Самоорганизация личности как критерий культурного развития человека

Самоорганизация личности как критерий культурного развития человека // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

Самоорганизация личности как критерий культурного развития человека

В работах Л.С. Выготского особое внимание уделяется проблеме культурного развития человека (1,2). Культурное развитие включает культурное совершенствование психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения.

Культурное развитие начинается с ценностной сферы и распространяется на социальное поведение личности. Усвоение идеалов из социальной среды производит изменения в структуре ценностных ориентаций, а затем и изменения в поведении человека. На основе результатов данных изменений исследователи делают вывод о динамике развития личности.

Тем не менее, в современных психологических исследованиях до сих пор остается открытым вопрос о критериях и показателях развития личности (3; 4). Наиболее популярными в эмпирическом плане подходами являются:

  1. установление различий между группами менее развитых и более развитых испытуемых;
  2. описание корреляционных связей между характеристиками, свойственными наиболее развитой группе испытуемых.

В отношении последнего принято считать, что наличие большого числа корреляционных связей свидетельствует о развитии, в то время как малое число корреляций говорит об обратном. Однако таблицы корреляций и корреляционные плеяды не дают точной информации о процессах, происходящих внутри личностной системы. Кроме того, интерпретация результатов корреляционного анализа остается в рамках заложенной автором модели.

Возможным выходом из данной ситуации является использование понятия самоорганизация личности, которое позволяет устанавливать критерии развития. Модель самоорганизации личности упорядочивает корреляционные связи, позволяя помещать их в логически обоснованную структуру и, таким образом, делает анализ данных более информативным.

Понятие «самоорганизация» в психологии находится в процессе своего становления (5, 6, 7, 8). В него вкладывается множество определений, начиная с дисциплинированного поведения и заканчивая саморазвитием психики. Мы остановимся на определении самоорганизации личности как интегральной совокупности природных и социально приобретенных свойств, воплощенной в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения (9). Отметим основные позиции в отношении данного понятия:

  1. самоорганизация сопровождает процесс развития (отсутствует при деградации);
  2. самоорганизация проявляется в условиях целенаправленной деятельности;
  3. самоорганизация не зависит от развития строго определенных качеств личности.

Показатели самоорганизации личности одновременно выступают показателями развития личности в условиях осуществления целенаправленной деятельности, с применением индивидуально выраженных качеств личности. В эмпирическом аспекте самоорганизация личности представляет собой структуру связей между ценностями личности и поведенческими чертами. При этом не только ценности образуют иерархию, но и черты складываются в определенную систему. Суть данной модели заключается в предположении, что приоритетным ценностям соответствует наиболее выраженные черты личности. В то же время, отвергаемым ценностям соответствуют наименее заметные черты личности. Между крайностями существуют промежуточные группы.

В реальности возникают многообразные связи между различными уровнями ценностей и характеристик. Особенности этих связей показы‑ вают наличие или отсутствие личностной самоорганизации и, в конечном итоге, динамику культурного развития. Внешние признаки самоорганиза‑ ции определяются специальными диагностическими методиками, которые подтверждают или опровергают организованность человека.

Благодаря данной модели становится возможным установить следующие закономерности:

  1. Группу качеств личности, которые связаны с наиболее значимыми ценностями;
  2. Группу ценностей, которые способствуют развитию наиболее выраженных черт;
  3. Являются ли приоритетные ценности действительным центром системы взаимосвязей между качествами личности и ценностями;
  4. Группы ценностей и черт личности, не включенных в систему взаимосвязей;
  5. Группы связей, являющихся определяющими в системе взаимосвязей;
  6. Группы черт личности и ценностных ориентаций, определяющих организованность деятельности.
  7. На основании этих выводов можно говорить о степени организованности личностной системы, включающей поведенческие черты и ценностные ориентации.

Литература

  1. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С.5-18;
  2. Выготский Л.С. воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 93с.
  3. Спектор Д.М. Развитие в контексте генезиса и отсылок к источнику. Перечитывая Л.С. Выготского // Культурно-историческая психология. 2015. Т.11. №1. С.24-33;
  4. Мешкова И.В. Способность самоуправления как диагностический критерий личностно-профессионального развития студентов педагогического вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. №1 (154). С.16-21.
  5. Ishkov A.D. The features of self-organization of adults studying at a technical university // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Т.142. P. 54-58;
  6. Князькова О.Н. Мотивационно-ценностные аспекты культуры самоорганизации личности студента // Человек и образование. 2014. №3 (40). С.139-143;
  7. Яновская Т.Э. К вопросу о понятии «самоорганизация» в психолого-педагогических исследованиях // Естественно-гуманитарные исследования. 2013. №2. С.89-95;
  8. Новикова Н.А. Социально-культурная самоорганизация учащейся молодежи в контексте личностно-ориентированного подхода // Фундаментальные исследования. 2013. №10-13. С.2978-2981.
  9. Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь. Минск, 1998. – 399с.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки