Психологическое образование в вузе как фактор развития профессионального сознания

Дубровина Ирина Владимировна (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Психологический институт Российской академии образования», г. Москва, ул. Моховая, д.9,стр.4

Аннотация. Ставится вопрос о том, что при разработке программ психологического образования в вузах следует в большей мере использовать гуманитарный потенциал научной и практической психологии, учитывая, что одним из важных компонентов профессиональной компетентности является психологическая культура личности специалиста.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, гуманитаризация образования, психологическое образование, психологическая культура личности.

PSYCHOLOGICAL EDUCATION IN THE UNIVERSITY AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS

Dubrovina Irina Vladimirovna (Moscow, Russia), doctor of psychology, Professor, chief researcher, Federal state budgetary institution "Psychological Institute of Russian Academy of education", Moscow, 9 Mokhovaya str., bld. 4

Abstract. The author emphasizes the humanitarian potential of scientific and practical psychology for the high school psychological education. The psychological culture of professional is one of the important components of the professional competence.

Keywords: professional competence, humanization of education, psychological education, psychological culture of personality.

Профессионализм – это категория человеческого бытия, которая представляет систему личностных, интеллектуальных, мировоззренческих, деловых, профессиональных и нравственных качеств. Развитие профессиональной компетентности выпускника вуза как показателя его профессионализма является в настоящее время одной из важнейших задач высшего образования.

Профессиональная компетентность специалиста – воспитуемое интегративное личностное качество. Полноценное высшее образование в принципе предполагает приобщение человека не только к знаниям, но и духовным ценностям, представленным в культуре. Все яснее проявляется одна из ведущих тенденций развития современного высшего образования – его гуманитаризация. Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой реальности. «Гуманитарное образование оберегает человека от технократического снобизма и примитивного прагматизма, повышает творческий потенциал и жизнестойкость личности» [2, с. 249].

Сущность гуманитаризации раскрывается как гуманистическая ориентация образования на развитие личности молодого человека, какую бы конкретную специальность он не приобретал. А процесс освоения знаний должен пониматься как средство «вхождения» молодого человека в культуру, ориентированную на развитие чувств, мыслей, гуманистического мировоззрения и созидательных начал в человеке и обществе. Для Ю.М. Лотмана процесс обучения вообще является «воздухом культуры», залогом и условием ее существования, естественной формой духовной жизни [4, с. 167].

Поэтому не случайно, что почти во всех вузах введено психологическое образование как часть общего образования, как часть культурного процесса, направленного на развитие внутреннего мира, нравственного потенциала, гуманистического мировоззрения студентов.

Преподавание психологии в вузе должно содействовать развитию той стороны профессионализма, которая закладывает основы, прежде всего, профессионального сознания – духовного содержания профессии. В.А. Пономаренко замечает, что духовная культура входит в структуру психологического образа профессионала, регулирует уровень самосознания, саморазвития, самосовершенствования [5].

Нравственный потенциал учебного предмета «психология» позволяет определить центральную задачу психологического образования в вузе – Воспитание психологической культуры личности будущего специалиста. смысл феномена «психологическая культура личности» заключается в том, что человек испытывает глубокую потребность не только в психологическом знании и в осознании психологических свойств собственной личности, но и в умении использовать эти знания в обществе с гуманистических позиций в контексте общечеловеческих ценностей и ответственности [1].

Психологическое образование в вузе предполагает получение определенных научных знаний по психологии. И прежде всего тех, которые раскрывают наиболее существенные закономерности становления личности самого студента и создают условия для его осознанного личностного и профессионального самоопределения.

Однако, психологические знания не способны автоматически ввести человека в пространство психологической культуры. Сам по себе интерес человека к вопросам психологии или интерес к психологии, подкрепленный особым вниманием к его собственному внутреннему миру, еще не гарантирует ни интереса к «живой» личности стороннего человека, ни желания понять и принять ее своеобразие. Надо помочь студенту «войти» в психологическую культуру, пробудить его желание жить по совести, то есть отвечать перед людьми и самим собой за свои поступки, действия и их последствия. По мысли В.А. Пономаренко, познание себя как психологический процесс есть работа чувств, ума, эмоций с переходом на высший уровень, когда совесть просветлеет душу [5].

Такому познанию и призвана помогать психология. Многие негативные моменты в самостоятельной работе выпускников вузов происходят не столько из-за их слабой подготовки в области научных знаний или владения умениями и навыками практико-ориентированной деятельности, сколько из-за непонимания ими сути и смысла своей профессии, отсутствия у них личностно-профессиональной позиции в избранной специальности, нравственной ответственности за свою профессиональную деятельность.

Профессиональное самоопределение – длительный и многоаспектный процесс. Оно происходит на протяжении всего жизненного пути человека, фактически является частью личностного самоопределения, связанного с ценностными представлениями человека, с потребностью определения смысла жизни, с поисками и утверждением своего пути в мире, с ориентацией на будущее, в котором значительное место занимает будущая профессия. Сущность самоопределения и состоит в нахождении новых, все более глубоких и обоснованных смыслов своей жизни и осознанных способов их реализации.

Психологическое образование в вузах любого профессионального профиля отвечает за серьезность, осознанность и смысловую ценность профессионального самоопределения, которое включает: осознание будущими специалистами того, почему они выбрали этот вуз, эту науку, эту профессию, эту специальность; развитие у студентов потребности познать ту сферу науки и деятельности, которую выбрали, внести в нее что-то новое, продвигающее ее вперед; формирование их готовности к личным усилиям для удовлетворения этой потребности, для углубленного погружения в науку, для овладения профессией; Воспитание у студентов необходимых для выполнения выбранной профессии личностных качеств; расширение научного, культурного и мировоззренческого горизонта; понимание студентами того, что в профессиональную компетентность непременно входит этическое осмысление каждого шага своей профессиональной деятельности, каждого момента общения с коллегами и другими людьми.

Профессиональное самоопределение вне контекста выше указанных феноменов таит в себе много профессиональных рисков. Неправильный выбор профессии, неадекватная оценка своих возможностей могут усложнить всю жизнь человека, усугубить недостатки состояния здоровья, постепенно ведя его к ухудшению. Г. Селье, автор теории стрессов, замечает, что большинство людей страдает от того, что не может найти удовлетворения в своей профессии, не имеет вкуса к этим занятиям, не может добиться успеха в избранной деятельности.

Сегодня в психологии интенсивно изучается синдром «эмоционального выгорания». Этот синдром коснулся уже самых разных специалистов – учителей, врачей, психологов, юристов, строителей, полицейских и пр.

А «выгорают» в основном те, кто не сумел сам и кому ни в школе, ни в вузе не помогли вовремя понять собственные потребности, интересы, способности, намерения, кто не сумел соотнести свои личностные качества с качествами, требуемыми для работы по избранной специальности, кто не осознал, ради чего он эту деятельность осуществляет.

То есть, «выгорают» те специалисты, кто выбрал не «свою» профессию, и эта профессия их раздражает, угнетает. Свою нелюбовь к профессии человек часто объясняет тем, что в ней нет ничего творческого. А между тем, нет творческих и нетворческих специальностей. Творческим или нетворческим может быть только отношение к данному делу. Причем, творческим не может быть занятие, которое не любимо. Или нередко одним из эмоционально острых моментов для человека является его неудовлетворенность своим профессиональным ростом. Е.А. Климов [3] справедливо обращает внимание на то, что профессиональный жизненный путь – это, прежде всего, путь не по «должностям» и «постам», а по ступеням профессионализма. Профессиональный рост – это интеллектуальное, духовное, нравственное развитие, это широта интересов и социальная активность. Верх, вершина в профессиональном развитии – это, прежде всего, вершина профессионального мастерства, это признание и уважение специалистов в данной профессиональной области, а не занятие «начальствующих должностей».

Конкурентная способность специалиста в любой области, весьма актуальная в наше время, должна основываться на его профессиональной компетентности, общей и психологической культуре личности, а не на стремлении любыми способами занять престижную должность.

Высшее профессиональное образование должно бы более последовательно утверждать гуманистические, культурные ориентиры человеческого существования, воспитывать психологическую культуру личности специалистов, которых оно выпускает в жизнь, тем самым постепенно восстанавливая культурный потенциал современного общества.

Высшее образование потому и считается высшим, что оно приобщает молодого человека не только к знаниям, науке, но и к мировой и отечественной культуре, к современной общественной жизни, учит их руководствоваться в общении и взаимодействии с людьми высокими критериями справедливости, совести, достоинства, сочувствия. Развивает у них желание и умение отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим, но и противостоять агрессивным, антигуманным явлениям и пр.

Современная жизнь предъявляет все более высокие требования к незаурядности личности специалиста в любой сфере деятельности, к уровню не только его профессиональной подготовки, но общей и психологической культуры личности. Именно в таких специалистах остро нуждается общество.

В этой связи увеличивается ответственность психологического образования в вузах, выпускающих специалистов как в научную, так и в практическую профессиональную деятельность любого профиля и направления. При разработке для вузов новых образовательных стандартов следует в большей мере учитывать высокую значимость культурно-нравственных составляющих профессионализма и психологической культуры личности специалиста.

Литература

  1. Дубровина И.В. Культурно-личностный контекст психологического образования в вузе / развитие личности. № 3. 2014. С. 53-77.
  2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. – М., 2002.
  3. Климов Е.А. Кратко о психике. – М., 2009.
  4. Лотман Ю.М. Воспитание души. – СПб., 2003.
  5. Пономаренко В.А. Нравственное небо. – М., 2010.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

27 мая 2019

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Дубровина И.В. Психологическое образование в вузе как фактор развития профессионального сознания // Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски, XII междунар. науч.-практ. конф. // под ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2016. – 355 с. – С.17-20. – 0,3 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки