Ресурсный подход к проблеме преодоления психологических трудностей в деятельности

Е.А. Домырева Курский государственный университет, г. Курск

Психологические затруднения, встречающиеся в деятельности человека, оказывают непосредственное влияние на ее эффективность и психологическое здоровье специалиста.

Теория и практика изучения психологических трудностей показывает наличие противоречия, которое определяется тем, что, с одной стороны, подчеркивается их деструктивная роль в деятельности, приводящая к ее остановке или полному прекращению. С другой стороны, человек в процессе выполнения деятельности, столкнувшись с препятствием, мобилизует свои энергетические ресурсы для его преодоления, актуализирует свою активность, поднимаясь на качественно новый уровень развития.

Успешность профессиональной деятельности существенно зависит от особенностей преодоления психологических трудностей, которое осуществляется двумя принципиально различными стратегиями: конструктивной и деструктивной. Конструктивная стратегия выражается в трансформации смысловых структур личности; деструктивная обнаруживается в психологической защите, в отказе от продуктивного разрешения критических ситуаций, снятии эмоционального напряжения и сохранении иллюзорной целостности личностной структуры.

Психология преодоления Р.Х. Шакурова трактует деятельность как исторически конкретную форму активности человека по преодолению различных преград, мешающих достижению его целей – получению доступа к определенным ценностям, удовлетворяющим его потребности (Шакуров, 2001). Большое внимание в психологии преодоления всегда уделялось личностным ресурсам. Мобилизация внутренних ресурсов человека для преодоления сопротивления среды процессу удовлетворения его потребностей, несомненно, играет большую роль в выборе стратегий поведения. Л.И. Анцыферова (1996) центральными личностными образованиями, которые определяют специфику каждого типа личности, считает разные убеждения в своей способности контролировать и изменять окружающий мир, влиять на происходящие события, справляться с трудными ситуациями в жизни. Н.А. Подымов (1998) при изучении психологических барьеров большое внимание уделяет психологической устойчивости как подвижному равновесию противоречивых структур личности. С.К. Нартова-Бочавер (1997) говорит о необходимости включения характеристик взаимодействия с социальным окружением, поскольку психологическое преодоление редко бывает делом отдельного индивида. При этом автор отдает предпочтение трактовке психологического преодоления как динамического процесса, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром.

Исследуя стратегии преодоления психологических трудностей в деятельности педагогов, мы попытались выделить основные личностные характеристики, оказывающие непосредственное влияние на разрешение психологических трудностей. По результатам диагностики внутренних ресурсов преодоления (перфекционизм, уровень субъективного контроля, потребность в самоактуализации, мотивация достижения, механизмы психологической защиты и др.) были составлены личностные профили испытуемых. На основе полученных данных спроецировали относительно постоянную предрасположенность отвечать на психологические трудности определенным образом.

Следующим этапом исследования стал поиск показателей, объясняющих разницу выбора, при этом акцент был сделан на так называемых «внутренних» ресурсах. Оказалось, что выход из ситуации психологического затруднения зависит от следующих качеств личности. Тесная корреляционная связь выявлена между выбором стратегии преодоления и перфекционизмом личности. Высокие показатели личностного фактора «перфекционизм» коррелируют с деструктивной стратегией преодоления. При этом 80% испытуемых имеют выраженные мотивы «избегание неудачи».

Высоко статистически достоверная зависимость наблюдается между конструктивной стратегией поведения и интернальностью личности, тогда как экстерналы с низким уровнем саморегуляции в подавляющем большинстве выбирают деструктивную стратегию разрешения психологических трудностей.

В целом по выборке можно констатировать преобладание деструктивной стратегии преодоления возникающих критических ситуаций. Большинство педагогов использует такие механизмы психологической защиты как проекция (35%) и регрессия (24%). Тогда как, по утверждению ученых, наиболее конструктивными психологическими защитами являются компенсация и рационализация.

Развивающая функция психологических затруднений требует от участников взаимодействия осознания и коррекции вызвавших их причин (в процессе самостоятельной работы или в специальных тренингах). В то же время общепризнанна необходимость первоначальной ориентировки профессионала в возможных препятствиях эффективного выполнения профессиональной деятельности. Этого можно достичь, обращаясь к рассмотрению научных подходов к проблеме психологических трудностей, в рамках которых формировалось представление о профессиональных трудностях как активном, осознанном процессе, направленном на сохранение целостности личности и реализацию заложенного в ней потенциала. Мотивационная составляющая реализуется через повышение интереса к ценностно-смысловой основе профессиональной деятельности.

Востребованными являются адресные курсы и программы, направленные на актуализацию внутреннего потенциала и раскрытие имеющихся резервов по конструктивному преодолению профессиональных трудностей. Это окажет влияние на функционирование системы психологической защиты личности, использование стратегий преодоления психологических барьеров, копинг-поведения, на самосознание педагогов. Внутриличностные противоречия выступят движущей силой их личностного и профессионального развития, подчеркивая развивающий потенциал психологических трудностей.

В процессе взаимодействия с педагогами следует использовать следующие формы работы: лекционные, семинарские, тренинговые занятия, индивидуальное и групповое консультирование. Важное место уделяется самостоятельной работе. На самостоятельное изучение выносится ряд более узких тем, связанных с различными видами психологических барьеров, анализом профессиональных деструкций преподавателя, уровней функционирования психологической защиты, а также разработка программ по конструктивному преодолению различных профессиональных трудностей с применением копинг-стратегий, аутогенной тренировки, созданием балинтовских групп и др.

Работая с личностными профилями, выстроенными в результате диагностики, следует обсуждать возможную предрасположенность педагога отвечать на психологические трудности тем или иным образом. Осуществляя ресурсный подход к преодолению психологических трудностей, следует начинать с исследования личностного потенциала. Тогда речь пойдет о конструктивном взаимодействии личности с обществом, адекватном приспособлении как к благоприятным, так и к неблагоприятным его воздействиям.

Литература

  1. Анцыферова Л.И. сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях // Психологический журнал. 1996. Т. 12. № 1. С. 32–43.
  2. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20–30.
  3. Подымов Н.А. Психологические барьеры в педагогической деятельности: Монография. М.: Прометей, 1998.
  4. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 3–18.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Домырева Е.А. Ресурсный подход к проблеме преодоления психологических трудностей в деятельности // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 131-134.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки