Развивающая работа по формированию благоприятных типов атрибуции достижений младших школьников

Разделы психологии: 

Кривова В.А. Москва, МГПУ

Формирование у ребенка благоприятного типа атрибутирования успехов и неудач играет важнейшую роль для развития социального интеллекта и достижения успешности в том или ином виде деятельности (Т.О. Гордеева, М.М. Далгатов, А.И. Савенков и др.). Владение определенным типом приписывания собственных достижений и неудач помогает ребенку проявлять активность в обучении и познании окружающей действительности, что необходимо в условиях современного развития человека, понимающего и действующего, на что и направлены современные реформы образования. Нами было установлено, что гармонично развитая система типов атрибутирования является одним из факторов когнитивного развития младшего школьника.

Основные понятия рассматриваются нами в следующих формулировках: атрибуция (приписывание) – специфический познавательный процесс, в ходе которого человек делает заключения относительно причин собственного и чужого поведения (С.Ю. Головин, В.А. Ильин, М.Ю. Кондратьев, А. Налчаджян, Н. Ньюкомб, А.А. Соколов и др.) [4]. Когнитивное развитие – это развитие всех мыслительных процессов (Ж. Пиаже). Когнитивное развитие рассматривается как изменение когнитивных структур и их атрибутивных свойств (В.С. Гончаров) [3].

Выбрав в качестве основополагающей типологию атрибуции Б. Вайнера и проверив на практике выдвинутую нами гипотезу, были обозначены предпочтительные для достижения результатов деятельности типы атрибуции. Благоприятным способом реагирования на успех, на наш взгляд, является интерпретация его причинности в ключе интернального/стабильного типа атрибуции, то есть, свои успехи ребенку лучше приписывать своим способностям. В случае неудачи первоначальным способом реагирования должен стать экстернальный/стабильный тип, то есть, ребенку для защиты своей самооценки и целостности Я-концепции нужно приписать ответственность за неудачу собственной оценке трудности предлагаемого задания с последующей трансформацией в интернальный/нестабильный тип – недостаточности приложенных усилий. Именно такая стратегия позволит ребенку подняться на ступеньку выше в собственном когнитивном развитии. При наличии неблагоприятных типов атрибуции успехов и неудач у детей наблюдается снижение самооценки, интеллектуальной активности, акцентирование на мотивах избегания неудач и, как следствие, снижение познавательного развития, что и является основанием для проведения с учащимися коррекционно-развивающих мероприятий по формированию благоприятных типов приписывания своих успехов и неудач [6].

Разработанная программа коррекционно-развивающих занятий направлена на решение следующих задач: знакомство учащихся с типами атрибутирования собственных успехов и неудач; развитие навыков адекватного оценивания своей деятельности; знакомство учащихся со знаниями о прогнозировании, о соответствии причины и следствия, о возможных решениях одной и той же задачи; формирование умения прогнозировать результат собственной деятельности; развитие внутренней активности детей, уверенности в себе с помощью формирования адекватной самооценки. Основные этапы работы: вводный, основной и заключительный. Вводный этап направлен на решение следующих задач: постановка целей занятий, сплочение группы и поддержание группового единства; а также создание в группе доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения. Основной этап направлен на достижение основных задач программы. Заключительный этап – направлен на закрепление желаемых форм поведения и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.

Каждое занятие имеет аналогичную с этапами работы структуру с похожими целями: вводная часть направлена на эмоциональное раскрепощение детей, снятие напряжения и скованности в поведении, которые достигаются путем ритуала приветствия, выработанном совместно с детьми, и упражнений разминочного характера; содержание основной части соответствует задачам программы; целью заключительной части (рефлексии) является подведение итогов занятия, выделение наиболее успешных ребят с анализом пути и условий достижения ими успеха, их поощрение за старания и ритуал прощания.

Программа адресована учащимся 4-х классов 10-11 лет, прежде всего, имеющим неблагоприятный тип приписывания успехов и неудач. Однако принять участие в работе могут учащиеся, имеющие благоприятные типы приписывания успехов и неудач. В этом случае работа будет направлена на профилактику использования неблагоприятных типов реагирования и будет способствовать формированию адекватной самооценки, а также позволит сформировать положительное отношение к школе в целом и учебной деятельности в частности. Сформированная программа представляет собой цикл из 10 занятий. Продолжительность одного занятия 45-60 минут. Режим проведения: 1 занятие в неделю в течение 10-ти недель. Результативность программы доказана на выборке 118-ти младших школьников.

Основные методы работы: игротерапия (направлена прежде всего на решение задач программы, а также на достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляцию ребенка); элементы сказкотерапии (система передачи ребенку жизненного опыта, развития социальной чувствительности, интуиции и творческих способностей; помогает осознанию ребенком своего потенциала, пониманию причинно-следственных связей событий и поступков и т.п.) [1]; элементы арт-терапии (позволяют обратиться к внутренним ресурсам личности, связанным с творческими способностями, которые являются средством развития процесса самопознания); психогимнастика; отдельные процедуры психодрамы (с помощью действий, воспроизводящих жизненную ситуацию, более эффективно происходит процесс формирования новых жизненных установок и моделей поведения); беседа.

В качестве примера опишем некоторые наиболее значимые для достижения поставленной цели упражнения и задания.

«Скульптура»: какие ассоциации приходят на ум, когда Вы слышите слово «успех», «неудача»? (цвет, форма, определенный жест, слово, эмоция, чувство и проч.). Предлагается изобразить «скульптуру» под названием «неудача» после чего трансформировать ее в «скульптуру» под названием «успех».

«Дневник достижений»: нужно вспомнить свой какой-нибудь особенно замечательный успех и нарисовать картинку этого успеха на первой странице своей тетради или описать, что с вами произошло, какой успех был достигнут, в чем и как это вам удалось.

«Наши помощники»: предлагается вспомнить фильмы, сказки, рассказы, повести, мультфильмы и др., в которых герои столкнулись с неудачей, а потом добились успеха. Истории героев кратко фиксируются на карточках, которые помещаются в коробку, и используются на каждом последующем занятии. В этом упражнении важно подобрать таких героев, которые успехов добивались бы сами, а с неудачей встречались из-за не зависящих от них обстоятельств; каждый раз, разбирая карточку, ведущему нужно делать акцент на том, что неудача произошла с героем по не зависящим от него причинам (например, царицу из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане…» оклеветали и заточили в бочку, выбросив ее в море и т.д.) или по причине недостаточности приложенных усилий (например, сестрица Аленушка не уследила за братцем Иванушкой и его похитили Гуси-Лебеди и др.); а успеха герой добился сам с помощью своих способностей и приложенных усилий (например, Виктор Перестукин спас остров от наводнения в «Стране Невыученных уроков», проявив свои знания или Руслан нашел и спас Людмилу благодаря своей силе, храбрости и любви и прочее).

«Шкала роста»: детям предлагаются три степени оценки: высокая – «умница», средняя – «молодец», низкая – «можешь лучше», ребенок выбирает ту карточку со словом, на которую сам себя оценивает и кладет в свой «кармашек» занятий, объясняя при этом свой выбор. Также в обсуждении участвуют и остальные участники, они высказывают свое мнение о достижениях каждого ребенка и вкладывают в «кармашек» еще один предмет, который символизирует единую и обоснованную оценку всех остальных участников занятия.

В программу включена работа со сказками «Сказка о скрипке» (Н. Мишин), «О ленивой звездочке» (В. Максюта), «Ошибка и Неошибка» (О.В. Хухлаева) и другие. Проводится работа по просмотру и анализу мультфильмов серии «Шиворот-Навыворот, или Чертенок 13».

Отметим важность и необходимость анализа каждого предложенного детям упражнения. С помощью нескольких вопросов ребенку дается возможность вербализировать проблемы и поделиться «рецептом» успеха. Например, предлагаем использовать вопросы типа: «Возникали ли трудности? Какие? Как справлялись с ними? В чем залог успеха этого упражнения? Если бы мы играли таким же образом еще раз, изменили бы вы что-нибудь в своем поведении? Что? Для чего?».

В завершении программы у каждого ребенка остается памятка, где описаны «секреты успеха», которые раскрывались самими участниками работы в ходе занятий, а также дневник достижений.

Подводя итог, отметим, что необходимо проводить просветительскую и профилактическую работу не только с детьми, но и с родителями, воспитателями групп продленного дня, учителями и психологами, обращая внимание каждого субъекта образовательного процесса на важность знания и владения благоприятными типами объяснения причин собственных успехов и неудач для гармоничного развития социального интеллекта ребенка.

Список литературы

  1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 125 с.
  2. Березина Т.Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей. – СПб.: Речь, 2010. – 189 с.
  3. Гончаров В.С. Психология проектирования когнитивного развития. Монография. – Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2005. – 235 с.
  4. Гордеева Т.О. атрибутивный стиль личности и субъективное благополучие: современные отечественные исследования проблемы // Психология перед вызовом будущего. Материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ. – М.: смысл, 2006, с. 18 -20.
  5. Далгатов М.М. Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования, изменение. Монография. – М.: УМК «Психология», 2006. – 334 с.
  6. Кривова В.А. Особенности субъективной оценки собственной успешности как фактора когнитивного развития младших школьников // Вестник МГПУ. – № 3 (25). – М., 2013. – С.120-131.
  7. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В.Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
  8. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.
  9. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии: Сборник сказок, игр и сказкотерапевтических программ. – СПб.: Речь, 2004. – 224 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

30 мая 2014

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Кривова В.А. Развивающая работа по формированию благоприятных типов атрибуции достижений младших школьников // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сб. материалов межрегиональной. науч.-практ. конф., Москва МГПУ 15-16 апреля 2014 г. – М.: Экон-информ, 2014. – С. 32-36.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки