Психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения

Платонова Наталия Алексеевна Костромской государственный университет Кострома, Россия

Аннотация: в статье раскрывается понятие психолого-педагогического сопровождения. Его цели и задачи, а также условия реализации. Рассматривается методика психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивное образование, образовательное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья.

METHODOLOGY OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Annotation: the article reveals the concept of psychological and pedagogical support. Its goals and objectives, as well as conditions for implementation. The article considers the methodology of psychological and pedagogical support of children with disabilities in an educational institution.

Keywords: psychological and pedagogical support, inclusive education, educational institution, children with disabilities.

На сегодняшний день, вопрос обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровьях стоит особенно остро. Это связано с тем, что возникло большое количество вопросов, связанных с социализацией и дальнейшим трудоустройством такой категории граждан. Для детей с ОВЗ должны быть созданы специальные условия, которые позволяли бы им полноценно участвовать в социальной жизни коллектива, общества, а также позволяли бы им получать образование [1].

В современной педагогике для обозначения совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья используют термин инклюзивное образование. Инклюзивное образование, в общепринятом смысле, это образовательный процесс, который подразумевает под собой доступное образование абсолютно для всех. Его используют для обозначения образовательного процесса, в котором дети с особыми потребностями посещают обычные общеобразовательные организации. В основе данного вида образования заложена идея о том, чтобы исключить какую-либо дискриминацию по отношению к детям с ОВЗ, то есть создать для таких детей доступное образовательное пространство, которое позволило бы получать детям с ОВЗ образование наравне с другими детьми. Данный термин является современным и помогает решать проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья исходя из их нужд.

Инклюзивное образование невозможно без комплексного включения в образовательный процесс всех специалистов медицинского, психологического, педагогического, логопедического профилей. На данный момент в психологии, педагогике, системы образования в целом всё чаще фигурирует термин психолого-педагогическое сопровождение.

Термин психолого-педагогическое сопровождение появился в отечественной литературе в середине 90-х годов XX века. Этот процесс выступает условием для успешного обучения и сохранение психологического здоровья у детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная деятельность необходима для того, чтобы оказать помощь детям в решении проблем, связанных с их индивидуальными особенностями, в жизненном самоопределении в формировании межличностной коммуникации и обучении.

Основные положения, принципы и идеи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ связаны с особенностью взаимодействия между участниками данного процесса [3].

Целью данного процесса является – обеспечение наилучших условий обучения, развития, воспитания, опираясь на его индивидуальные особенности. Эта цель достигается путем создания условий для развития определенных личностных качеств и личностных установок, соответствующие требованиям общества для того, чтобы обеспечить достойное качество жизни индивида, его успешной адаптации, реабилитации и личностному развитию ребёнка в обществе.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются: • оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;

  • создание эмоционально благоприятного климата в детском коллективе;
  • своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
  • повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
  • изучение индивидуальных особенностей детей [2].

Сущность психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ заключается в комплексной психологической поддержке ребенка, родителей и педагогов в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации со стороны педагога-психолога.

Основными направлениями педагога-психолога в системе психолого-пе- дагогического сопровождения являются: • Психолого-педагогическое сопровождение развития и обучения детей с ОВЗ;

  • Психолого-педагогическое сопровождение педагогического коллектива; помощь и поддержка педагогического коллектива
  • Психолого-педагогическое сопровождение родителей или лиц, их заменяющих.

Работа педагога-психолога в образовательном учреждении по психологопедагогическому сопровождению включает в себя:

  • Диагностическую деятельность – выявление особенностей психического развития обучающихся, соответствия уровня развития умений, навыков и знаний, а также личностных и межличностных образовании согласно возрасту детей. Данная деятельность включает в себя первичное обследование, после которого педагог-психолог составляет заключение, в котором записаны те нарушения, которые он смог обнаружить. Также происходит разработка рекомендаций для родителей и педагогов, для решения данных проблем.
  • Коррекционно-развивающую работу – включает в себя коррекционную и развивающую работу с младшими школьниками, как групповую, так и индивидуальную. Данная работа позволяет в комплексе с другими специалистами скорректировать нарушения в развитии у детей с умственной отсталостью. Роль педагога-психолога заключается в том, что он развивает высшие психические функции у обучающихся с ОВЗ;
  • Консультационную деятельность - заключается в помощи при решении проблем, с которыми обращаются педагоги, обучающиеся и родители;
  • Просветительскую деятельность – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре;
  • Организационно-методическая деятельность – разработка и использование развивающих программ для обучающихся, с учетом их индивидуальных особенностей;
  • психопрофилактика – предупреждение возможных осложнений у обучающихся.

При работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ, важно соблюдать определенные общие принципы и правила. К ним относятся: индивидуальный подход к каждому обучающемуся, предотвращение утомления детей, использование только тех методов, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают у них необходимые навыки, снимают мышечные спазмы. Так нельзя забывать о педагогическом такте, важно поощрять за успехи и помогать если возникают трудности, верить в каждого обучающегося [5].

В образовательном учреждении, для обучающихся с особыми потребностями, подходят такие методы и приемы в работе, которые позволяют справляться с проблемами в развитии, повышают работоспособность, улучшаю память, внимание, восприятие, помогают в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности, поскольку многие имеют проблемы с познавательными процессами. В коррекционной работе особенно подходящими является сказкотерапия, песочная терапия, рисуночная терапия. А использование методов арт-терапии помогает раскрыть способности каждого ребёнка и избавляют его от страхов и внутренних конфликтов [3].

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения, характеризуется определенными принципами [3]:

  1. Системность – характеризуется оказанием помощи психолого-педагогического характера для детей, педагогов и родителей.
  2. Комплексность – проявляется в том, что каждому из участников психолого-педагогического сопровождения оказывается комплексная помощь, которая охватывает все сферы деятельности ребенка, помогает определить успешность обучения.
  3. Приоритетность особых потребностей ребенка – выявление причин, с которыми связаны затруднения ребенка. Знания и учет его потребностей позволяют решать все возникающие проблемы обучающегося.
  4. Непрерывность – выражается в том, что ранняя диагностика возможностей и способностей обучающегося с ОВЗ, а также психолого-педагогическое сопровождение происходит на период всего обучения.

Необходимо отметить тот факт, что широкое применение психолого-педагогического сопровождения рассматривается как одна из составляющих системы образования. Потому что, благодаря ему происходит решение одной из задач коррекционного образования, а именно поиск оптимальных путей развития детей, имеющих трудности в развитии. Реализация этой задачи осуществляется комплексно и с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка.

Список литературы

  1. Андреева Л.В. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: Аналитический обзор / Л.В. Андреева, Д.И. Бойков, Е.Ф. Войлокова, Ю.Г. Елизарова, В.З. Кантор, С.В. Кудрина, Л.В. Лопатина, Л.В. Матвеева / Под ред. акад. Г.А. Бордовского. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – 168 с.
  2. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.
  3. Ботова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения / О.А. Ботова // Специальная психология. 2010. № 1. С.4-8.
  4. Газман О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / О.С. Газман // Директор школы. 2007. № 3. С. 51-58.
  5. Закрепина А.В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / А.В. Закрепина // Дошкольное Воспитание. 2011. № 4. С. 94-101.
  6. Казакова Е. Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» / Е. Казакова // Лидеры образования. 2004. №9-10. С. 95-97.
  7. Сластенин В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2013. – 576 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

19 янв 2021

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Платонова Н.А. Психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения // Наука и инновации - современные концепции: Сб. научных статей по итогам работы Междунар. научного форума. Москва, 15 января 2021 г. / отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. – М.: Инфинити, 2021. – Т. 2. – С. 123-127.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки