Теория систем в психологии

П.П. Бражников (Москва) - директор по научной работе АНО «НАИСиПС»

В наше время многие науки используют такой инструмент, как теория систем. Данная теория основана на простой, но достаточно строгой логике и позволяет понять многие эмпирические закономерности, наблюдаемые в различных областях. Более того, помимо объяснения наблюдаемых явлений, она способна предсказать ранее не замеченные тенденции. Психологическая наука не является исключением. Современная теория систем рассматривает человека в качестве самоподдерживающейся адаптивной системы (Анохин, 1973). Такими же системами являются многие другие субъекты, например большинство биологических систем.

адаптивность систем выражается, в первую очередь, в том, что они способны вырабатывать стратегии, наиболее эффективные при имеющейся внешней ресурсной базе. В зависимости от частоты появления источников ресурсов и их ценности, системы стремятся избегать во взаимодействии с ними либо ошибок первого рода, либо ошибок второго рода. Ошибки первого рода – это термин, обозначающий в статистике пропуск важного события, в данном случае – пропуск источника ресурса. Ошибками второго рода являются ложные реакции при отсутствии необходимого события, в рассматриваемой модели – при отсутствии источника ресурсов. Применяя одну из двух стратегий, система повышает вероятность получения ресурсов. Ресурсы, соответствующие данным стратегиями, условно можно охарактеризовать как скудные и частые, либо как интенсивные и редкие, соответственно.

Так как человек использует больше одного типа ресурсов, то необходимы механизмы для работы с источниками ресурсов обоих типов, требуется профилактика обоих видов риска. Для этого у человека, как и у многих животных, имеется два полушария мозга (Rooij, Favela, 2016). Одно отвечает за быструю реакцию на частые источники ресурсов (Kahneman, 2011) и направлено на профилактику ошибок 1-го рода. Так как быстрая реакция не позволяет долгую обработку информации, то один из вычислительных центров, полушарий мозга, выполняет простое сравнение входящей информации с прошлыми образами – правое полушарие. Получается, что оно управляет оперативной деятельностью человека. Второе полушарие, чаще левое, направлено на более долгие процессы, на будущие цели и стремится к профилактике ошибки 2-го рода через повышение эффективности. Отложенная во времени необходимость действовать позволяет структурировано работать с информацией, найти в ней соответствующие цели закономерности.

Важно, что системы являются устойчивыми структурами, а значит, все процессы в них не единичны, а повторяются во времени. При этом в любом обмене ресурсов, на практике, невозможен мгновенный процесс. Одного из двух обмениваемых ресурсов всегда будет недостаточно для компенсации имеющихся потоков встречного ресурса. Это означает, что такой ресурс будет возвращен позднее, т.е. часть источников таких ресурсов будет работать на будущую отдачу встречным источникам ресурсов. Фактически, такие источники ресурсов станут подсистемой встречных источников. Избыточный же ресурс инвестируется в будущие потоки противоположного ресурса, подчиняя себе их источники. Подобные процессы инвестирования и заимствования ресурсов в человеке соответствует интровертным и экстравертным взаимодействиям. Так как основных ресурсов в человеческих системах два: физические и социальные (Tomasello, Call, 1997), то именно их потоки и обмениваются в течение жизни. Один из них будет инвестируемым и экстравертным, второй – заимствуемым и интровертным. Какой именно ресурс будет инвестируемым, а какой заимствуемым, определяется в процессе раннего онтогенеза. Также как то, какой ресурс требует профилактики ошибок 1-го рода и обработки левым полушарием, а какой профилактики ошибок 2-го рода и обработки правым полушарием. Эти две характеристики являются независимыми, а потому в правом полушарии, отвечающем за оперативные процессы, в том числе непосредственное общение, может оказаться как инвестируемый, экстравертный ресурс, так и заимствуемый, интровертный ресурс. Что влияет на оценку человека как экстраверта или как интроверта.

Характеристики ресурсов, формирующие стратегию системы при взаимодействии с ними, определяются относительно характеристик встречного ресурса. Таких характеристик у каждого ресурса две: средняя ценность его источников относительно средней ценности встречных источников и их средняя частота относительно частоты появления источников противоположного ресурса. Соответственно, произведение этих параметров определяет достаточность количества ресурса для компенсации ответного потока, что влияет на выбор системой экстравертной или интровертной стратегии.

Другой параметр определяет особенности распределения во времени поступлений ресурса. Если ресурс поступает редко и в больших количествах, то его необходимо накапливались для поддержания будущих взаимодействий и для профилактики ошибки 2-го рода. Если ресурс поступает часто, то ресурс нужно тратить сразу, для профилактики ошибки 1-го рода. Данная характеристика в формулах определяется делением относительной ценности ресурса на его относительную частоту. Этот показатель влияет на то, каким полушарием будет обрабатываться информация, касающаяся данных ресурсов.

Следующая закономерность систем проявляется в случаях, когда один из основных ресурсов системы не имеет преимущества перед другими ни по ценности его источников, ни по их частоте. Тогда источники второго ресурса будут одновременно и ценнее и чаще источников встречного ресурса. В таком случае однозначно более выгодная стратегия во взаимоотношениях с такими источниками ресурсов отсутствует. Система вынуждена применять стратегии профилактики обеих ошибок, но, в силу ограниченности возможностей, обе стратегии будут менее строго направлены. При этом сохранится более приоритетная стратегия. Она определяется тем, по какому параметру источников ресурсов – ценности или частоте – относительное преимущество избыточного ресурса выше или по какому параметру относительная недостаточность дефицитного ресурса ниже. Соответственно, если относительно более важной характеристикой является ценность источников ресурсов, то используется стратегия накопления, в случае большей важности частоты – стратегия оперативных трат ресурса.

Таким образом, можно условно выделить восемь ресурсных состояний для каждого из двух основных ресурсов человека, социальных и предметных. Конечно, границы между ними несколько условны, но случаи близости к границам на практике редки. Так как ресурсы взаимосвязаны и их характеристики измеряются относительно друг друга, то строго математически каждому состоянию одного ресурса соответствует только одно состояние второго ресурса. Однако человек, как перераспределяющая система, не живет достаточное количество циклов обмена, чтобы принцип обратной связи привел два ресурса к равновесию. Как показывает практика, каждому состоянию одного ресурса могут соответствовать два состояния встречного ресурса, с сохранением доминантной стратегии взаимодействия с ним, но с отличающейся строгостью стратегии (Бражников, 2016).

Случаются и иные отклонения от нормальной работы системы, но они уже ведут к психическим отклонениям. Например, если вместо предметного и социального потоков ресурсов человек взаимодействует с двумя различными предметными потоками ресурсов, то это проявляется в аутизме, различном при различных стратегиях взаимодействия. Наоборот, два различных потока социальных ресурсов приведут к шизофрении.

Описанные выше стратегии человека как адаптивной системы и механизмы их формирования в зависимости от ресурсной базы влияют на психологию личности человека. Именно так формируются многие известные эмпирические различия в темпераменте, стиле обучения, характере, психотипе. Многие такие различия отлично вписываются в представленную модель и таким образом получают научное обоснование. Некоторые примеры будут приведены в докладе.

Однако, помимо основного процесса обмена ресурсов, формирующего личность человека, такие же закономерности регулируют все другие его проявления. Особенности личности являются базовыми, однако для конкретных частных предметных или социальных ресурсов в конкретный отдельный период жизни будет свое относительное распределение источников, влияющее на то, как человек будет с ними оперировать.

С этим связана еще одна закономерность, характерная для человека как адаптивной системы. Любой акт траты любых ресурсов является инвестированием в потоки ресурсов, но не в единичные акты обмена. Именно это и порождает такие классические отклонения от рационального поведения, как попытки получить то, на что потрачены деньги или время, даже если это перестало быть выгодным. Так как системы являются фрактальными, то их закономерности можно обнаружить на любом масштабе, а значит не только в более частных проявлениях, нежели личность человека, но и в более общих, таких как поведение социальных групп.

Таким образом, представленная модель теории систем применительно к психологии может существенно повысить понимание эмпирически выведенных закономерностей, используя строгую логику.

Литература

  1. Анохин П.К. Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973.
  2. Бражников П.П. Формирование психики как развитие самообучающейся системы // Психология и психотехника. 2016. № 9. С. 787–793.
  3. Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. N. Y.: Farrar, Strauss, Giroux, 2011.
  4. Tomasello M., Call J. Primate Cognition. N. Y.: Oxford University Press, 1997. van Rooij M. M., Favela J. W., Malone L. H. A nonlinear dynamical systems theory perspective on dual-processing accounts of decision-making under uncertainty // Proceedings of the 38th Annual Meeting of the Cognitive Science Society. Philadelphia: Cognitive Science Society, 2016. P. 1673– 1678.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 ноя 2017

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Бражников П.П. Теория систем в психологии // Психология - наука будущего: Материалы VII Междунар. конф. молодых ученых "Психология - наука будущего". Москва, 14-15 ноября 2017 г. – М.: Ип РАН, 2017. – С. 114-117. – 0,15 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки