Роль смысла жизни в профессиональной деятельности

Разделы психологии: 

В.М. Пухир кандидат философских наук, доцент Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)(Москва, Россия)

Аннотация В статье автор доказывает, что профессиональная деятельность - одна из наиболее значимых ценностей человека, которая является важным компонентом структуры его смысложизненных ориентаций. Особое внимание уделяется вопросу о тождестве профессиональной трудовой деятельности и жизнедеятельности. Раскрывается различные варианты соотношения смысла профессии с целостной жизнедеятельностью личности. В данной работе рассказывается о принципах эссенциализма и их применении в ситуациях личного выбора. Сформулирован вывод о том, что в любой профессии человек решает проблему поиска и реализации смысла жизни.

Ключевые слова: смысл жизни, акме, свобода выбора, цели, мотивы, профессия, профессиональная деятельность, долг, эссенциализм.

ROLE OF THE MEANING OF LIFE IN PROFESSIONAL ACTIVITIES

V.M.Pukhir PhD in Philosophy, Associate Professor Russian State University A. N. Kosygin (Technology, Design, Art) (Moscow, Russia)

Abstract In the article, the author proves that professional activity is one of the most significant values of a person, which is an important component of the structure of his life-meaning orientations. Particular attention is paid to the question of the identity of professional work and life. Various variants of the correlation between the meaning of the profession and the integral life of the individual are revealed. This work describes the principles of essentialism and their application in situations of personal choice. The conclusion is formulated that in any profession a person solves the problem of finding and realizing the meaning of life.

Keywords: meaning of life, acme, freedom of choice, goals, motives, profession, professional activity, duty, essentialism.

Для современного цивилизованного человека проблема поиска смысла жизни тесно связана с проблемой выбора сферы профессиональной деятельности, развития профессиональных качеств, осознанного стремления к таким целям профессиональной деятельности, которые, как указывал И.Кант, соответствуют общечеловеческому благу. Ведь, согласно мыслителю, вне знания, вне морального, а значит, благого делания, вне надежды как реальности, моральной веры нет, собственно говоря, и человека, как личности. На этом пути людей нередко подстерегает немало препятствий и разочарований, достижение высоких целей становится недоступным, а это, в свою очередь, делает бессмысленной трудовую деятельность, а нередко, и само бытие человека.

Институционализация профессиональной деятельности, в идеале, должна давать человеку, вовлеченному в нее, определенные гарантии осмысленной жизни. Предприниматель-гуманист XX века, руководитель Римского клуба Аурелио Печчеи в книге «Человеческие качества» сформулировал шесть проблемных целей для профессионалов. Прежде всего, указывал Печчеи, необходимо осуществить множество научно-исследовательских проектов, направленных на более глубокое изучение сущности человека и смысла его жизни. Такая деятельность необходима для того, чтобы ученые, рабочие и все рядовые граждане более ответственно относились к политике, научно-исследовательским изысканиям, а также к разнообразным ситуациям повседневной жизни.

Первая стартовая цель, как ее представлял себе мыслитель, это – «внешние пределы». Должны существовать какие-то биофизические пределы как для расширения человеческой деятельности, так и вообще - для присутствия человека на Земле.

Вторая цель – «внутренние пределы» физических и психологических возможностей человека. К сожалению, мы мало знаем о том, как можно развить природные способности человека, каковы реальные возможности среднестатистического человека и каким образом его можно подготовить к встрече с будущим.

Третья цель – спасти культурное наследие. Для того чтобы принять действенные меры для спасения бесценного богатства культуры во всех сферах человеческой деятельности, необходимо активно использовать достижения всех научных дисциплин: антропологии, археологии, этнографии, палеографии, истории, философии. Конечно же, потребуются немалые средства, но это очень прибыльная область вложения капитала, по мнению Печчеи.

Четвертая цель – необходимость осуществления структурных реформ на всех уровнях мировой организации. Фундаментальные научные исследования до сих пор не представили никаких четких ответов на вопросы о реальных путях такой трансформации национальных государств, которая способствовала бы, с одной стороны, сохранению ее нынешней функции, а с другой, - установлению более стабильного и эффективного мирового порядка.

Пятая цель – необходимость создания единого глобального плана поселений на Земле, который должен включать в себя обязательные для всех правила, согласно которым необходимо охранять и содержать в надлежащем виде всего того, что еще осталось от экологического заповедника.

Шестая цель связана с реорганизацией производственной системы. Старая промышленная система не соответствует более духу времени, т к. она представляет собой некий конгломерат разнообразных технических приспособлений и видов профессиональной деятельности, возникших в результате спонтанных решений, принятых в разное время. Поэтому имеет место нерациональное отношение к среде обитания, несовместимость с экономическим порядком. Современный промышленный истеблишмент должен найти пути обеспечения высокой эффективности во всех сферах производства.

Таким образом, людям следовало бы целесообразно и осмысленно трудиться на благо человечества в одной из этих шести сфер. Но чтобы приобрести смысл жизни, творчески решая эти благородные задачи, необходимы надлежащее современное образование, а также профессия, которая позволила бы работать в соответствующих государственных или международных структурах.

К сожалению, сформулированные Аурелио Печчеи шесть проблемных целей для профессионалов стали за последние 40 лет не очень актуальными. По всем этим направлениям не наблюдается заметного прогресса. А иной раз ситуация становится и вовсе ужасающей. Так, в юбилейном докладе Римскому клубу (февраль 2018 г.) среди других сложных проблем выделяется «шестое массовое вымирание» - стремительное сокращение фауны, непредвиденные последствия новейших технологий и угроза ядерного конфликта. Авторы считают безумием стратегию гарантированного взаимного уничтожения, которая является оправданием для сохранения и наращивания ядерных арсеналов, и призывают к «гарантированной планетарной безопасности и выживания» [9, с. 2]. Подобного рода доклады Римскому клубу вот уже более чем полвека устрашают человечество, но никто не боится.

К перечисленным проблемам добавились социальные, духовные и нравственные проблемы, связанные с новыми информационными технологиями и созданием искусственного интеллекта. Поэтому нынешний сопредседатель Римского клуба Андерс Вийкман сделал экстренное заявление о том, что 2020 год – год фактической смерти Старой Системы. Отныне Мир должен принять НОВЫЙ ПУТЬ – ведущей к общей справедливости и гармонии социума, экономики и природы. Иначе – смерть всей цивилизации!.

Очевидно, в сложившейся ситуации следует опять обратиться к проблеме духовного и материального богатства. В противоположность возвышенным представлениям об абсолютных духовных ценностях, для многих смысл жизни заключается «не в деньгах, а в их количестве». Капитализм – не единственный общественный строй, разделяющий общество на богатых и бедных. Но при этом строе впервые в истории человечества накопление богатства приобретает нравственный смысл. Все остальные ценности, и в первую очередь духовные, теперь обречены на соперничество с деньгами. Довольно часто встречаются браки по расчету (а не по любви), в области искусства творчество приобретает коммерческий характер, религиозные конфликты нередко основываются на экономических интересах. Иной раз даже здоровье и человеческая жизнь оцениваются в конкретных суммах денег.

Философы во все времена старались обосновать мнимый характер этой ценности – материального богатства. Так, представитель старшего поколения киников Кратет Фиванский (IV-IIIвв до н.э.), будучи выходцем из богатой и знатной семьи, отказался от богатства и социального статуса, отпустил рабов и стал вести жизнь нищего моралиста и поэта-сатирика – и только тогда почувствовал себя свободным. Но чаще всего понижение статуса, переход на более низкий материальный уровень человек воспринимает с тревогой и недовольством, потерю работы и разорение – как жизненный крах. Философы постоянно поднимают тему смысла жизни, богатства, подлинных и иллюзорных материальных и духовных ценностей. Немалое число россиян убеждены в том, что в нашей стране невозможно заработать большие деньги честным трудом. Таким образом, предпочтение отдается материальным ценностям, а духовные отодвигаются на задний план. К тому же, СМИ вызывают у небогатых людей чувство неполноценности и зависти, показывая роскошную жизнь известных медиа-персон, либо рекламируя очень дорогие товары и недвижимость. Причем, такого рода «массированной атаке» на рядовых потребителей студентов, будущих специалистов в области «Реклама и связи с общественностью» готовят специально. К такому выводу пришла Н.Ю. Ташлыкова в результате личных контактов и наблюдений за процессом обучения студентов по указанной специализации: «В курсе обучения студенты осваивают “психологию рекламы”, “эстетику рекламы” и другие дисциплины, в которых человек рассматривается исключительно как средство для достижения чьих-то целей…Таким образом, у будущих специалистов в области рекламы формируется инструментальный, утилитарный подход» [10, с. 231]. Многие люди приходят к выводу о том, что жизнь с очень скромным достатком, отягощенная постоянной борьбой за существование, является бессмысленной. Но не имеет смысла также и жизнь тех, кто ее просто «прожигает» за счет нечестно заработанных денег, либо полученных в качестве огромного наследства. При этом все более стирается граница, разделяющая профессиональный труд и богатство, что способствует моральным перекосам в сознании людей.

Таким образом, духовные, в особенности нравственные проблемы нашего общества, по большей части, замыкаются на профессиональной деятельности. Самореализацию человека как личности, поиски им смысла жизни невозможно представить без его профессионального становления и развития. В данном случае профессиональный труд полностью соединяется с жизнедеятельностью и выступает не как один из многих видов деятельности, практикуемых в жизни человека, а как дело всей жизни, превосходящее по своей важности остальные виды деятельности. Человек строит свою личную жизнь посредством построения профессиональной карьеры, причем на этом пути соединяются функции субъекта профессии и субъекта жизни. Это тождество профессиональной трудовой деятельности и всех других видов деятельности бывает тогда, когда мотивация профессионального труда становится ведущей мотивацией всей жизнедеятельности. В таком случае мотивы профессионального труда совпадают со смыслом жизни и становятся уже смысложизненными ценностями личности или, согласно высказыванию А.Н.Леонтьева, «жизненными мотивами-целями» [4, с.188]. Они побуждают человека не просто работать, а жить работой, наполняют ею жизненный смысл. Все остальные виды деятельности, которые выполняет человек, оцениваются им с точки зрения их вклада в развитие профессиональной деятельности. Они, таким образом, как бы обслуживают профессиональную деятельность. Этот вид жизненного смысла профессиональной деятельности, по сути, и является тем, что мы называем «профессиональным призванием». Таким образом, профессиональная жизнь превращается для человека в жизнь посредством профессии, а профессиональная деятельность из части жизни выливается в жизненную миссию. А миссия, как известно, всегда преследует благие намерения. Выполнение миссии укрепляет веру человека в свои собственные силы, способствует раскрытию сознания, раскрывает творческие способности, повышает осознанность бытия. Профессиональная деятельность, будучи одновременно и жизненной миссией, для личности постепенно превращается из условия существования в ведущую жизненную ценность и основной способ самореализации. В силу данного обстоятельства многие психологи и специалисты в области профессиональной этики приветствуют самоотдачу и посвящение человека избранной им профессии, возведенной в главный смысл жизни. В ряде исследований утверждается, что значимость профессиональной деятельности для специалиста высшей квалификации должна быть смыслом всей его жизни, что является залогом продуктивности, высокого уровня мастерства и акме в трудовой сфере.

Так, Л.И. Анцыферова рассматривает полное погружение личности в процесс труда как позитивный феномен, наличие которого свидетельствует о том, что «профессиональная деятельность стала центральной жизненной ценностью, основанием жизненного самоопределения личности, источником самоуважения, способом самоактуализации» [1, с.30].

Другой автор Д.Н. Завалишина утверждает, что «высокие достижения, признание общества в так называемых творческих профессиях, занятиях (таких как искусство, литература, наука) очевидным образом связаны с предельной включенностью человека в соответствующую деятельность, ее оценкой как главной жизненной ценности, дела жизни» [2, с.11].

Выходит, что проблема смысла жизни – это, в сущности, проблема смысла профессиональной деятельности. Однако наряду с положительными эффектами абсолютное служение профессии и восприятие ее как жизненной миссии содержит некоторые опасности для полноценного развития личности. Ведь человек в профессии подчиняется долгу, дисциплине, логике решения текущих задач, ситуативным изменениям конъюнктуры профессиональной деятельности. Он, по сути, несвободен, не принадлежит сам себе, даже если попадает в категорию свободных профессионалов.

Немецкий философ Фридрих Ницше(1844-1900) не завидует профессионалам: «Главный недостаток деятельных людей. Деятельным людям обыкновенно недостает высшей деятельности – я разумею индивидуальную деятельность. Они деятельны в качестве чиновников, купцов, ученых, т.е. как родовые существа, но не как совершенно определенные отдельные и единственные люди; в этом отношении они ленивы. Несчастье деятельных состоит в том, что их деятельность почти всегда немного неразумна. Нельзя, например, спрашивать банкира, накопляющего деньги, о цели его неутомимой деятельности: она неразумна. Деятельные катятся, подобно камню, в силу глупости механики. Все люди еще теперь, как и во все времена, распадаются на рабов и свободных; ибо кто не имеет двух третей своего дня для себя, тот – раб, будь он в остальном кем угодно: государственным деятелем, купцом, чиновником, ученым» [7, с. 283].

Другими словами, если человек катится «в силу глупости механики», имеет целью не свое, а чужое, то он и не пожелает искать никакого смысла жизни. Беда в том, что человек также может попасть под власть т.н. «великого культурного одичания» (ВКО), если будет продолжать катиться в названном направлении. «Великое культурное одичание» - это превращение человека из бесконечного автомата в конечный. Между тем, человек – существо, задуманное Творцом (или Природой) для решения сложных, противоречивых и неполных аксиоматических задач. Для этого он наделен высокоорганизованным веществом – мозгом с бесконечным количеством ассоциативных связей. Скажем так: личность сможет полноценно развиваться при условии, что в содержании смысла жизни будут иметь место мотивы и ценности, связанные с внепрофессиональными видами деятельности. Не должно быть «монолитнизации смысла жизни» (В.Э.Чудновский), т.е. вытеснения профессиональными мотивами и ценностями других смысловых структур, придающим важность разнообразным сферам жизни. Для профессионального становления и развития личности нежелательно сосредоточение всех жизненных интересов только лишь в области профессиональной деятельности. Здесь можно согласиться с автором А.Р.Фонаревым, который акцентирует внимание на том, что «для личностного роста в профессии необходимо постоянно выходить за ее пределы в смежные области деятельности, расширять сферы своей жизнедеятельности» [13, с. 104].

Слишком узкая «специализация» смысла жизни, полное погружение личности в профессию, ее сосредоточенность на мотивах и ценностях только одной деятельности угрожает ей также смысложизненным кризисом.

Эту проблему «узкой направленности личности» Б.М. Теплов демонстрирует, описывая личности Моцарта и Сальери. Сочинение музыки как вид профессиональной деятельности «было для Моцарта включено в жизнь, являлось своеобразным отражением и переживанием жизненных смыслов, тогда как для Сальери никаких смыслов, кроме музыкальных, на свете не было, и музыка, превратившаяся в единственный и абсолютный смысл, роковым образом стала бессмысленной» [11, с.308]. Корень жизненной катастрофы и душевного кризиса Сальери в том, что «музыка для него не главный, не центральный, а единственный интерес, что музыка для него не окно, через которое открывается вид на весь мир, а стена, все собою заслоняющая, что интерес к «своему делу» сделал его глухим ко всем другим впечатлениям жизни, сделал его душевно мертвым» [11, с.307].

Можно сделать вывод, что служение профессии будет способствовать прогрессивному развитию человека только в том случае, если он, возвышая профессиональную деятельность, не обесценивает все другие виды деятельности в его индивидуальной жизни. В таких случаях можно говорить об «увлечении профессией», переживании ее позитивной значимости для личности, но отсутствии поглощенности профессией. Личность самостоятельно и осознанно находит смысл выбираемой или уже выполняемой работы (профессии) и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической, социально-экономической ситуации, а также находит смысл в самом процессе деятельности.

Но профессиональная деятельность может быть и преградой для реализации смысла жизни, не совпадающего полностью с собственно профессиональными мотивами. В данном случае работа по профессии препятствует осуществлению личностью смысла жизни личности. Эта негативная разновидность жизненного смысла профессиональной деятельности может быть даже сопряжена с разочарованием в профессии.

Бывает и такое, что смысл профессиональной деятельности приобретает конфликтный характер. Личность не позволяет профессиональной деятельности «вклиниваться» в те жизненные ситуации, которые отведены для реализации «инородных» ей ценностей. Чтобы предотвратить подобного рода смысловые конфликты, человек должен распределить несовместимые ценности по различным видам деятельности, которые образуют структуру его индивидуальной жизнедеятельности.

Следует обратить внимание еще на один вариант соотношения смысла профессии с жизнедеятельностью личности. В этом варианте работа по профессии не имеет никакого жизненного смысла, так как ее мотивы и цели содержательно не пересекаются со смыслом жизни. В данной ситуации речь идет об отчуждении личности от профессионального труда, в экзистенциальном смысле. Экзистенциальный характер отчуждения, по мнению Е.Н. Осина, означает, что личность переживает свою профессиональную деятельность как бессмысленное и бесперспективное в масштабе жизни занятие, которое выполняется лишь в силу социальной обязанности, а не по личному убеждению. В подобных условиях «работа может восприниматься лишь как необходимость заработать деньги, то есть получить необходимые средства для настоящей жизни» [7, с. 234 ]. Даже если человек полностью выкладывается на работе, ему (увы!) вдохновляться нечем. Такое лишение смысла профессиональной деятельности может привести к драматическому кризису личностного развития. Со временем безразличие профессиональной деятельности может перерасти в резко отрицательное к ней отношение со стороны работающего человека. Профессия становится для человека «чужой», далекой, она не может ничем увлечь человека и, тем более, стать его призванием. Доведенный до отчаяния человек восклицает: «Любая другая профессия, только не эта!»

В подобных ситуациях необходимо задать себе вопрос: а тем ли я занимаюсь? Многие люди боятся упустить хоть какую-то возможность успеть сделать как можно большее количество дел и в результате не добиваются успеха ни в какой области. С другой стороны, факты свидетельствуют о том, что в повседневной жизни имеющиеся у личности потенциальные возможности далеко не всегда реализуются полностью, человек в своей жизни и профессиональной деятельности не выходит за рамки усвоенного раз и навсегда алгоритма. У многих людей, мы полагаем, есть причины перейти к другому образу жизни, может быть, совершенно новому. Во многих случаях, благодаря стечению тех или иных объективных и субъективных обстоятельств, привычная «жизненная горизонталь» может поломаться и личность сумеет подняться, перейти с уровня повседневного «эго» на уровень высшего «Я». Но чтобы решиться на это, нужен повод. Прежде всего, надо научиться говорить «нет!» в ответ на предложения заниматься тем, что человеку не интересно.

СМИ усиливают социальное давление на людей через рекламную установку «Ты достоин большего и лучшего!», или «Ты можешь получить все, что захочешь!». Важно выбрать то, что для человека будет существенно. Именно об этом говорит в своей книге «Эссенциализм» («сущностность») американский психолог Грег Маккеон. Книга представляет собой практическое руководство по изменению жизни заваленного работой человека. Между сущностью и тем, что ей соответствует, отмечает Маккеон, нет тождества, но чтобы выбрать действительно то, что важно для личности, надо уметь отречься от всего ненужного, бесполезного[5, с. 118]. Выбор должен был сделан из множества вариантов, причем, человеку надо быть готовым к тому, что придется отказаться от большинства из них. Люди привыкли решать несколько задач одновременно, поэтому они очень устают, испытывают постоянный стресс, не могут ни на чем сосредоточиться. Для овладения желаемыми формами профессиональной или любой другой деятельности на уровне, соответствующем общественным достижениям, у индивида недостает способностей или физических возможностей, требуется приложение чрезмерных усилий.

Выход есть, утверждает Маккеон, – стать эссенциалистом, т.е. человеком, который во всем следует принципу «меньше, но лучше». Конечно, эссенциализм не поможет делать больше дел за меньшее количество времени, но будет способствовать направлять умственную и физическую энергию только на самые полезные и важные занятия. Конструктивный путь состоит из трех шагов:

  1. оценивать и исследовать все варианты, прежде чем приступить к делу;
  2. отказаться от не нужного и не интересного;
  3. действовать.

Эссенциалист умеет применять все строгие критерии этого учения во всех ситуациях правильного выбора. Причем, этому способствуют, как это ни покажется странным, сон, разнообразные игры, пространство и время для размышления. Чтобы будущие эссенциалисты (а значит, и успешные, самодостаточные, довольные жизнью люди) лучше запомнили суть учения, в многочисленных примерах и повторах внушается самая важная установка – постоянно задавать себе вопрос: что существенно? Необходимо исследовать, как разграничить самое важное и полезное от бесполезного, ведь люди не могут успеть все и получить все. Человеку всегда надо думать о том, что для него важно, а что – всего лишь шум, понимать ценности компромиссов, а также не давать поводов другим пользоваться своей добросердечностью.

Таким образом, в какой бы профессии ни трудился человек, помимо исполнения своих непосредственно трудовых функций, он в той или иной степени решает проблему поиска и реализации смысла жизни. В этом проявляется его субъектная активность, причем не только в роли субъекта профессии, но и в роли субъекта жизни. А если смысл уже определен, то теория эссенциализма научит, как его не потерять.

Литература

  1. Анцыферова Л.И. развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни //Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: Институт психологии Российской академии наук, 1991.
  2. Завалишина Д.Н. Профессиональная деятельность как смысл жизни // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М.: Институт психологии Российской Академии наук, 1991.
  3. Карпинский К.В. Психология смысложизненного кризиса. Гродно: ГрГУ, 2019. 623 с.
  4. Леонтьев Н.Н. Деятельность. сознание. Личность. М.: Мысль,1975. 220 с.
  5. Маккеон Г. Эссенциализм. Путь к простоте. М.: Манн, Иванов, и Фербер, 2018. 256 с.
  6. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов. // Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т.1, с. 231-491.
  7. Осин Е.Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика: автореферат дис.канд.психол наук. М., 2008
  8. Печчеи А. Человеческие качества. //rulit.me›books/chelovecheskie-kachestva-read
  9. Римский клуб. Юбилейный доклад. Вердикт: «Старый мир обречен, Новый мир неизбежен!» Февраль, 2018 // mediamera.ru›link/29557
  10. Ташлыкова Н.Ю. эмоции и чувства как важные факторы человеческого сознания // Перспективы развития современного гуманитарного знания. Сборник материалов Международной научно- практической конференции. Изд-во: Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» С.230-232.
  11. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т.1.. 308 с.
  12. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 2001. 368 с.
  13. Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала // Мир психологии, 2001, № 2, 104, с. 104–109.
  14. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избр.труды. М.: МСПИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. 768 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Пухир В.М. Роль смысла жизни в профессиональной деятельности // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 161-167.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки