Сиблинговое исследование эмоционального интеллекта

А.А. Панкратова МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва

эмоциональный интеллект (ЭИ) представляет собой способность управлять эмоциями, как своими, так и других людей. Мы придерживаемся иерархической модели способностей ЭИ (Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо), согласно которой в состав ЭИ входят когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации: 1) распознавание эмоций; 2) эмоциональное содействие мышления; 3) понимание эмоций; 4) управление эмоциями (Mayer et al., 2004). В основе управления эмоциями как внешнего индикатора ЭИ лежат способности, относящиеся к первым трем пунктам. В своем исследовании для диагностики ЭИ мы использовали тест MSCEIT, разработанный авторами модели (Адаптация теста на русской популяции проводилась под руководством Е.А. Сергиенко (Сергиенко, Ветрова, 2009)).

В нашем исследовании принимали участие 260 студентов Военного университета Министерства обороны РФ (пол мужской, возраст от 16 до 26 лет). Кроме теста на ЭИ, испытуемые заполняли методики, направленные на диагностику академического интеллекта (субтесты «Осведомленность» и «Поиск символов» из теста Векслера) и личностных черт (методика «Уровень субъективного контроля», опросник сознательной саморегуляции поведения В.И. Моросановой, опросник CISS «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», опросник Айзенка и т.д.). С помощью анкеты регистрировалась сиблинговая ситуация: порядковый номер рождения, разница в возрасте с ближайшим сиблингом, количество сиблингов, наличие сиблинга сходного пола.

Математическая обработка данных осуществлялась в статистическом пакете SPSS (версия 18). Проверка распределений на нормальность (критерий Колмогорова–Смирнова) показала, что часть распределений (в том числе распределение ЭИ) значимо отличается от нормального. Поэтому для оценки связей между переменными использовался ранговый коэффициент корреляции Спирмена. Достоверность различий между группами оценивалась с помощью параметрических критериев, основанных на сравнении средних значений (t-критерий Стьюдента и однофакторный дисперсионный анализ). Для того чтобы можно было использовать параметрические критерии, распределение ЭИ предварительно преобразовывалось в стандартное z-распределение.

Подгруппы единственных детей в семье (53 человека), первых (67) и вторых (72) по порядку рождения не отличаются друг от друга по уровню ЭИ, но при этом для них характерна разная структура корреляций ЭИ с академическим интеллектом и личностными чертами. Эти различия касаются как количества корреляционных связей, так и самой структуры корреляций. Например, единственные дети в семье и первые дети по порядку рождения с высоким уровнем ЭИ демонстрируют высокий уровень вербальных способностей (r=0,564 и 0,391; p≤0,01); а у вторых детей ЭИ не связан с вербальными способностями. Единственные дети в семье с высоким уровнем ЭИ используют такую копингстратегию как социальное отвлечение (r=0,286; p≤0,01); а первые и вторые дети по порядку рождения – не используют ее (r=–0,287 и –0,233; p≤0,05).

В зависимости от разницы в возрасте с ближайшим сиблингом были выделены 4 подгруппы: с разницей в возрасте в 1–3 года (64 человека), 4–6 лет (52), 7–10 лет (40), 11–17 лет (28), близнецы из анализа исключались. Курсанты с разницей в возрасте до ближайшего сиблинга в 11–17 лет имеют более высокие показатели по эмоциональному содействию мышлению по сравнению с курсантами с разницей в возрасте до ближайшего сиблинга в 7–10 лет (p≤0,05). Это можно объяснить следующим образом: более взрослый сиблинг, с одной стороны, требует меньше внимания и воспитательных ресурсов родителей, а, с другой стороны, сам находится ближе к позиции родителя и может оказывать дополнительное воспитательное воздействие на своего младшего сиблинга.

На уровне тенденции: 1) курсанты с двумя сиблингами превосходят курсантов с одним сиблингом по распознаванию эмоций; 2) лучше понимают эмоции те курсанты, у кого есть братья или братья и сестры, по сравнению с теми, у кого есть только сестры. Таким образом, на формирование способности распознавать эмоции влияет наличие других детей в семье, с которыми приходится взаимодействовать и подстраиваться под их настроение. В свою очередь, для формирования способности понимать эмоции важно, чтобы в семье были сиблинги того же пола (в нашем случае братья). По-видимому, это связано с тем, что с сиблингами своего пола завязываются более близкие отношения, которые допускают обсуждение эмоциональных переживаний.

Подведем итог. Для формирования способностей ЭИ не важен порядковый номер рождения, при этом у единственных детей в семье, первых и вторых по порядку рождения наблюдается разная структура связей ЭИ с академическим интеллектом и личностными чертами. Напротив, для формирования способностей ЭИ важно, чтобы у ребенка в семье было два сиблинга, среди них – сиблинг сходного пола, сиблинг с разницей в возрасте в 11–17 лет.

Литература:

  1. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. эмоциональный интеллект: русскоязычная Адаптация теста Мэйера–Сэловея–Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2009. № 6 (8). URL: http://psystudy.ru
  2. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotion intelligence: theory, fi ndings, and implication // Psychological Inguiry. 2004. Vol. 15. № 3. P. 197–215.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Панкратова А.А. Сиблинговое исследование эмоционального интеллекта // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 258-260.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки