Распределение непроизвольного внимания при рассматривании эмоциональных фотоизображений

Высшее учебное заведение: 

Распределение непроизвольного внимания при рассматривании эмоциональных фотоизображений // Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2014. - Т.1.

Распределение непроизвольного внимания при рассматривании эмоциональных фотоизображений

А.Ю. Васанов Институт психологии РАН ЦЭП МГППУ
О.П. Марченко ЦЭП МГППУ Россия, Москва

C точки зрения психологии эмоций, основная функция внимания состоит в игнорировании иррелевантных стимулов и в отборе релевантных стимулов в окружающей обстановке для последующего их изучения.

В этом случае аффективное содержание стимула предоставляет информацию о том, как он соотносится с индивидуальными (текущими) потребностями человека. Оценки аффективных стимулов показывают их привлекательные или, наоборот, отталкивающие для индивидуума свойства. Т.е. внимание в данной ситуации - это важная функция, регулирующая поведение получения - избегания. Следовательно, эмоциональные стимулы должны чаще привлекать внимание по сравнению с нейтральными.

Основная цель данного исследования - изучение того, будут ли эмоциональные зрительные стимулы, изображающие людей, в большей степени привлекать непроизвольное внимание при наличии конкуренции за ресурсы внимания с нейтральными стимулами, представляющими аналогичные объекты.

Из постановки задачи возникают следующие вопросы:

Может ли эмоциональное содержание обусловливать первоначальное ориентирование и последующую интенсивность внимания? Обращено ли внимание в первую очередь на стимулы с неприятным содержанием, или же стимулы с положительной валентностью также захватывают внимание?

Может ли наблюдаемый эффект быть отнесен именно к эмоциональному содержанию?

В рамках такой постановки задачи возможны различные подходы и, следовательно, разные экспериментальные схемы. Например, в задаче визуального поиска происходит поиск целевого (эмоционально значимого) стимула, включенного в массив нецелевых стимулов.

Второй экспериментальный план, реализованный в серии исследований, предполагает предъявление стимула на очень короткое время справа или слева от точки фиксации. После предъявления стимула появляется мишень. Она может находиться в той же, или в противоположной позиции относительно положения стимула. Измеряется время реакции (ВР) на предъявление мишени. Предполагается, что более быстрое ВР индицирует непроизвольное внимание к эмоциональному изображению. В исследованиях (Fox at al., 2001) не найдено отличий ВР при предъявлении положительных, нейтральных, отрицательных изображений (лица). То есть, не было обнаружено смещение непроизвольного внимания при рассматривании эмоциональных лиц. В работе (Koster et al., 2004) показано более раннее включение внимания к стимулам, содержащим угрозу.

Относительно поставленных задач можно утверждать, что:

Первый план (задача поиска) в принципе не позволяет различить компоненты первоначального ориентирования и последующую интенсивность внимания.

В основном в качестве стимулов использовались схематические изображения угрожающих, нейтральных, довольных и т.д. лиц. Следовательно, выводы могут быть сделаны о лицах, а не о приятных или неприятных изображениях.

В качестве зависимой переменной (ЗП) использовалось время реакции, что не позволяет разделить первоначальную ориентировку и последующую интенсивность внимания.

Для того чтобы различить первоначальное ориентирование/включение внимания может быть использована техника, позволяющая регистрировать направление и продолжительность взгляда (айтрекинг).

При одновременном предъявлении двух изображений, конкурирующих за ресурсы внимания, в этом случае можно разделить ориентирование и последующую интенсивность непроизвольного внимания. Первоначальному ориентированию будут соответствовать:

  • а) большая вероятность того, что первая фиксация после перемещения направления взгляда от центральной позиции будет относиться к эмоциональному стимулу, а не к нейтральному,
  • б) меньшее время задержки до первой фиксации для эмоционального стимула по сравнению с нейтральным.

Последующее включение внимания может быть измерено через суммарную продолжительность фиксаций на каждом из двух изображений, или через продолжительность 1–й фиксации на первоначально выбранном стимуле. Вопрос о специфичности/неспецифичности эмоциональной реакции решается анализом того, в одинаковой ли степени использовались ресурсы внимания при просмотре приятных и неприятных стимулов.

В работе (Calvo, Lang, 2004) использовался анализ фиксаций для исследования предпочтительного внимания воспринимающего субъекта к эмоционально окрашенным изображениям. Было показано, что вероятность фиксаций выше для эмоциональных стимулов, чем для нейтральных. Также авторы показали, что продолжительность фиксаций на эмоционально–окрашенном изображении значимо больше в течение первых 500 мс от момента предъявления стимула. Следовательно, можно предположить, что внимание смещается к эмоциональным стимулам. В этом случае, контролируя переменную »возбуждение» (Arousal) для положительных и отрицательных стимулов, можно обеспечить изменение только валентности изображений и выделить только одну независимую переменную (НП).

Визуальные характеристики стимулов также необходимо контролировать, т.к. они могут оказать влияние на начальную ориентировку внимания.

Цель исследования: В исследовании оценивалось распределение непроизвольного внимания между эмоциональными и нейтральными изображениями, предъявляемыми одновременно в зоне периферического зрения. Испытуемым предлагалось свободно рассматривать изображение, показатели окуломоторной активности регистрировались во время предъявления. Предполагалось обнаружить смещение начального ориентирования и интенсивности внимания в сторону эмоциональных стимулов.

Методика и процедура исследования

В эксперименте приняли участие 35 человек (23 женщины) - студенты дневных отделений психологических факультетов вузов Москвы (средний возраст = 19,9 лет, SD = 1,97). Эксперимент проводился в лабораторных условиях в затемненной комнате. Предъявление изображений проводилось c использованием стационарной системы регистрации движения глаз «SensoMotoric Instruments» (SMI) HiSpeed (Германия) с помощью программного обеспечения, обеспечивающего проведение эксперимента (система Experiment Center v 3.0, SMI, Germany). Изображения отображались на 19–дюймовом мониторе ViewSonic VG 930m, расположенном в экспериментальной комнате, на расстоянии 61 см перед испытуемым. Разрешение экрана - 1280x1024 точки, режим TrueColor. Параметры окуломоторной активности определялись с частотой 500 Гц. Данные записывались с помощью программы регистрации окуломоторной активности iViewX v 2.8.

В качестве стимулов были отобраны 120 эмоционально–окрашенных фотоизображений (108 изображений из IAPS (Lang et al., 2005), 12 изображений из базы ЭОФ, разрабатываемой и стандартизируемой в РФ). В том числе 80 нейтральных изображений (средний показатель валентности = 5.05, возбуждения = 3.59), 20 неприятных (средний показатель валентности = 2.14, возбуждения = 6.09) и 20 приятных изображений (средний показатель валентности = 7.29, возбуждения = 5.52). Средние значения получены по результатам адаптации изображений IAPS на русскоязычной выборке и стандартизации ЭОФ (Васанов, Марченко, Машанло, 2011; Васанов, Марченко, Севостьянова, 2013). На всех изображениях были представлены люди. Общий уровень яркости изображений оценивался с помощью программы Adobe PhotoShop CS2. Уровень сложности изображений оценивался через количество байт для стандартизированного изображения при сжатии файла в формат JPG (алгоритм сжатия постоянный).

Каждое стимульное изображение состояло из двух фотографий: целевое изображение (эмоциональное) и контрольное фото (нейтральное). На обеих фотографиях были представлены люди. Помимо этого, была создана контрольная серия изображений, состоящая из пар нейтральных изображений (представлены люди). Всего предьявлялось 60 пар изображений (20 приятные–нейтральные, 20 неприятные–нейтральные, 20 нейтральные–нейтральные). Размер целевого и контрольного изображения составлял 480x360 пикселей, что эквивалент‑ но угловому размеру 12,5x9,4° на расстоянии 61 см. Изображения в каждом экспериментальном условии были расположены симметрично слева и справа относительно центра экрана. Расположение эмоциональных стимулов было сбалансировано в каждой серии. Угловое расстояние до ближайшей точки изображения составляло 2,8°, среднее угловое расстояние от начальной точки фиксации до центра фотоизображения — 8,9°. Таким образом, всего было создано 60 экспериментальных условий. Рандомизация условий предьявления позволяла быть уверенными в том, что не может применяться какая–либо осознанная (заранее спланированная) стратегия просмотра.

Испытуемые проходили исследование индивидуально. Общение после эксперимента исключалось. До эксперимента испытуемые заполняли бланковую форму опросника EPI. Cвет в экспериментальной лаборатории выключался. По окончании калибровки айтрекера осуществлялись измерения. Калибровка считалась успешной, если угловая ошибка по X и Y не превышала 0,6°. До предъявления каждого изображения на 3000 мс предьявлялось изображение точки фиксации (белое перекрестие в центре экрана размером около 1°). Таким образом, инициировалась фиксация взгляда в центре экрана.

Затем на 6000 мс предьявлялось стимульное изображение. Изображения предъявлялись в случайном порядке. Были построены две схемы: более эмоциональные стимулы — менее эмоциональные и наоборот (AB–BA). Половина испытуемых проходила условия AB, половина - BA. Существенными являлись 3 характеристики окуломоторной активности: 1) положение фиксации, 2) продолжительность фиксации и 3) последовательность фиксаций. Из этих измерений получены вторичные переменные: 1) время задержки до 1–й фиксации на изображении, 2) оценка вероятности 1–й фиксации, 3) продолжительность рассматривания изображения, т.е. суммарное время всех фиксаций на стимуле за время рассматривания (Барабанщиков, Жегалло, 2013). При этом для измерения начальной ориентировки внимания служат 2 первые переменные, а третья соотносится с последующей интенсивностью внимания.

Результаты и обсуждение результатов

Для анализа полученных данных применялся ANOVA с повторными измерениями (НП - тип целевого изображения). На данном этапе для начальной ориентировки оценка вероятности 1–й фиксации не показала значимой зависимости от типа изображения (F(2,57)=0.537, p>0.05). Но тип изображения значимо влияет на время задержки до 1–й фиксации (F(2,57) = 3.442, p=0.037). Метод попарных сравнений показывает, что время задержки как для позитивных (744 мс), так и для негативных (755.5 мс) изображений значимо меньше (p=0.031 и p=0.04 cоответственно), чем для нейтральных (963.7 мс). Интенсивность внимания. На продолжительность рассматривания cтимула также значимо влияет тип изображения (F(2,57) = 9.93, p<0.001). Попарные сравнения показали, что средняя продолжительность рассматривания (dwell time) для позитивных (2397 мс) и для негативных изображений (2589.8 мс) значимо больше (p=0.016 и p= 0.00005 соответственно), чем для нейтральных (2141 мс).

Таким образом, показано, что начальная ориентировка внимания при одновременном предъявлении стимулов с одинаковым контекстом (изображения людей) преимущественно направлена на изображения с эмоциональным содержанием, и при этом продолжительность фиксаций на эмоциональных стимулах больше, чем на нейтральных. Следовательно, показано, что для изображений, содержащих одинаковый контекст, как начальная ориентировка, так и интенсивность внимания смещены к эмоциональным визуальным стимулам. Т.е. испытуемые не только обращали внимание в первую очередь на эмоциональные стимулы, но и рассматривали их более длительное время. Также установлено, что ориентация и интенсивность внимания смещены как в сторону положительных, так и отрицательных стимулов. Это подтверждает гипотезу эмоционального воздействия, а не специфичности внимания к угрожающим ситуациям. При этом нужно отметить, что для положительных стимулов эффект менее выражен — возможно, из–за меньшей разницы между их валентностью и валентностью нейтральных стимулов.

Литература

  1. Барабанщиков В.А., Жегалло А.В. Регистрация и анализ направленности взора человека. — М.: Изд–во «Институт психологии РАН», 2013, 316 с.
  2. Васанов А.Ю., Марченко О.П., Машанло А.С. Проверка стандартных показателей эмоционально–окрашенных фотоизображений IAPS на русской выборке // Экспериментальная психология. 2011. Т.4. №3. — C.126-132
  3. Васанов А.Ю., Марченко О.П., Севостьянова М.С. Подбор культурноспецифичных эмоционально–окрашенных фотоизображений для экспериментальных исследований // Экспериментальная психология. 2013. Т.6. №4. - С.105–114.
  4. Calvo, M.G., & Lang, P.J. Gaze patterns when looking at emotional pictures: Motivationally biased attention. // Motivation and Emotion, 2004, v. 28, pp. 221–243.
  5. Fox, E., Russo, R., Bowles, R., & Dutton , K. Do threatening stimuli draw or hold visual attention in subclinical anxiety? // Journal of Experimental Psychology: General, 2001, v. 130, pp.681–700.
  6. Koster, E.H.W., Crombez, G., van Damme, S., Verschuere, B., & de Houwer, J. Does immenent threat capture or hold attention? // Emotion, 2004, v. 4, pp.312–317.
  7. Lang, P.J., Bradley, M.M. & Cuthbert, B.N. International affective picture system (IAPS): Digitized photographs, instruction manual and affective ratings (Tech.Rep.No.A–6). The Center for Research in Psychophysiology, University of Florida, 2005.