Социально – психологические особенности студенческой молодежи

Разделы психологии: 

Социально – психологические особенности студенческой молодежи // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

Социально – психологические особенности студенческой молодежи

Во все времена молодежь играла важную роль в обществе. Развитие компьютерных технологий, доступность любой информации позволяет молодым людям в современной России активно развиваться и принимать активное участие в жизни социума. Все больше молодых людей занимается политической деятельностью, возглавляет крупные компании, работает в государственных органах власти.

К особой группе молодежи хочется отнести молодых людей студенческого возраста. Это особая группа молодежи. Ей присущи некоторые признаки, которые отражают все социальные и политические процессы, происходящие в нашей стране.

В процессе становления и развития личности студенческий возраст имеет особое значение, как завершающий этап получения образования, получения профессии, социализации во взрослую жизнь, освоение новых социальных ролей и получение нового социального статуса.

Для этого возраста характерно и завершение процесса взросления, формирование здорового организма, половое Созревание, готовность и желание создать свою семью.

В этот период достигают максимума в саморазвитии психологические свойства и высшие психические функции: Восприятие, память, мышление, речь, эмоции, чувства.

Этот период и является самым благоприятным для обучения в ВУЗе и профессиональной подготовки.

В этом возрасте формируется мировоззрение. Мировоззренческий поиск ,включает в себя социальную ориентацию личности, осознание себя частью социума, выбор своего будущего социального положения и цели карьерного роста. Молодой человек задумывается перед выбором жизненных ценностей и приоритетов. Возникают вполне закономерные вопросы к себе и обществу (Чем я могу быть полезен обществу? Какая моя основная цель жизни?).

Студенты занимаются своим основным видом деятельности – обучением основным специальностям. Они имеют единичные цели и мотивы. Период существования студенческих групп носит временный период и ограничивается пятью годами обучения.

В период обучения студентов, перед профессорско – преподавательским составом ВУЗа стоит важная цель, обучить своих слушателей профессии, научить сосуществовать в социуме и привить вкус к самообразованию. Для этого преподавателям необходимо меняться в ногу со временем, осваивать новые технологии подачи материала, стать модераторами и интерпретировать преподаваемый материал для усвоения.

Меняются времена, меняется скорость получения информации, меняется уровень подготовки студентов.

Для лучшего усвоения материалов и качества полученных знаний необходимо больше внимания уделять практически сторонам предмета. На этапе обучения необходимо сформировать у молодежи ценностные ориентации, отношение к социуму, к проблемам государства.

Ценности отражают значимость семьи для человека и общества, значимость работы, учебы, социальных норм в жизни, влияют на характер отношений в социуме и межличностных коммуникациях.

Для этих целей преподаватель перестает быть простым лектором, а включается в сложный процесс передачи знаний путем диалога , бесед и становится наставником на весь переиод обучения студентов в ВУЗе. Ценностные ориентации преподавателей и студентов служат своеобразным индикатром развития общества.

При обучении студентов необходимо учитывать основные особенности студенческого возраста:

  • зрелость в умственном и нравственном отношении
  • Чувство реальности
  • креативность
  • Отсутствие страха перед неизвестным
  • Решительность в поступках
  • стремление к самостоятельности
  • Активный поиск спутника жизни, создание семьи
  • стремление изменит жизнь к лучшему

Все эти особенности нам необходимо учитывать при работе со студентами. Наша задача помочь молодым людям определить жизненные ориентиры и выбрать свой путь в жизни.