Семейная микрокультура и становление ценностно-смысловых ориентаций ребенка

Горелкина М.А. – аспирант, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»;г. Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1, строение 1

Аннотация В статье рассматривается взаимосвязь семейной микрокультуры и становление ценностно-смысловых ориентиров ребенка. Проанализирована и подчеркнута значимость семейной микрокультурной среды в теориях личностного развития разных психологических школ.

Ключевые слова: семейная микрокультура,ребенок, ценностно-смысловые ориентиры, семейные традиции, личность.

FAMILY MICROCULTURE AND THE FORMATION OF VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS OF THE CHILD

Gorelkina M.A. –PhD student «Moscow Pedagogical State University»;Moscow,Malaya Pirogovskaya str., 1, building 1

Abstract The article deals with the relationship of family microculture and the formation of value-semantic orientations of the child. The importance of the family microcultural environment in the theories of personal development of different psychological schools is analyzed and emphasized.

Keywords: family microculture, child, value-semantic reference points, family traditions, personality.

Существует множество факторов, влияющих на становление ценностно-смысловых ориентаций ребенка, но положение о значимости семейной культурной среды и общения ребенка с взрослыми и сверстниками является общепризнанным и основополагающим [3, с. 6]. Формирование ценностных ориентаций личности ребенка происходит согласно инструкциям, примерам, посланиям, получаемым от семьи и ее культуры. Семейное микрокультурное пространство, как первая социальная среда, в которую попадает ребенок, играет первостепенную роль в личностном становлении ребенка. Тем не менее, с позиции разных психологических школ воздействие и значение семейной микрокультуры интерпретируется по-разному. Изучение условий, факторов, механизмов, способствующих становлению ценностно-смысловых ориентиров, невозможно без анализа существующих психологических концепций личности с позиции микрокультурной семейной среды. Э.Фромм в качестве необходимого условия для личностного становления выделил потребность в системе ценностей. Ценности, культивируемые обществом и семьей, он назвал «маршрутной картой», которая позволяет ребенку организовывать огромное количество стимулов и раздражителей, с которыми он сталкивается на протяжении всей жизни [9, с.143].

Само понятие семейной микрокультуры введено Е.Е. Сапоговой, которая определяет ее как психосемантическую реальность, воспроизводящую себя во времени и порождающую у каждого из ее членов когнитивно-образную модель самовосприятия, поведения, жизни в целом[8, с.223-226]. Семейная микрокультура отражена в семейных ценностях, традициях и обрядах, организации предметно-пространственного мира и закреплена в семейных меморатах и преданиях. Для изучения семейного микромира мы, опираясь на работы И.А. Разумовой [7], выделили четыре структурных кластера в содержании семейной микрокультуры: 1) «Семейные ритуалы и традиции»; 2) «Семейно-родственные связи»; 3) «Семейные нарративы»; 4) «Предметно-пространственный мир семьи».

Кластер «Семейные ритуалы и традиции» включает: традиции, связанные с праздниками; традиции выходного дня; традиции, связанные с достижениями; повседневные традиции; традиции прощания и приветствия; традиции праздничных блюд; многопоколенные традиции и др. Кластер «Семейно-родственные связи» это – внешние и внутренние атрибуты родства: характерологические особенности; темперамент; наследственность профессий; совпадение в судьбах родственников; наречение детей именами старших родственников; семейные приметы; семейное толкование событий и др. Кластер «Предметно-пространственный мир семьи» включает интерьер дома и символику «домашности»: наличие своего места за столом; дверной косяк с обозначением возраста и роста детей; обереги, талисманы, вещи, хранимые как память о прошлом; семейные альбомы и др. Кластер «Семейные нарративы» это – круг текстов, в которых вербализуется история семьи: семейный биографический рассказ; истории о первопредке; предания о происхождении фамилии; семейные устные и письменные рассказы о создании и распаде семьи и др.

Далее рассмотрим отдельные психологические личностные концепции и проанализируем их с позиции семейной микрокультуры.

Важное направление культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, ориентирующееся на социально-историческую обусловленность психики человека и специфики ее развития в онтогенезе, изучает становление высших психических функций путем интериоризации в сотрудничестве с взрослым как носителе культурного опыта. Другими словами, культурная форма поведения возникает, прежде всего, как форма сотрудничества с другими людьми, как подражание взрослому и только на следующем этапе эта форма становится индивидуальной функцией самого индивида. Необходимо добавить, что общение с взрослым задает ребенку «зону ближайшего развития», определяемую как расхождение между уровнем актуального развития, достигаемым ребенком в самостоятельной деятельности, и уровнем потенциального развития, достигаемым в сотрудничестве с взрослым [3, с. 32]. Таким образом, началом формирования личностных установок служит мир семейной культуры, который впоследствии преобразуется в мир культуры ребенка. Если за основу взять идею о семье, как о базовом социализирующем институте, то семейная микрокультура через предметно-пространственное окружение задает зону актуального развития. А именно, кластер «Предметно-пространственный мир семьи» стимулирует самостоятельность ребенка, способствуя формированию такой ценностно-смысловой ориентации как отношения к самому себе, его «Я». Пользуясь термином известного итальянского педагога Марии Монтессори, можно сказать, что предметно-пространственный мир семьи должен быть «культурно обогащенным». Кластеры семейной микрокультуры: «Семейно-родственные связи», «Семейные традиции», «Семейные нарративы» за счет взаимодействия ребенка и взрослого определяют зону ближайшего развития. Таким образом,эти компоненты семейной микрокультуры способствуют становлению ценностно-смысловой ориентации, которую можно определить как отношение к «другим людям».

В поведенческом подходе (бихевиоральном), представителями которого являются Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер и др., личностное становление рассматривалось как поддержание определенного поведения посредством подкрепления. Культурная среда понималась как совокупность стимулов, полностью вызывающих как положительное, так и отрицательное поведение [3, с.22-24]. Например, разрешение поиграть в игру, после того как ребенок прекратил истерику – вызывает положительное подкрепление, наказание за не желательное поведение – уменьшает подобное поведение. В данную концепцию не складывались нравственные поступки человека, регулируемые совестью, моралью, интересом [1, с. 12].

В дальнейшем такой взгляд на личностное развитие трансформировался и усложнялся: сторонники данного направления (Н. Миллер, Р. Сирс, Р. Уолтерс и др.) ввели понятие «потребности индивида», и это послужило толчком к признанию активной позиции индивида. Наиболее значимое место в формировании активной позиции играет, на наш взгляд, кластер «Семейные нарративы». С помощью семейных устных и письменных текстов из жизни предков происходит актуализация и мотивация индивида к достижениям, поиску жизненных смыслов. Тем самым кластер «Семейные нарративы» закладывает ценностные ориентации в поведении личности.

Объяснение окружающей культурной среды как главного фактора развития оставалось бесспорным. Особая роль культуры семьи в личностном становлении ребенка подчеркивалась Р. Сирсом [5, с. 103]. По мнению Р. Сирса, характер и поведенческие мотивы ребенка формируются под воздействием приемов поощрения и наказания, применяемых родителями. С точки зрения современного детского психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, в современном мире самая главная ошибка воспитания – это родительские нотации, наставления и наказания [2, с. 18]. Однако, воспитательное воздействие внутрисемейных текстов кластера семейной микрокультуры «Семейные нарративы» не сравнимо по своей силе ни с каким художественным произведением. Таким образом, через семейный мир кластера «Семейные нарративы» закладывается нравственная составляющая ценностно-смысловых ориентаций.

А. Бандура расширил понимание роли культурной среды в становлении личности ребенка – культура выступает как модель поведения, которую ребенок должен усвоить. Таким образом, кластер «Семейно-родственные связи», представляющий физическую и психическую наследственность, транслирует комплекс установок, которые ребенок усваивает «подражая» окружающим взрослым. понимание роли семейной микрокультуры в поведенческом подходе социального научения предполагает усвоение ребенком поведенческих семейных стереотипов, основанных на общесемейных моральных ценностях. Таким образом, кластеры «Семейно-родственные связи» и «Семейные традиции» являются наиболее значимыми в формировании социально-поведенческих ценностей.

Психоаналитическая концепция берет свое начало с психологических представлений З. Фрейда о развитии личности, которые базируются на врожденных биологических потребностях индивида. Личностная структура подразумевает выделение индивидуального и общественного «Я». Культура рассматривалась как враждебная сила, противостоящая инстинктивным биологическим влечениям индивидуального «Я». Следует отметить, что отличительной особенностью психоаналитического подхода является то, что среда рассматривалась не как физический мир, а как среда общений и межличностных отношений. Поэтому решающая роль в личностном становлении ребенка отводится матери, как первому значимому человеку, от которого младенец зависит физически и эмоционально. А именно, поведение и позиция матери выступает существенным условием в личностном развитии малыша, стимулирующим самостоятельную детскую активность и формирующим индивидуальное "Я". Детская личностная активность складывается из доверительных отношений мать-ребенок. Таким образом, решающими для понимания становления личностных смыслов в детском возрасте становятся проблема детско-родительских отношений: особенности материнской и отцовской любви, родительская позиция в воспитании, качество материнского доверия и др., то есть, компоненты, формирующие кластер семейной микрокультуры «Семейно-родственные связи». Исходя из психоаналитической концепции, именно кластер «Семейно-родственные связи» играет наибольшую роль в становлении жизненной позиции и оказывает наибольшее влияние на эмотивную составляющую ценностно-смысловых ориентиров.

Э. Эриксон, в отличие от классического психоанализа З. Фрейда, отводит социокультурной среде роль регулятора процесса опробования человеком различных возможностей и ролей, а личностное развитие связывает со способностью индивида объединять (адаптивно) личный опыт и собственную деятельность [10, с. 7]. То есть, для ребенка семейный микросоциум, формирующий свои собственные задачи, является «сценой», где происходит «обкатка» ценностей, культивирующихся в семье и обществе. Механизмами опробования индивидуумом различных возможностей служат правила, нормы, ритуализации. Стоит отметить, что наряду с ситуациями, когда обнаруживается определенная модель поведения индивида, существенной личностной и индивидуальной характеристикой является вероятность того, что данный вид поведения в аналогичной ситуации повторится [6, с. 159]. Другими словами, культурный опыт прошлого, главным образом транслируемый кластерами «Семейные нарративы» и «Семейные традиции», составляет фундамент рассудочной осознанной деятельности индивида, которые и служат основой в формировании когнитивного компонента ценностно-смысловых ориентаций. Таким образом, от определения социокультурной среды как враждебного фактора подавления и вытеснения природного начала (З. Фрейд) психоаналитическая концепция приходит к пониманию среды как условия позитивного развития личности (Э. Эриксон).

Карен Хорни, которую называют одним из основателя гуманистической психологии, развила психоаналитическую парадигму, в соответствии с которой именно культура и гармоничные межличностные человеческие отношения являются основным фактором личностного развития индивида. А самым главным в становлении и развитии личности является осознание человеком своей значимости и нужности, а именно, что его ценят и любят [9, с. 8]. Это значит, что кластер семейной микрокультуры «Семейно-родственные связи» способствует развитию эмоциональной сферы личности жизненно-смысловых ценностей. Необходимыми условиями в детстве для будущей самореализации является «атмосфера тепла, которая дает возможность ребенку выражать свои собственные мысли и чувства, доброжелательность остальных людей, способных удовлетворять различные нужды ребенка» [9, с. 34]. Эту атмосферу тепла и уюта формирует кластер «Предметно-пространственный мир семьи», формирующий эстетические ценности.

При изучении социокультурных факторов становления ценностных ориентиров ребенка важным представляется раскрыть культурную концепцию М. Коула, в которой потенциальное значение в становлении личностно-смысловой сферы ребенка уделяется взаимосвязи и взаимообусловленности социокультурной среды и деятельности человека. Принцип единства культурной среды и личности находит выражение в положении специфичности действий, носящих совместный синергетичный опосредованный характер [4]. Центральная идея концепции М. Коула основывается на том, что культура рассматривается как стимул, а психика как реакция [4, с. 361]. Культура констатирует психику: «будучи вовлечена в действие в качестве «вспомогательного средства», культура «деформирует» действие и приводит к возникновению «культурной привычки поведения» [4, с. 365]. Механизмами, посредством которых социокультурные условия формируют функционирование психики, являются культурные сценарии, являющимися составляющими кластера «Семейные нарративы» и кластера «Семейные традиции и ритуалы», которые оказывают наибольшее воздействие на становление морально-правовых жизненных ценностей.

Вышеизложенное сводится к следующему: микрокультурная среда семьи выступает не просто как внешний фактор личностного становления ребенка. Микрокультура семьи закономерно влияет на становление и динамику личностных смыслов, что подчеркивается теориями различных психологических школ.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Пастернак Н.А. Ребенок в культуре взрослых. М.: Юрайт, 2019. 150с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Ребенок в семье. М.: Издательство АСТ, 2020. 160с.
  3. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции / диссерт. д.п.н. Москва, 2002. 379 с.
  4. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когнито-центр, 1997. 432 с.
  5. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития: учебное пособие. М.: Жизнь и мысль, 1999. 166 с.
  6. Полный справочник психоаналитика / под ред. Ю.Ю. Елисеева. М.: Эксмо», 2007. 608 с.
  7. Разумова Е.А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М., 2001. 375 c.
  8. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. Уч. пос. для высшей школы. М.: Академический проект, 2004. 496 c.
  9. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Гуманистический психоанализ: К. Хорни, Э. Эриксон, Э. Фромм. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 156 с.
  10. Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб.: Питер, 2019. 416 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Горелкина М.А. Семейная микрокультура и становление ценностно-смысловых ориентаций ребенка // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 251-255.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки