Психолого-педагогическая поддержка детей группы риска в образовательной организации

Акованцева Людмила Ивановна (Москва, Россия), аспирант, ассоциированный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования», Москва, Моховая, д.9, с.4

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы девиантного поведения подростков. Выделены системы профилактики и коррекции девиантного поведения в образовательной организации. Определена роль педагогического коллектива в психолого-педагогическом сопровождении подростков.

Ключевые слова: девиантный подросток, нестандартные и рисконесущие ситуации, психолого-педагогическое сопровождение.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN RISK GROUPS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Akovantseva Liudmila Ivanovna (Moscow, Russia), student, associate researcher, Federal state budget scientific institution "Psychological Institute of the Russian Academy of education, Moscow, Mokhovaya street 9, S. 4

Abstract. The article presents the analysis of the problem of deviant behavior of teenagers. The selected system of prevention and correction of deviant behavior in educational organizations. Defines the role of the teaching staff in the psychological-pedagogical support of teenagers.

Keywords: teen deviant, non-standard and richnessa a situation of psychological and pedagogical support.

Организация детского коллектива – мощный инструмент формирования нравственности несовершеннолетних, создания условий для психологически безопасной образовательной среды и личностного в последующем профессионального роста детей.

Постоянное взаимодействие большого количества участников образовательного процесса и периодическое возникновение сложных, нестандартных и рисконесущих ситуаций, обуславливают появление в образовательной организации (далее – ОО) разного рода разногласий: по вопросам образовательной деятельности, поведения, межличностных отношенийи др. Зачастую конфликты провоцируют подростки с девиантным поведением.

Проблемами девиантного поведения, его формированием и профилактикой занимались такие ученые как Ч. Беккарло, М. Вебер, Э. Фэрри, Г. Парсонс и другие.

Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева.

Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, А.Н. Елизарова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, В.Т. Шапко и других.

Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.

Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В естественных и общественных науках норма понимается, как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем.

Неконструктивные подходы к разрешению конфликтной ситуации:

  • недостаточное внимание к зарождающимся разногласиям на всех уровнях образовательной среды. Может привести к взаимному непониманию, дефициту доверия, дальнейшему проявлению враждебности во взаимодействии, и, в конечном итоге, к серьезному конфликту;
  • показательное стремление к разрешению конфликта на его первоначальной стадии. Зачастую переходит в бездействие и апатию со стороны вовлеченных в него участников. В этом случае, затянувшаяся конфликтная ситуация способствует закреплению стереотипов конфликтного поведения.

Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др.

Важнейшая причина отклонений в психосоциальном развитии ребенка – неблагополучная семья.

К формированию девиантного поведения ведут определенные стили семейных взаимоотношений:

  • конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
  • дисгармоничный стиль внутрисемейных и воспитательных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
  • асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерно систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости» и насилия.

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Актуальным является вопрос, как помочь таким детям, входящим в группу риска, устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, научить преодолевать проблемные ситуации, справляться с рисконесущими эмоциональными переживаниями и тем самым сохранить эмоциональное и личностное благополучие.

Среди основных направлений системы профилактики можно выделить:

  1. Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями.
  2. Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребенка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.
  3. Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребенка, попавшего в зону особого внимания с учетом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение. Однако если значимые для подростка люди представляют угрозу позитивной социализации, его необходимо переориентировать на окружение с позитивной направленностью, создать ситуацию успеха в новом для него круге общения.
  4. Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным, саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т. п.).
  5. Организация допрофессиональной подготовки обучающегося – поддержка личности и семьи ребенка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовка подростка к жизни в обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности.
  6. Психолого-социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях школы.

Следует помнить, что существующие у обучающихся ОО, входящих в группу риска, психологические, социальные и педагогические проблемы требуют комплексного решения. Каждый педагогический коллектив строит работу с детьми девиантного поведения согласно индивидуальным особенностям ОО и контингента обучающихся. Главное, чтобы в этой работе активно участвовали все воспитательные службы школы и педагоги:

  • с целью преодоления неуспеваемости учителям-предметникам и классным руководителям в соответствии с положением по ведению школьной документации следует своевременно выставлять отметки в журнал и дневник;
  • классным руководителям необходимо регулярно информировать родителей об успеваемости и посещаемости детей;
  • зам. директора по УВР должен осуществлять контроль работы учителей-предметников со слабоуспевающими обучающимися;
  • школьной службе сопровождения нужно наладить работу с родителями неуспевающих обучающихся, оказывать им педагогическую и психологическую поддержку;
  • педагогическому коллективу ОО следует осуществлять дифференцированный подход в работе с обучающимися;
  • зам. директора по ВР необходимо планировать участие обучающихся ОО в районных мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни, включать в воспитательный план работу школьного лектория с привлечением специалистов Центра психолого-медико-социального-сопровождения.

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи детям и подросткам необходимо представлять не только контингент таких обучающихся, но и их психологические особенности. В этом случае используется помощь службы сопровождения - школьного психолога и социального педагога.

В средней общеобразовательной школе г.Москвы (ГБОУ СОШ №1323) нами проведен следующий комплекс мероприятий для выявления и изучения особенностей детей группы риска и социального статуса их семей. В комплекс входили: анкетирование классных руководителей и родителей; выявление обобщенных групп причин пропусков учебных занятий, таких как медицинские, социальные (негативное влияние социума), семейные, педагогически и психологические. Так же заполнялся социальный паспорт школы который описывает социальные статут детей и родителей входящих в контингент образовательной организации. Социальный паспорт содержит информацию, дающую основания для анализа и оценки социальной ситуации в школе.

Социальные педагоги и педагоги-психологи провели анкетирование родителей и обучающихся с целью выявления социальной ситуации развития ребенка, имеющих признаки дезадаптивного поведения.

Одна из эффективных форм работ с подростками – детский клуб на территории ОО. В детском клубе, проводимом нами, подростки прошли тренинги личностного роста, участвовали в психолого-профилактических акциях, социально-значимых делах, работе пресс-центра, трудовых бригадах, повышали уровень правового сознания. Деятельность клуба подразумевала и проведение всевозможных спортивно-оздоровительных мероприятий (походы-экспедиции, летний лагерь дневного пребывания и др.).

Проводя, таким образом, организованную работу систематически и последовательно, администрация школы, психолого-педагогическая служба имеют достоверную и полную информацию о контингенте учащихся. На основании сведений о таких учащихся строится планирование и проведение профилактики девиантного поведения школьников. Основной движущей силой в проведении данной работы является классный руководитель, так как именно он осуществляет непосредственный контакт с учащимися и их семьями. Задача зам. директора – вовремя подключить к индивидуальной или групповой работе психолога школы и социального педагога. Построив взаимодействие указанных специалистов школы таким образом, можно прогнозировать повышение эффективности профилактической работы и, как следствие, снижение количества проявлений девиантного поведения школьников.

Статья выполнена при поддержке проекта РГНФ № 16-06-00171

Автор(ы): 

Дата публикации: 

27 мая 2016

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Акованцева Л.И. Психолого-педагогическая поддержка детей группы риска в образовательной организации // Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски: сб. материалов XII междунар. науч.-практ. конф. Москва, 5-8 июля 2016 г. / под ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2016. – 355 с. – С. 79-82.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки