Работа с экзистенциальным опытом студентов в процессе их профессионального обучения и личностного развития

Семенов Игорь Никитович (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Репецкий Юрий Анатольевич (Запорожье, Украина), заведующий Запорожским отделением Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования,
Репецкая Анжела Васильевна (Запорожье, Украина), старший преподаватель кафедры психологии Запорожского национального технического университета, соискатель кафедры общей и социальной психологии и психотерапии факультета психологии Национального педагогического университета имени Н.П. Драгоманова (Киев, Украина).

Аннотация. В статье анонсированы результаты очередного этапа исследования личностного самоопределения как рефлексивно-смыслового процесса. Авторами был разработан и апробирован тренинг, направленный на актуализацию, осмысление и рефлексивное переосмысление экзистенциального опыта. Тренинговый эффект был зафиксирован качественно и верифицирован с помощью ряда валидных и надежных психодиагностических методик. Результаты проведенного исследования являются еще одним важным вкладом в обоснование разработанной и развиваемой авторами концепции личностного самоопределения.

Ключевые слова: неопределенность, педагогическая система, личностное самоопределение, экзистенциальный аспект личностного самоопределения, рефлексия, экзистенциальный опыт.

THE WORK WITH EXISTENTIAL EXPERIENCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING AND PERSONAL DEVELOPMENT

Semenov Igor Nikitovich (Moscow, Russia), Dr. Sci. (Psychology), Professor, National Research University Higher School of Economics.
Repetskiy Yury Anatolyevich (Zaporozhye, Ukraine), Head of Zaporozhye Branch of the Institute of Reflexive Psychology of Creativity and Humanization of Education.
Repetska Anzhela Vasilyevna (Zaporozhye, Ukraine), Senior Lecturer at the Department for Psychology, Zaporozhye National Technical University Applicant at the Department for General and Social Psychology and Psychotherapy, faculty Psychology, National Pedagogical University named after N. P. Dragomanova (Kiev, Ukraine),

Abstract. The article announces the results of the next stage of the recearch of personal selfdetermination as a reflexive-semantic process. The authors have developed and tested the training which is aimed at actualization, understanding and reflexive rethinking of existential experience. The training effect was checked qualitatively and verified using a series of valid and reliable psychodiagnostic methods. The results of the recearch are another important contribution to the substantiation of the concept of personal self-determination worked up and developed by the authors

Keywords: uncertainty, pedagogical system, personal self-determination, existential aspect of personal self-determination, reflection, existential experience.

Актуальность запроса современной системы образования определяется целым рядом процессов, основные особенности которых уже достаточно четко, на наш взгляд, обозначилсь в современном мире:

  1. быстрые, радикальные, а зачастую и революционные изменения, происходящие во всех сферах жизни;
  2. все нарастающий разрыв между совокупным опытом всего человечества и индивидуальным опытом каждого отдельного человека;
  3. кризис традиционних ценностей и ориентиров при одновременном отсутствии новых и работающих;
  4. рост нестабильности, многочисленные конфликты различного масштаба и содержания.

Психологическая наука и практика, а также образовательный процесс как сфера приложения психологии, обязаны адекватно, конструктивно и продуктивно ответить на эти вызовы. На наш взгляд, такой ответ может базироваться на экзистенциальном мировозрении и экзистенциальном подходе, достаточно активно и успешно разрабатываемом в современной отечественной рефлексивной психологи [1, 6–8]. Вопрос – в трансформации этих положений в адекватные дидактические технологии, в методики и другие формы, лежащие в основе педагогической практики.

Одним из психологических концептов, который может быть положен в основу современной системы профессиональной подготовки, является, на наш взгляд, личностное самоопределение (ЛСО), что уже ранее обосновывалось нами, причем как в методологическом и теоретическом, так и в экспериментальном и практическом планах [1–3]. Приведем наиболее важные аргументы для обоснования этого утверждения.

1. ЛСО – сложный, многоаспектный процесс, который объективно (нормативно) актуализируется как раз в период студенчества, имеет сложную феноменологию и сопровождается различными кризисными явлениями, протекает стихийно и, в подавляющем большинстве случаев, не завершается успешно до окончания вуза. По результатам наших исследований успешно самоопределяются в личностном плане не более 20% студентов [3], что имеет самые серьезные негативные последствия для всей системы профподготовки, ее действенности и результативности: будущий специалист, не самоопределившись в личностном плане, в целом не может успешно самоопределиться и в профессиональном плане; у него должным образом не формируется профессиональная мотивация, профессиональное самосознание, профессиональные планы и другие необходимые составляющие профессионализма.

2. Многие аспекты и составляющие ЛСО на сегодняшний день операционализированы, могут быть смоделированы и воспроизведены через содержание и различные формы процесса профессиональной подготовки.

3. На основе современных психологических концепций ЛСО могут быть построены такие формы обучения как тренинги, направленные на активизацию и фасилитацию личностного и профессионального самоопределения, система консультаций и даже, при необходимости, система психотерапевтической помощи. Психолого-педагогические технологии, направленные на активизацию и сопровождение ЛСО в учебном процессе, предполагают в обязательном порядке работу с личностной рефлексией. Сегодня разработан и успешно апробирован широкий спектр таких технологий, убедительно обоснована и доказана на практике их результативность в процессе профессиональной подготовки специалистов [1, 4].

4. ЛСО – сложный, многомерный процесс, который сопровождается экзиcтенциальной активностью (ЭА), протекающей в переживательной и рефлексивной формах и который собственно начинается с возникновения смысложизненного кризиса и заканчивается обретением нового, действующего смысла жизни. Критерием же успешного ЛСО (помимо формирования готовности к полноценной самореализации), является обретение (нахождение) так называемого реалистичного смысла жизни.

В ходе изучаемого нами экзистенциального аспекта ЛСО, а также роли и места экзистенциальной рефлексии в его процессе, было показано, что успешность ЛСО, а значит и уровень готовности к профессиональной самореализации, напрямую определяется интенсивностью ЭА, и особенно – ее рефлексивной составляющей на различных стадиях и этапах ЛСО. Кроме того, интенсивность ЭА является индикатором такого интегрального показателя, как личностная зрелость, уровень которой, на наш взгляд, является важнейшим, а может быть и ключевым показателем профессионализма специалиста [3].

Нами была разработана и успешно апробирована в учебном процессе психологопедагогическая система, направленная на работу с экзистенциальным опытом студентов: тренинг-практикум «Экзистенциальный опыт осознанности и осмысления» [4], ориентированный на студентов вторых-третьих курсов вузов, для которых вопросы личностного и профессионального становления являются наиболее актуальными. Цель тренинга-практикума: актуализация, осмысление и переосмысление экзистенциального опыта в аспекте ЛСО.

Основные задачи нашего тренинга аналогичны задачам, которые традиционно решаются в группах экзистенциального опыта: расширение границ сознания и самопонимания; принятие ответственности за свою жизнь; развитие способности завязывать и поддерживать близкие отношения; развитие способности желать и получать без чувства вины; развитие способности свободно выбирать и рисковать, принимая неизбежность переживания тревоги и вины; развитие чувства бытия; увеличение осмысленности жизни; развитие способнос ти к ориентации в реальном времени жизни [4]. Содержательно занятия тренинг-практикума включают в себя лекционные блоки, групповые обсуждения, работу в микрогруппах, выполнение тематических упражнений (индивидуальных и групповых), домашние задания, самостоятельное чтение рекомендованной литературы, просмотр и обсуждение фильмов [4].

В настоящее время психологические тренинги и другие формы групповой психологической работы получили достаточно широкое распространение. При этом и сегодня серьезной проблемой является верификация так называемого тренингового эффекта (то есть фиксация тех изменений, которые произошли после тренинга) объективными методами, в первую очередь – с помощью надежного и валидного психодиагностического инструментария. Заметим, что эта проблема имеет методологический, теоретический и методико-организационный аспекты и, на наш взгляд, далека от своего решения. Более того, в отечественной психологической науке четко обозначилась тенденция к отходу от постановки и решения этой проблемы: в подавляющем большинстве известных нам исследований вопрос о наличии тренингового эффекта авторы «обходят» с помощью феноменологических методов – самоотчетов испытуемых, разного рода самооценок, и т.д.

Верификация эффекта тренинга в нашем исследовании – это многошаговая процедура, реализованная в полном соответствии с современной теорией психологического эксперимента. Процедура верификации тренингового эффекта в нашем исследовании проводилась путем попарного сравнения разных кластеров контрольной группы (вся контрольная группа; 3 кластера – из успешно самоопределившихся, не самоопределившихся, находящихся в поиске) и экспериментальной группы. Верификация проводилась нами с использованием статистических методов по всем шкалам (всего 25 шкал) четырех психодиагностических методик:

  1. методика определения доминирующего состояния (Л.В. Куликов);
  2. методика исследования самоотношения (С.Р. Пантилеев, МИС);
  3. исследовательская версия опросника смысложизненного кризиса (К.В. Карпинский);
  4. опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. Моросанова, ССПМ).

Кроме статистического сравнения нами также был использован и качественный анализ, который заключался в сравнении дендрограмм, отражающих структуру психосемантического пространства всех указанных выше групп. Дендрограммы строились с помощью методики «Психосемантическая диагностика скрытой мотивации» (И.Л. Соломин), а в качестве понятий-индикаторов выступали так называемые экзистенциальные данности [5].

По результатам проведенного нами статистического анализа [5] выявлено, что эффект тренинга имеет место: статистически достоверные различия имеются между средними значениями для экспериментальной группы в начале и после формирующего эксперимента имеют место для шкал МИС – Саморуководство (СР) на уровне 95 % вероятности, и для шкал Самоуверенность (СУ) и Самообвинение (СО) – на уровне тенденции. На уровне тенденции выявлены также различия между указанными группами испытуемых по шкале Общий уровень саморегуляции (ОУ) методики ССПМ [5]. По другим тестам статистически достоверных различий между ЭГ в начале формирующего эксперимента и после него не обнаружено.

Более того, эффект тренинга верифицирован с помощью использованного нами психодиагностического инструментария, что обосновано конструктной (концептуальной) валидностью по отношению к модели экзистенциальной рефлексии, предложенной нами.

Таким образом, нами была разработана и успешно апробирована в учебном процессе психолого-педагогическая система, направленная на работу с экзистенциальным опытом студентов, и которая может быть частью системы профессиональной подготовки специалистов, построенной на основе рефлексивно-смысловой концепции ЛСО. Был подтвержден ее формирующей эффект.

Литература

  1. Алюшина Н.А., Репецкий Ю.А., Семенов И.Н. Психодиганостика и развитие рефлексивности профессионального самоопределения успешных управленцев. Учебно-методическое пособие. – Москва–Сочи, ИРПТиГО МАГО, 2000. – С. 176–177.
  2. Мищик Л.И. Репецкий Ю.А., Семенов И.Н. Психолого-педагогическая концепция специальности «Социальный педагог» // Гуманизация образования. Психолого-педагогический международный журнал. 1994. № 1. С. 51–54.
  3. Репецька А.В. Екзистенціальна активність та екзистенціальна рефлексія в структурі особистісного самовизначення студентів // Науковий часопис НПУ ім. М.П. Драгоманова. Серія № 12. Психологічні науки: Зб. наукових праць. – К.: НПУ ім. М.П. Драгоманова. 2014. № 43 (67). С. 287–301.
  4. Репецька А.В. Методичні вказівки до проведення практичних занять у формі тренінгу з формування екзистенціального досвіду усвідомленості та осмислення у студентів-психологів усіх форм навчання (для викладачів психологічних дисциплін) / Автор-укл.: А.В. Репецька. – Запоріжжя: ЗНТУ, 2017.
  5. Репецька А.В. Робота з екзистенціальним досвідом студентів ВНЗ: теорія, практика, верифікація / Психолого-педагогічні основи розвитку особистості: монографія / За ред. В.Й. Бочелюка. – Запоріжжя: ЗНТУ, 2016. 6. Репецкий Ю.А., Cеменов И.Н., Сидорова А.Ю. Рефлексия смысла жизни и личностного самоопределения в контексте рефлексивно-инновационного тренинга // Мир психологии. – 2001. – № 2. – С. 177–186.
  6. Семенов И.Н. Рефлексивная психология инновационного образования. – М.: Наследие ММК, 2013.
  7. Семенов И.Н. Социокультурная роль экзистенциальной рефлексии в развитии целеобразования и самоотношения творческой индивидуальности // Мир психологии. 2011. № 1. C. 69–82.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Семенов И.Н., Репецкий Ю.А., Репецкая А.В. Работа с экзистенциальным опытом студентов в процессе их профессионального обучения и личностного развития // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 42-46.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки