Роль ценностно-смысловой сферы в преодолении профессионального стресса в цифровую эпоху

Разделы психологии: 

Боева Яна Викторовна — магистрант НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», направление: консультативная психология, г. Москва.

Аннотация Статья посвящена теоретическому анализу значения ценностно-смысловой сферы личности в контексте борьбы с профессиональным стрессом в современном мире нарастающей цифровизации. Выделены различные аспекты и феномены, составляющие экзистенциальный ресурс в профессиональном становлении специалиста.

Ключевые слова: ценности, смыслы, профессиональный стресс, преодоление профессионального стресса, цифровизация.

THE ROLE OF PERSONAL VALUES AND MEANINGS IN OVERCOMING OCCUPATIONAL STRESS IN THE DIGITAL AGE

Boeva Yana Viktorovna — master's student of the Moscow Institute of Psychoanalysis, program: counseling psychology, Moscow.

Abstract The article is devoted to the theoretical analysis of the value-semantic sphere of the personality in the context of overcoming occupational stress in the modern world of increasing digitalization. Different aspects and phenomena that make up an existential resource in the professional development of a specialist are highlighted.

Keywords: values, meanings, occupational stress, overcoming occupational stress, digitalization.

Современное общество впечатляющими темпами вступает в цифровую, высокотехнологичную эпоху. С каждым годом все больше профессий в различных сферах поддаются требованиям новой среды — финансы и банки, торговля, производство, образование, медицина, транспорт, сфера услуг и многие другие. Может показаться, что среда вокруг нас практически полностью претерпела изменения, но это только начало. Сегодня трудно представить себе человека, который не использует информационные технологии в профессиональной или личной жизни. Общество в целом, претерпевает изменения [7]. Так проявляется «цифровизация», или «цифровая трансформация». Стоит отметить, что этот термин охватывает целое поле понятий и имеет множество определений. Если обобщить в рамках глобальных процессов, согласно Стратегии развития информационного общества в России на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203: Цифровизация — это переход к цифровой экономике.

Цифровая экономика — это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [12].

Если же рассматривать цифровизацию более локально, то, исследуя разные термины и описания, можно определить ее следующим образом:

Цифровизация — это преобразование информации в цифровую форму из аналоговой, подразумевающее повышение гибкости, эффективности, качества, безопасности и надежности производственных и иных процессов за счет использования цифровых технологий.

Возникновение новых и трансформация существующих специальностей подразумевает как получение новых знаний, навыков и умений, так и столкновение с рядом трудностей, связанных с профессионализацией. Например, в связи с необходимостью постоянно соответствовать и повышать или изменять специализацию, адаптироваться к новым формам управления и коммуникации, постоянно работать в виртуализированной, опосредованной реальности возникает вопрос об опережающем образовании, а также размытии границ между личной и трудовой жизнью. От человека сегодня требуется очень много усилий и времени для профессионализации и успешной адаптации в обществе, что приводит к разным видам трудового стресса. Ввиду специфики деятельности проявляется информационный стресс, описанный В.А. Бодровым [3]. Информационный стресс связан с обработкой информации, а именно — несоответствием трудовых задач психическим и физическим возможностям человека и целой группой подобных явлений. На данный момент уже не составляет труда представить ситуацию, в которой не технология подстраивается под человека, а человек вынужден подстраиваться под обилие технологий и цифровой информации вокруг.

Профессионализация и трудовая жизнь человека все чаще ставятся во главу угла как инструмент достижения благополучия, самореализации, принятия и одобрения социумом, то есть, личных целей. Таким образом, изменяется сам стиль и темп жизни человека и общества, что порождается, в том числе, новыми индивидуальными смыслами и ценностями. Анализ литературы, описывающей различные подходы к изучению стресса, в том числе, профессионального, позволяет сделать вывод о ключевой значимости ценностно-смысловой сферы в оценке и исходе стрессовой ситуации [6, с. 371]. Также состояние ценностно-смысловой сферы считается одним из главных факторов психологического здоровья специалиста [11], [15]. Конечно, мы не можем игнорировать физиологический аспект влияния стресса на организм. Но если сфокусироваться на когнитивной составляющей, на структуре мотивов и целей, на экзистенциальном опыте человека, которые детерминируют профессиональное поведение, то можно наблюдать, как даже негативная, разрушительная ситуация может трансформироваться в точку роста, открытия новых возможностей. Существует и обратная ситуация: отношение к работе, ее расположение в иерархии ценностей, субъективная оценка условий труда и субъективный смысл ситуации могут приводить к напряженности, утомлению, стрессу и выгоранию [4]. В целом, ценностные ориентации человека могут либо привностить баланс, способствовать гомеостазу (и тогда стрессоустойчивость возрастает), либо наоборот. Также, по мнению В.Э. Чудновского, смысл жизни – не всегда благо, иерархия смыслов и ценностей может как придавать устойчивость человеку, так и дестабилизировать его, жестко не соответствовать реальной ситуации [14]. О таком разном восприятии опыта, уникальной ценностной значимости говорил не только В. Франкл в рамках логотерапии, но и сторонники научного регуляторного подхода к стрессу, например, современные отечественные авторы: А.Б. Леонова, Л.Г. Дикая. Современное изучение человека в его функциональном, работоспособном состоянии подразумевает не только психофизиологический и когнитивный аспекты, но и трансцендентные, где важно наполнение профессиональной деятельности — его личностные смыслы и побуждения [13],[9],[5]. То есть, ценностно-смысловая сфера является точкой отсчета, определяет направление развертывания профессиональной деятельности, общее развитие событий, выборы и ощущение себя как субъекта труда. Все это необходимо для формирования компетентности специалиста. Следовательно, в работе с ценностно-смысловой сферой специалиста кроется решение многих проблем профессионализации и сопутствующего ей стресса, и это мнение подтверждается исследованиями Д.А. Леонтьева. Он считает, что существуют связанные между собой психологические особенности личности, способствующие успешной адаптации специалиста в обществе и профессии, которые составляют некую структуру – адаптационный потенциал личности и личностный самоактуализационный потенциал, основанный на ценностях самоактуализации, который определяет способность к преодолению стресса и резистентности к выгоранию [10], [8].

В параллель адаптационному и самоактуализационному потенциалу личности хочется упомянуть еще один феномен, в котором задействованы ценности и смыслы в контексте преодоления стресса — это жизнестойкость. Понятие рассматривается под различными углами в зависимости от трактовки и подхода:

– С. Мадди: жизнестойкость — это система убеждений, мотивов и копинг-стратегий, которая придает смысл и ценность жизни человека в любой жизненной ситуации;
– Д.А. Леонтьев: жизнестойкость как ресурсная интегративная характеристика личности человека, помогающая преодолевать трудности;
– Л.А. Александрова: жизнестойкость — способность личности преодолевать трудности, центральным аспектом которой является смысл жизни [1].

Также в контексте образования будущих специалистов существует такое интересное понятие как «преадаптивность», предложенное А.Г. Асмоловым. В наш век преобразований, изменений и, соответственно, неопределенности, невозможно рассчитывать только на отдельно взятый навык, одно образование, конкретный диплом. Мир меняется настолько быстро, что, как утверждает А.Г. Асмолов, у нас есть только собственный потенциал и ресурс, мы живем в мире, в котором человек создает сам себя. И очень важно стремиться ориентировать будущих профессионалов на преадаптивность, т.е. способность воспринимать неопределенность и стресс как возможность [2].

Сейчас перед нами разворачивается новая реальность — с одной стороны, она богата технологиями, которые упрощают жизнь и привносят разнообразие, а с другой стороны, мы можем наблюдать эпидемию профессионального стресса и особенно нуждаемся в понимании собственных смыслов и самотрансценденции. Именно поэтому исследования ценностно-смысловых аспектов специалистов, в том числе, в инновационных профессиональных сферах, которые, в первую очередь, сталкиваются с различными сторонами нарастающей цифровизации, имеет особую социальную значимость.

Литература

  1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня. 2004. С. 82-90.
  2. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен / Под общ. ред. А. Асмолова. М.: Издательский Дом ЯСК, 2018. С. 13–23.
  3. Бодров В А. Психологический стресс. Развитие и преодоление. Учебное пособие. – Пер Сэ, 2012. 302 с.
  4. Ветрова И.И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / Под. ред. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 179–196;
  5. Дикая Л.Г. Социально-психологические и личностные аспекты саморегуляции функционального состояния человека // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. 2012. Т. 4. С. 163-181.
  6. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте // М.: Институт психологии РАН. 2011. 512 с.
  7. Исаев А.П., Наумов В.Н., Саблина Ю.В. О стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 гг // Евразийская Интеграция: экономика, право, политика. 2018. №. 1 (23), С. 84-86.
  8. Наличаева С.А. Личностный самоактуализационный потенциал как детерминанта резистентности к профессиональному выгоранию // Психологическое обеспечения деятельности силовых структур. 2017. С. 120–123.
  9. Леонова А.Б. Комплексные психологические технологии управления стрессом и оценка индивидуальной стресс-резистентности: опыт интеграции различных исследовательских парадигм //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. №. 3., С. 63–69.
  10. Леонтьев Д.А. [и др.] Личностный потенциал. Структура и диагностика : монография под ред. Д.А. Леонтьева. М.: смысл, 2011. 675 с.
  11. Сокольская М.В. Личностное здоровье в становлении профессионала // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2010. №. 5. С. 65–70.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы // [Электронный ресурс] http://kremlin.ru/acts/bank/41919
  13. Франкл В. воля к смыслу. М.: Альпина Паблишер, 2018. 232 с.
  14. Чудновский В.Э. [и др.] Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2004. Т. 25. №. 1. С. 15-24.
  15. Шляпникова О.А., Медведева Ю.С. Акмеологические аспекты профессиональной идентичности // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 017. №. 1. С. 95-98.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Боева Я.В. Роль ценностно-смысловой сферы в преодолении профессионального стресса в цифровую эпоху // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 184-188.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки