Развитие медиакомпетентности детей в период начального дошкольного обучения в Польше

Кожей Славомир (Кельце, Польша), доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и искусства университета Яна Кохановского в Кельце.

Аннотация. В статье рассматривается понятие «медиакомпетентность», показана необходимость развития медиакомпетентности у учащихся. Представлен анализ особенностей медиаобразования, которое реализуется в период начального дошкольного обучения детей в Польше.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, начальное дошкольное обучение.

DEVELOPMENT OF MEDIA COMPETENCE OF CHILDREN DURING THE EARLY PRESCHOOL EDUCATION IN POLAND

Koziej Slawomir (Kielce, Poland), Doctor hab. of Pedagogy, Associate Professor, Dean of the Faculty of Pedagogy and Art, Jan Kochanowski University in Kielce.

Abstract. The article discusses the concept of “media competence”, shows the need to develop media competence among students. An analysis of the characteristics of media education, which is implemented during the initial preschool education of children in Poland, is presented.

Keywords: media education, media competence, primary preschool education.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Они сопровождают нас каждый день, занимая все наше свободное время и становясь частью досуга. В мире, где цифровые технологии имеют столь важное значение, детям и молодежи, которые являются наиболее частыми пользователями современных информационно-коммуникационных технологий, необходимо овладеть медиакомпетенцией. Поэтому важно обеспечить непрерывное медиаобразование, начиная с раннего дошкольного периода и младшего школьного и закрепляя в последующие годы. В процессе медиаобразования человек приобретает медиакомпетенцию, характеризующую человека как сознательного и активного получателя медиасообщений. Получатель, использующий цифровые технологии, понимающий как происходит создание и отбор информации, способен не только эффективно и безопасно ими пользоваться – критически оценивать полученный контент, например, рекламу и другие коммерческие коммуникации, но и творчески использовать информационные технологии в повседневной жизни [1].

Термин «медиакомпетентность» встречается у исследователей разных стран (нем. – мedienkompetenz, англ. – media competenceи т.д. Например, Г. Тулодзецкий под медиакомпетентностью понимается способность к «квалифицированному, самостоятельному, творческому и социально-ответственному действию по отношению к медиа» [11, с. 120]. Р. Кьюби предлагает близкое понятие – медиаграмотность, под которой понимает «способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах» [4, с. 2]. По мнению А. Огоновской, единого определения медиакомпетенции не существует. Медиакомпетенция имеет одно значение для педагога и совершено другое для учащегося или человека, который осваивает цифровой мир самостоятельно. Определить общие направления этих видов компетенций, безусловно, можно, поскольку эти люди являются частью системы образования и – в более широком смысле – общества в целом. Их опыт взаимодействия с миром высоких технологий также является результатом реализации ими различных социальных функций, например, педагог, использующий информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности, является одновременно «частным» пользователем цифровых технологий – социальных сетей в свободное от работы время. Поэтому знания и умения, связанные с использованием информационных технологий в рамках этих социальных функций, взаимодействуют, суммируются и объединяются. Универсальным атрибутом медиакомпетенции является умение использовать медиа как средство формального образования и самообразования, а также косвенно удовлетворять индивидуальные потребности – познавательные, эмоциональные, культурные и социальные [6, c. 177].

Д. Мушиньский и Г. Стунжи утверждают, что в рамках медиаобразования необходимо развивать отдельные виды компетенций и способностей: оценивать и выбирать содержательные тексты и проверять их происхождение и подлинность; создавать мульти- и гипермедиа-материалы с использованием популярных на данный момент методов и инструментов (не конкретных программ или сервисов, а тех, которые дают схожий творческий потенциал); работать в группах с использованием современных коммуникационных технологий; избирательно получать мультимедийные сообщения на основе способа создания контента [5]. Б. Семенецкий считает, что медиаобразование должно включать развитие и формирование: способности к рациональному отбору информации из богатого и разнообразного СМИ; умения справляться с явлением полного посвящения своего свободного времени средствам массовой информации (или просто СМИ); способности к избирательному и активному получению медиасообщений; умения понимать информацию, созданную средствами массовой информации; знаний основных теорий влияния СМИ и понимание контекста общения; навыков создания, анализа, и оценки медиа сообщений; умения оценивать новые социальные отношения, разработанные в киберпространстве; понимания механизмов создания информации, ее представления и получения; понимания угроз и опасностей со стороны СМИ и способов защиты себя от негативного влияния СМИ [9, c. 17].

По мнению И. Ющик-Рыгалло, все проблемы, с которыми сталкивается обучающийся, соприкасаясь с медиа, характеризуются постоянной изменчивостью. Ученик не может справиться с потоком информации и тем, что информация быстро устаревает. Учащиеся нуждаются в поддержке в стремлении к разборчивому и осознанному использованию информационных технологий и овладению соответствующими компетенциями. В данном контексте автор определяет медиаобразование как «совокупность мероприятий, направленных на формирование у студентов медиакомпетентности, которая является своеобразной метакомпетенцией» [3 c. 92].

В польской системе образования медиаобразование не является отдельным школьным предметом. Указ министра образования от 17 июня 2016 года [8], вносящий изменения в учебную программу дошкольного и общего образования в конкретных видах школ, указывает на возможность организации образования в данных масштабах при одновременном выполнении аспектов учебной программы по различным предметам.

В учебной программе 2016 года медиаобразование осуществляется на каждом этапе обучения от дошкольного до среднего, то есть на этапе дошкольного образования, на этапе интегрированного образования в классах I–III, а также в классах IV–VI начальной школы, затем на этапе обучения в гимназии и после гимназии. В связи с реформой образования Польши в 2017 г., которая в первую очередь внесла изменения в обучение в начальной школе – шестилетнее обучение стало восьмилетним, была упразднена гимназия, основной учебный план был адаптирован к новой структуре школы. Нужно отметить, что с точки зрения совершенствования системы медиаобразования младших школьников и формирования у них медиакомпетенции, новый учебный план не привнес ничего нового. Наоборот, учебная программа 2017 года в сравнении с программой 2016 года, имеет больше недостатков, чем достоинств в реализации медиообразования школьников.

В учебной программе 2016 года особое внимание уделялось навыкам и компетенциям, которые позволяют учащимся активно использовать информационные технологии, взаимодействовать в цифровом пространстве, а главное, самосовершенствоваться в этой области на протяжении всей жизни. Элементы медиаобразования не были отдельной дисциплиной, вместо этого они присутствовали в более или менее определенной форме в различных предметах. Трудность объясняется тем, что большинство образовательных задач не являются обязательными для реализации медиаобразования и формирования у учащихся медиакомпетенций, но, тем не менее, при обучении детей преполагают использование информационно-коммуникационных технологий. Учебная программа определяет круг работы преподавателя, однако, «она указывает лишь на общую необходимость использования цифровых технологий и поощряет их применение учителями по их собственному усмотрению» [10]. Таким образом, преподаватели могут выполнять рекомендации учебной программы ограниченным образом или полностью их игнорировать. Такая ситуация может быть вызвана психологическими факторами, например, нежеланием учителей. Именно поэтому вышеназванный подход к медиаобразованию часто критикуется [3, c. 95–96].

В наши дни дети начинают свое знакомство с медиапространством в раннем возрасте. Поэтому образование в этой сфере должно начаться как можно раньше. Разнообразие цифровой техники, общая доступность медиатехнологий, а также познавательное любопытство и восприимчивость детей предоставляют множество возможностей для реализации медиаобразования в дошкольных учреждениях.

Цель дошкольного образования – создание условий для надлежащего психофизического развития ребенка, подготовки к школьному обучению и творчества в соответствии с циклом его развития. Характеристики психофизического, социального и эмоционального развития детей дошкольного возраста обусловливают необходимость стимулирования развития их познавательных процессов. Обучение в дошкольных учреждениях способствует и развитию перцептивных умений и навыков, которые повышают уровень перцептивного развития ребенка. Этому способствуют специально организованные занятия, в которых педагогом организуются ситуации: наблюдение за окружающим миром, взаимодействие в реальном и виртуальном (медиа) пространствах, передача художественных визуальных сообщений (например, книжных иллюстраций, произведений искусства) и аудиовизуальных сообщений (например, фильмов, телевидения и компьютера). Поэтому дошкольное образование представляется идеальным для знакомства детей с миром медиа. Даже самые юные пользователи могут овладеть медиаобразовательными компетенциями посредством медиаигр. Дети дошкольного возраста имеют доступ к различным медиа, включая интернет, телевидение и радио.

По словам Т. Гука, в дошкольную учебную программу медиаобразования могут входить следующие направления обучения: знакомство с телевизионными программами, адресованными детям; обсуждение ситуаций из мультфильмов и фильмов для детей; знакомство с телевизионной рекламой; развитие умения отличать фантазию от реальности в фильмах, мультфильмах и компьютерных играх [2, c. 49]. Однако анализ программы дошкольного обучения 2016 года и программы 2017 года, которая реализуется сейчас в Польше, показывает, что эти направления обучения обычно игнорируются. Ни одна из тринадцати целей учебной программы дошкольного обучения не непосредственно не указывает на необходимость развития медиакомпетенций у детей. Более того, ни в одной из 17 направлений реализации учебной программы, касающихся развития детей, их обучения, не упоминается о развития навыков ребенка функционирования в цифровом пространстве.

В программе общего образования 2016 года для начальных школ перечислены три основные цели, которые должны быть реализованы.

Первая цель касается приобретения базовых знаний о фактах, правилах, теориях и практике, касающихся, прежде всего, предметов и явлений, близких к опыту детей.

Вторая цель направлена на овладение умениями применять полученные знания при решении задач.

Третья – на формирование у дошкольников взглядов, позволяющих эффективно и ответственно функционировать в современном мире.

Хотя ни одна из этих целей не упоминает о реализации медиаобразования, все они косвенно указывают на возможность использования средств медиа и одновременно поощряют присутствие медиаобразования в процессе обучения. Первая цель – накопление теоретической и практической информации, необходимой для понимания принципов функционирования в современном мире, насыщенном информационными технологиями. Что касается второй цели, то в ней основное внимание уделяется необходимости приобретения навыков, позволяющих учащимся решать проблемы и грамотно выполнять задачи на основе этих знаний (также имеющих решающее значение для использования средств медиа). Третья цель – формирование подходов, способствующих эффективному и ответственному функционированию в современном мире. Нужно отметить, что цели начального школьного обучения открывают широкие возможности для внедрения средств медиа во все школьные предметы.

Более конкретное упоминание о медиаобразовании можно найти в перечне наиболее важных умений и навыков, представленных в учебной программе общего образования. Такие навыки должны быть приобретены учащимся к окончанию средней школы. Например, «умение использовать современные коммуникационные и информационные технологии, включая поиск и использование информации» [8]. В свете этих целей в учебной программе общего образования подчеркивается необходимость подготовки учащихся к работе в информационном пространстве. При этом решающую роль играют педагоги, которые «должны обеспечить учащихся надлежащими условиями для приобретения навыков, таких как поиск, организация и использование информации из различных источников, с использованием информационно-коммуникационных технологий, во время занятий по различным предметам» [8].

Поддержку в подготовке учащихся к функционированию в информационном пространстве осуществляется в школьной библиотеке, которая оснащена не только книгами, но и мультимедийными ресурсами. Учителям рекомендуется ссылаться на медиаобразование напрямую: «учитывая, что цифровые технологии играют все более важную роль в общественной жизни, каждый педагог должен уделять особое внимание медиаобразованию, то есть обучению учащихся навыкам использования медиатехнологий правильно» [8]. Следует подчеркнуть, что медиаобразование рассматривается как получение и использование медиа. Поэтому вся деятельность, связанная с получением и использованием цифровых технологий, считается частью реализации медиаобразования, что сужает понятие «образование», которое на самом деле предполагает не только обучение, но и Воспитание.

Таким образом, можно констатировать, что образование в начальной школе выходит за рамки просто обучения. В программе общего образования утверждается, что учащиеся должны приобрести навыки «использования медиа технологий». Акцент в программе делается на надлежащее применение учащимися цифровых технологий. Одновременно важным направлением в реализации образовательной программы становится аксиология, которая направлена на Моральное развитие, которое в медиаобразовании является важным и необходимым [11].

Учебная программа общего образования для начальной школы предполагает два этапа обучения: Первый этап – I–III классы; дошкольное образование, которое реализуется как комплексное обучение. Второй этап – классы IV–VI (2016 г.) или IV–VIII (2017 г.); преподавание на данном этапе ведется по предметам. Первый этап обучения предназначен для детей в возрасте от 7 до 9 лет в начальной школе (это единственный этап обучения, где есть требования к возрасту поступления в школу учащихся). Раннее школьное образование – это трехлетний процесс, в ходе которого преподавание призвано обеспечить плавный переход от дошкольного опыта к школьному образованию. В I–III классах преподавателям и специалистам широкого профиля необходимо принять во внимание индивидуальные интеллектуальные, эмоциональные, социальные и психофизические возможности детей.

Первый этап образования в начальной школе (дошкольного) описывается как: комплекс образовательных целей и задач общеобразовательной школы; знания и навыки, которые приобретают учащиеся, заканчивающие III класс. Общие цели дошкольного образования напрямую не связаны с использованием медиатехнологий. Согласно учебной программе общего образования, дошкольное обучение должно быть направлено на «поддержку детей, их интеллектуального, эмоционального, социального, нравственного, физического и эстетического развития», а также «формирование системы знаний и навыков, необходимых детям для познания мира, для борьбы с повседневными жизненными ситуациями, и для продолжения обучения в IV–VI классах». Данные цели могут быть реализованы и за счет выработки у учащихся навыков использования информационно-коммуникационных технологий. Однако в сформулированных целях об этом ничего не говорится.

Большая часть задач, являющихся этапами достижения целей образования, на этапе дошкольного образования могла бы быть выполнена посредством использования информационных технологий. Вот некоторые из таких задач: «4) Формирование позитивного отношения к обучению и развитие интереса к познаванию мира и обретения истины (…) 5) Уважение достоинства ребенка; обеспечение дружественных, безопасных и здоровых условий для общения и обучения, для индивидуальной и групповой работы, для развития самостоятельности и ответственности за себя и за свое окружение, для художественного, музыкального и кинематографического самовыражения, для научной и художественной деятельности (…) 8) Создание условий для приобретения ребенком знаний и навыков, необходимых для понимания мира, включая поиск различных источников информации и возможность их использования (…) 9) Содействие развитию личностных особенностей ребенка, необходимых для активного и ответственного участия в общественной жизни (…)» [8].

Задачи, направленные на формирование позитивного отношения к обучению, развитие интереса к миру, поощрение коллективной работы и индивидуальных достижений, развитие самовыражения в различных областях культуры и художественной деятельности, практически невозможно реализовать в современном мире без доступа к информационной сети, продуктивным и процессинговым инструментам, делающим возможными коллективные действия. Не говоря уже о доступе к информации и активном участии в общественной жизни. Использование медиаресурсов и медиаобразования в процессе обучения детей происходит нерегулярно и не является самоцелью, а используется в рамках других дисциплин.

На первом этапе обучения авторы учебной программы общего образования предлагают в части «Рекомендуемые условия и способ их реализации», помимо других инструментов и устройств, оборудовать классы «аудиовизуальными инструментами и компьютерами с доступом в интернет», помимо других приборов и устройств. Учащиеся должны иметь доступ и возможность использовать современные информационно-коммуникационные технологии с первого года обучения. Этот вопрос уточняется в той части документа, где описываются условия организации классов ИКТ, которые должны «буквально рассматриваться как классы с компьютерами». Поэтому классы ИКТ являются неотъемлемой частью вместе с другими классами, и цели, достигнутые с помощью их использования, могут быть достигнутые в рамках изучения других дисциплин и участия в различных мероприятиях.

Учебная программа общего образования рекомендует, чтобы классы были оснащены по крайней мере несколькими компьютерами, включая программное обеспечение, соответствующее возрасту, возможностям и потребностям учащихся. На данном этапе обучения компьютеры должны использоваться в качестве устройств, которые «обогащают учебный процесс текстами, иллюстрациями и анимацией, созданными учащимися, улучшают их деятельность (игры, в том числе логические, могут представлять собой введение в программное обучение), практикуют свои навыки (образовательные программы на компакт-дисках и в интернете), развивают интересы детей и т.д.» [8]. Далее в программе подчеркивается, что учащиеся I–III классов должны иметь доступ в компьютерный класс, в котором у каждого из них есть возможность пользоваться своим рабочим местом с доступом в интернет.

В основной программе общего образования для начальной школы 2017 года сказано, что образовательное учреждение должно создавать учащимся условия для приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для решения различных вопросов с использованием методов и методик, полученных в рамках компьютерных наук, в том числе логического и алгоритмического мышления, программирования, использования компьютерных приложений, поиска и использования информации из различных источников, пользоваться компьютером и основными цифровыми устройствами и применения этих навыков на занятиях по различным предметам, в частности, для работы над текстом, выполнение вычислений, обработки информации и ее представления в различных формах. Школа должна учить детей делать осознанный и ответственный выбор в процессе использования ресурсов интернета, формировать навыки критического анализа информации, безопасного взаимодействия в цифровом пространстве, в том числе установления и поддержания отношений, основанных на взаимном уважении с другими пользователями сети [7].

В мире, где преобладают медиа, существует очевидная необходимость в обучении детей и подростков правильному и рациональному использованию цифровых технологий. Способность критически оценивать информацию, передаваемую через медиаресурсы, будет способствовать улучшению жизнедеятельности молодого поколения и его развитию. В этом важную роль играют школа и педагоги, отвечающие за общее образование. Однако не только они, поскольку родители ответственны за подготовку своих детей к осознанному, рациональному и критическому взаимодействию в информационном пространстве. Успех в этом отношении может быть достигнут в тех случаях, когда медиаобразование является важным элементом семейной и школьной жизни и когда дети с первых лет обучения постепенно начинают использовать информационно-коммуникационные технологии надлежащим образом. Лучший период для достижения значительных успехов в образовании – это дошкольный период обучения в начальной школе.

Литература

  1. Czym jest edukacja medialna? URL: http://www.krrit.gov.pl/drogowskaz-medialny/ (19.11.2016).
  2. Huk T. Media w wychowaniu, dydaktyce oraz zarządzaniu informacją edukacyjną szkoły. – Kraków 2011.
  3. Juszczyk-Rygałło J. Wczesnoszkolna edukacja medialna jako wprowadzenie do edukacji całożyciowej, Prace Naukowe Akademii im. Jana Długosza w Częstochowie. – Pedagogika. 2015. T. XXIV.
  4. Kubey R. (1997). Media Education: Portraits of an Evolving Field. // Kubey R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick & London: Transaction Publishers. Р.2.
  5. Muszyński D., Stunża G., Co to jest edukacja medialna? URL: http://www.nina.gov.pl/bazawiedzy/co-to-jest-edukacja-medialna/ (19.11.2016).
  6. Ogonowska A. Edukacja medialna: ziemia wciąż nieznana?...“Kultura – Społeczeństwo – Edukacja”. 2012. No 1.
  7. Rozporządzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 14 lutego 2017 r. w sprawie podstawy programowej wychowania przedszkolnego oraz podstawy programowej kształcenia ogólnego dla szkoły podstawowej, w tym dla uczniów z niepełnosprawnością intelektualną w stopniu umiarkowanym lub znacznym, kształcenia ogólnego dla branżowej szkoły I stopnia, kształcenia ogólnego dla szkoły specjalnej przysposabiającej do pracy oraz kształcenia ogólnego dla szkoły policealnej (Dz. U. 2017, poz. 356).
  8. Rozporządzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 17 czerwca 2016 r. zmieniające rozporządzenie w sprawie podstawy programowej wychowania przedszkolnego oraz kształcenia ogólnego w poszczególnych typach szkół (Dz. U. 2016, poz. 895).
  9. Siemieniecki B. Media w świecie postmodernistycznym a edukacja // Media w edukacji – szanse i zagrożenia / Red. T. Lewowicki, B. Siemieniecki. – Toruń, 2008.
  10. Stunża G. Edukacja medialna w podstawie programowej // Cyfrowa przyszłość. Edukacja medialna i informacyjna – raport otwarcia / Aneks, red. J. Lipszyc. – Warszawa, 2012. URL: https://nowoczesnapolska.org. pl/wp-content/uploads/2012/01/Cyfrowa-Przysz%C5%82o%C5%9B%C4%87-aneks-14.pdf. (19.11.2016).
  11. Tulodziecki, G. (1997): Medien in Erziehung und Bildung. Grundlagen und Beispiele einer handlungs und entwicklungsorientierten Medienpädagogik. Bad Heilbrunn, p. 120.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Кожей С. Развитие медиакомпетентности детей в период начального дошкольного обучения в Польше // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 160-166.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки