Творчество в обучении и воспитании - стратегия построения современного образования

Разделы психологии: 
Высшее учебное заведение: 

Творчество в обучении и воспитании - стратегия построения современного образования // Вопр. психол.- 1988. - №4

Творчество в обучении и воспитании - стратегия построения современного образования

Л.И. АЙДАРОВА, М.Р. ЛЬВОВ
Москва

IX симпозиум «Методы эвристики» проходил в Варшаве 28-30 декабря 1987г. Главная тема симпозиума - педагогическое творчество как средство современного воспитания. Заседания проводились в Высшей музыкальной академии Варшавы, в университете, в Институте повышения квалификации учителей, в лаборатории педагогики творческого мышления при Высшей специальной школе педагогики им. Гжегужевски.

На шести секциях симпозиума были заслушаны и обсуждены следующие доклады.

А. Горальски (ПНР, лаборатория дидактики творческого мышления при Высшей специальной школе педагогики) посвятил свой доклад общим вопросам природы творчества. Он считает, что главное в обучении - постановка творческих проблем и поиск учащимися методов решения сложных задач, алгоритм которых неизвестен. Творческое обучение должно создавать реальные условия для развития не только ученика, но и учителя. Особое внимание А. Горальски уделил высоким морально-этическим принципам и требованиям, которые должны предъявляться к педагогу творчества. Докладчик неоднократно возвращался к мысли о том, что развитие педагогики творчества становится сегодня одним из главных условий решения сложных задач перестройки образования во всех социалистических странах.

Т. Вронски (ПНР, Варшавская консерватория) представил доклад о природе музыкальных способностей и условиях их развития. Основной акцент был сделан на противопоставлении традиционной педагогики и педагогики творчества, для которой главное - развитие активности самого ученика независимо от его возраста. Так, если в традиционной педагогике акцент делается на поиске способов эффективной передачи знаний от педагога к ученику, в педагогике творчества центральной является проблема принятия знаний самими учениками. Или - если в традиционной педагогике обучение воздействует в основном на интеллект, в творческой педагогике ищутся пути и способы воздействия прежде всего на эмоциональную сферу личности.

Доклад на тему «Роль речи в творческом развитии человека» сделал М.Р. Львов (СССР, МГПИ им. В.И. Ленина). Он выделил факторы, которые определяют успешность овладения языком: прежде всего эмоциональные факторы (потребность эмоционального контакта, положительные эмоции), а также потребность содержательного общения и потребность самовыражения. Докладчик указал на особую роль языковых обобщений, исследовавшихся Н.И. Жинкиным, А.Р. Лурия и другими. Было подчеркнуто, что в дошкольном возрасте языковые обобщения носят неосознанный характер, а в школьном подкрепляются теоретическим курсом родного языка. Названные факторы, как считает автор, действуют на протяжении всей жизни человека, по-разному проявляясь на различных возрастных этапах обучения. Творчество в языке и творчество средствами языка - вот то, что вызывает коммуникативную активность, ее развитие в разные возрастные периоды.

Л.И. Айдаровой (СССР, НИИ ОПП АПН СССР) был сделан доклад на тему «Психологические условия формирования у учащихся и учителя творческой позиции в учении». На конкретном материале экспериментального обучения докладчик показал, как может строиться программа обучения родному языку как творческая, исследовательская деятельность самих детей, начинающая разворачиваться сначала под руководством педагога. Докладчик предложила обсудить способы построения урока-диалога, где детям обеспечена возможность самим вести занятия, планировать их и т.д. Особое внимание в докладе было уделено вопросу о том, какая диагностика может служить показателем творческого развития детей в процессе обучения и роста у педагога творческого потенциала и мастерства, когда обучение строится им как исследовательская деятельность детей.

На следующих рабочих заседаниях (II-IV секции) обсуждались 13 докладов, авторами которых были слушатели и дипломанты Варшавской школы высшего педагогического мастерства (Я. Лащик, Э. Грабовска, М. Урбански, М. Табуцки, Ш. Хише, Э. Бренда, Ю. Хведорович и другие). Сообщения были краткими, они информировали о приложении принципов школы высшего педагогического мастерства в разных сферах (в экономике, физике, социологии, психологии, математике, искусстве и т.д.).

На заключительном заседании вновь обсуждались в основном теоретические проблемы творчества.

Главными вопросами доклада В. Дочкала (ЧССР, НИИ детской психологии и патопсихологии) были: связь таланта и творчества, основных факторов развития одаренности, соотношение врожденного и приобретаемого в творческой деятельности и т.д.

С. Строев (НРБ, Болгарская академия наук) остановился на философских и методологических проблемах изучения творчества, уделив основное внимание соотношению сознательного и бессознательного в творчестве.

Представленные на симпозиуме доклады свидетельствуют о том, что специалисты ведут напряженный поиск конкретных путей формирования тех или иных способностей - математических, художественных и т.д. Участники симпозиума говорили о необходимости создать Международный центр, который аккумулировал бы основные достижения в разработке учеными братских стран самих принципов построения системы творческого обучения и конкретных «технологий» конструирования учебных курсов как эвристических.