены различные стратегии отношения мужчин и женщин к лицам разных полов. Мужчины дают более высокие оценки привлекательности женским лицам, более низкие оценки – мужским. Женщины в своей оценке не так сильно подвержены влиянию пола. Критерий привлекательности для женских лиц – нос, для мужских – рот.

Интерес не ведёт к лучшему узнаванию. Хотя оценки интереса и симпатии лучше узнаваемых лиц выше, они не коррелируют с мнемическими характеристиками.

Изображения лиц с ретушью разных частей различаются по качеству их узнавания. Лица без носа и без ретуши отличаются особенно жестким критерием принятия решения об ответе, что лицо знакомо. Наибольшая чувствительность у лиц с ретушью носа.

Полученные данные в совокупности с работами других исследователей подтверждают положение о вкладе различных элементов человеческого лица в его перцептивные и мнемические характеристики. Затрудненная когнитивная обработка фото за счёт ретуши важнейших смысловых центров провоцирует испытуемого к генерированию заретушированного элемента, что отражается на повышении эмоционального интереса к объекту, но ведет также и к иллюзиям узнавания. Хотя переноса параметра эмоциональной оценки на мнемический компонент статистически зафиксировать не удалось, проявился принцип интеллекта и аффекта – перенос когнитивного элемента анализа на эмоциональную оценку.

Литература

  1. Sam S. Rakover Featural vs. Con. Gurational information in faces: A conceptual and empirical analysis British Journal of Psychology (2002), 93, 1–30 2002 The British Psychological Society.
  2. Четвериков А.А. Аффективная оценка результата решения когнитивных задач, СПб 2014.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

9 ноя 2015

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Мигун Ю.П. Влияние информационной перцептивной нагрузки человеческого лица на его эмоциональные и мнемические характеристики // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 16‑20 ноября 2015 г. / Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 ч. – М.: Левъ, 2015. – С. 670-673.