Психологический контекст личностной саморегуляции девиантных подростков

А.А. Даниелян (Санкт-Петербург) - аспирант (2 курс) СПбГУ

В наши дни социально-экономические, культурныe условия деятельности человека, быстрый ритм жизни подвергают формирование личности подростка к возрастающим информационным и эмоциональным нагрyзкам, напряжениям. Это приводит к увелечению трeвожнoсти и рaзвитию негативных психических состояний, что и обостряет проблему формирования и совершенствования способностей подростка к управлению собственными ресурсами, регуляции собственных психических состояний, установлению баланса между влиянием внешних факторов, внутренним состоянием и формами поведения. Проблема закономерностей и механизмов произвольной саморегуляции человеком своих действий является многоаспектной и комплексной; более того, саморегуляцию можно отнести к числу наиболее неоднозначных понятий в психологии личности. Подросток, у которого нарушена саморегуляция, отличается несформированными границами между личностью и окружающей средой, не осознает свои ресурсы, свой личный потенциал, что в конечном итоге приводит к тому, что у подростка развиваются сильные защитные механизмы, психологические барьеры, мешающие ему исполнить свои планы и намерения. В этом случае цель специалистов, в частности психологов, выяснить те внутренние побудительные силы, внутренние психологические барьеры, которые препятствуют достижению цели и сознанию внутреннего потенциала.

Несмотря на имеющиеся научные исследования и накопленный практический материал, вопросы, связанные с проблемой саморегуляции, остаются по-прежнему одними из наиболее актуальных. Характер поведения человека связан с особенностями его саморегуляции.

Истоки понятия и знания о саморегуляции находятся в далеком прошлом, когда стало формироваться философское мышление. Работа Аристотеля «О душе» является основным источником об античном понимании особенностей происхождения психических феноменов. слово, являясь посредником между внутренним миром человека и внешней действительностью, сформированное в процессе предметной, трудовой деятельности человека, является основным орудием, с помощью которого можно создать модель потребного будущего. Эта модель сравнивается с моделью, которая создана в человеческом мозгу, с картинами уже существующих ситуаций. Именно различие между моделью будущего и настоящего и образует движущую силу, определяющую дальнейшее построение произвольного действия. По мнению Н.А. Бернштейна, этот механизм является важным фактором в формировании саморегулирующейся системы поведения (Бернштейн, 1997).

Анализ научной психологической литературы позволяет констатировать тот факт, что разные авторы давали свои определения механизмов и структур саморегуляции, благодаря чему сложилось представление о личностной саморегуляции как о многомерном явлении, которое может занять достойное место в научной среде. Практическая значимость саморегуляции значительно возрастает при рассмотрении личностных проблем подростков.

Проблемы саморегуляции ярко проявляются в подростковом возрасте, который является кризисным этапом в развитии личности. В большинстве случаев это связано с развитием полового созревания.

Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, совершением необдуманных действий, поступков, импульсивностью, неуравновешенностью, а также конфликтами между требованием социальной среды и формированием автономного «Я», стремлением к независимости, к свободе. Как показывает практика, обретая свободу, подросток не умеет продуктивно использовать ее. Отсюда и возникает необходимость организованной целенаправленной психолого-педагогической деятельности по формированию саморегуляции психических состояний, поскольку умение человека регулировать свое состояние, управлять своим поведением в различных ситуациях является важным показателем зрелости личности, отчего во многом и зависит его личностная успешность (Змановская, 2003).

С целью преодоления этих негативных явлений необходимо выявить, какие механизмы воздействуют на формирование девиантного поведения, а также определить, из-за влияния каких факторов у подростков нарушается структура саморегуляции поведения. Эти вопросы приводят к выяснению тех барьеров, которые мешают самоконтролю или саморегулированию поведения. Психологические барьеры (внутренние и внешние) выступают в роли ограничителей, которые неизбежно приводят к возникновению сильного внутреннего напряжения и внутреннего конфликта. Зарубежными исследователями был проведен опрос среди подростков. Они выявили психологические барьеры, которые проявлялись у подростков при обращении за помощью к психологу, – их список приводится ниже (Carey, Neal, Colins, 2004).

Барьеры подростков при обращении к психологу:

  1. Я сам могу решить свои проблемы.
  2. Я думаю, что я сам должен справиться с моими проблемами.
  3. Я никогда не осмелюсь поговорить с психологом.
  4. Взрослые не могут понять подростков.
  5. Даже если бы я хотел, у меня не было бы времени встретиться с психологом.
  6. Психолог может заставить делать то, что я не хочу.
  7. Я не хотел бы, чтобы моя семья узнала, что я хожу к психологу.
  8. Я не могу позволить себе пойти на консультации.
  9. Моя проблема не решится.
  10. Если я обращусь за помощью к психологу, то буду считать себя сумасшедшим.

При анализе этих барьеров становится очевидной важность саморегуляции в подростковом возрасте. Саморегуляция определяется в разных формулировках как сила воли, настойчивость или самоконтроль. Исследования показывает, что способность к саморегуляции необходима для эмоционального благосостояния.

Саморегуляция психических состояний подростка – это целенаправленное, сознательное воздействие, целью которого является намеренное изменение, преобразование психических состояний. Нарушение саморегуляции может проявится как неумение гибко и адекватно реагировать на динамику ситуации и условий; неспособность планировать свои действия и прогнозировать результат. Основываясь на теории четырех стадии действия или, как ее еще называют, «модели Рубикона», мы предполагаем, что в стадии принятия решения формирование намерения «до-действия», когда человек, имея определенные намерения, должен искать или же формировать условия и возможности для воплощения в жизнь своих намерений, – именно здесь у подростков и появляются внутренние барьеры. По данной причине и переход на этап действий, где он должен уже реализовать свои намерения, не осуществляется.

«Модель Рубикона». Рубикон формирование (выбор) – инициирование намерения (подготовка к действию) – реализация намерения (действие) – дезактивация намерения (оценка). Переход со 2-й стадии на 3-ю не всегда дается легко и не у всех получается. Иногда процесс контроля над действиями в этой стадии не осуществляется.

Исходя из вышесказанного, мы попытались перевести и адаптировать на русский язык опросник «Саморегуляция» авторов Миллер и Браун, которые сформулировали семиступенчатую модель саморегуляции (Brown, 1998; Miller, Brown, 1991):

  1. получение необходимой информации;
  2. оценка информации и ее сравнение с нормами;
  3. запуск изменений;
  4. поиск возможностей, вариантов;
  5. формулировка, разработка планов;
  6. осуществление планов;
  7. оценка эффективности плана (который перерабатывается, возвращается к 1 и 2 шагам).

Хотя эта модель была разработана специально для изучения аддитивного поведения, описанные ею процессы саморегуляции являются общими принципами самоконтроля поведения. Опросник «Саморегуляция» (SRQ) был разработан как первая попытка оценить процессы саморегуляции через самоотчет. Тест находится в стадии адаптации, и полученные результаты будут основой для публикации следующей статьи.

Литература

  1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1997.
  2. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М.: Академия, 2003.
  3. Brown J.M. Self-regulation and the addictive behaviors // Treating addictive behaviors. N.Y.: Plenum Press, 1998. P. 61–74.
  4. Carey K.B., Neal D.J., Colins S.E. A psychometric analysis of the self-regulation questionnaire // Addictive behaviors. 2004. V. 29. № 2. P. 253–260.
  5. Miller W.R., Brown J.M. Self-regulation as a conceptual basis for the prevention and treatment of addictive behaviors // Self-control and the addictive behaviors. Sydney: Maxwell Macmillan Publishing Australia, 1991. P. 3–79.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 ноя 2017

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Даниелян А.А. Психологический контекст личностной саморегуляции девиантных подростков // Психология - наука будущего: Материалы VII Междунар. конф. молодых ученых "Психология - наука будущего". Москва, 14-15 ноября 2017 г. – М.: Ип РАН, 2017. – С. 212-216. – 0,25 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки