Системное исследование темперамента студентов-первокурсников

А.С. Верозуб, Н.А. Фомина Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, г. Рязань

По справедливому замечанию Б.М. Теплова, важнейшими задачами психологии являются изучение индивидуальных различий людей, а также поиски теоретически обоснованных и опирающихся на объективную методику путей исследования этих различий. Одним из аспектов исследования большой проблемы физиологических основ индивидуальных различий между людьми является изучение общих типологических свойств нервной системы, которые определяют темперамент человека (Теплов, 1985).

К проблемам темперамента давно существует огромный интерес. Большинство имеющихся концепций темперамента можно разделить на две большие группы, которые различаются способами отбора, разграничения, систематизации и структурирования основных признаков и свойств темперамента. К первой относят те, в которых обсуждаются его природные предпосылки: гуморальная (Гиппократ, П.Ф. Лесгафт), морфологическая (Э. Кречмер, У. Шелдон) и нейрофизиологическая теории (И.П. Павлов). Вторую группу составляют собственно психологические теории темперамента: описательные (И. Кант, В. Вундт, Х. Геффдинг, Г. Хейманс и Е. Вирсма), факторные (Д. Гилфорд, Л. Тэрстон) и структурно-функциональные (В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, А.И. Крупнов).

Нами изучаются особенности темперамента как индивидной предпосылки развития личности, в частности, адаптивности, то есть интегрального свойства личности, обеспечивающего готовность и способность к адаптации, в русле структурно-функциональной теории, основа которой была заложена в трудах В.С. Мерлина, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына (исходивших, в свою очередь, из учения И.П. Павлова) и развита их последователями: А.Е. Ольшанниковым, В.М. Русаловым, В.В. Белоусом, Б.Н. Вяткиным, А.И. Крупновым и др.

В рамках функционально-компонентной модели А.И. Крупнова (1992) темперамент определяется как природно-обусловленная формально-динамическая характеристика личности, которая обнаруживает себя в скорости и интенсивности различных реакций в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах и включает в себя три базовых компонента: активность, эмоциональность и саморегуляцию. К активационно-эргическому компоненту темперамента можно отнести силу, интенсивность стремлений, реакций и действий, то есть эргичность–аэргичность, а также легкость и скорость переключения с одних программ поведения на другие, то есть пластичность–ригидность. Эмоционально-аффективный компонент выражается в доминирующих эмоциях (стеничности–астеничности), а также в эмоциональной чувствительности и реактивности. Регуляторно-селективный компонент осуществляет внутреннюю или внешнюю направленность психической активности (интроверсия–экстраверсия) и характеризуется степенью произвольности-непроизвольности в регуляции поведения (рефлексивность–импульсивность) (там же).

В данной статье представлены некоторые особенности темперамента 120 студентов первого курса Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина в возрасте 17–18 лет.

Рассмотрим характеристики активационно-эргического компонента темперамента студентов. Оказалось, что в интеллектуальной и коммуникативной сферах доминирует эргичность (соответствующие показатели эргичности – 27,9 и 28,5, аэргичности – 18,4 и 12,1 балла). Это указывает на то, что большинство из них достаточно общительны, часто ощущают потребность в новой информации, стремятся узнать как можно больше нового, проявляют познавательную активность. В психомоторной сфере различия между эргичностью и аэргичностью не являются значимыми (средние значения – 22,9 и 19,8 балла), то есть одни из них в поведении активны, а другие нет.

При этом в психомоторной и коммуникативных сферах у студентов более выражена пластичность, чем ригидность (соответствующие показатели пластичности – 28,8 и 24,6, ригидности – 22,3 и 17,1 балла). Они без труда переключаются с одного дела на другое, легко обучаются разным делам, предпочитают разнообразную деятельность, а также легко выполняют работу, связанную с общением с людьми. Однако в интеллектуальной сфере они проявляют как пластичность, так и ригидность (23,3 и 20,9 балла соответственно), соответственно им не свойственна легкость переключения при выполнении мыслительных заданий.

В эмоционально-аффективном компоненте темперамента студентов в психомоторной и коммуникативной сферах стенические эмоции доминируют над астеническими (средние значения стеничности – 29,1 и 34,7 балла соответственно, астеничности – 20,9 в обеих сферах). Это значит, что студенты первого курса испытывают радостное волнение при возможности попробовать свои силы в трудном деле, положительные эмоции от завершенной работы, а также обычно невозмутимы при неудаче в ходе выполнения запланированных дел. В ситуации общения, оказываясь в центре внимания, при знакомстве с новыми людьми они переживают чувства радости, удовлетворения и т.д. А при выполнении интеллектуальной деятельности испытывают как стенические, так и астенические эмоции тревоги и опасения перед выполнением умственной работы, в процессе ее выполнения и при неудачном завершении (средние значения – 26,8 и 22,4 балла соответственно). Между показателями эмоциональной чувствительности и реактивности студентов не обнаружено статистически значимых различий.

В регуляторно-селективном компоненте темперамента студентов первого курса рефлексивность (26,9 балла) доминирует над импульсивностью (20,2 балла). Это позволяет заключить, что обычно они спокойны, рассудительны, рациональны и сдержанны в поступках, устойчивы в своих намерениях и интересах. Интровертированность и экстравертированность свойственна им в равной степени: показатели этих переменных значимо не различаются между собой (28,6 и 26,1 балла соответственно).

Таким образом, в психомоторной сфере студентов наиболее ярко проявляются такие свойства темперамента, как пластичность и Стеничность; в интеллектуальной – эргичность, в коммуникативной – эргичность, пластичность и Стеничность.

Можно предположить, что стремление к общению, гибкость, стенические эмоции, переживаемые в процессе взаимодействия с людьми, невысокая импульсивность, выраженное стремление к интеллектуальной деятельности будут способствовать процессу социально-психологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе, а ригидность мыслительных процессов, достаточное количество астенических переживаний при решении интеллектуальных задач, одинаково выраженные эмоциональная чувствительность и реактивность, достаточная интровертированность, наоборот, затруднять процесс адаптации. В определении связей между характеристиками темперамента и адаптации студентов будет заключаться следующий этап нашего исследования.

Литература

  1. Крупнов А.И. Психологические проявления в структуре темперамента: Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 1992.
  2. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 2.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Верозуб А.С., Фомина Н.А. Системное исследование темперамента студентов-первокурсников // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 99-101.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки