Психологические проблемы создания и использования учебников

Разделы психологии: 
Высшее учебное заведение: 

Психологические проблемы создания и использования учебников: Материалы Круглого стола // Вопр. психол. - 1983. - № 6.

Психолого-педагогические проблемы создания и использования учебника

Круглый стол
Л.А. КОНЦЕВАЯ (НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР). Умеют ли школьники работать с учебником и каково их отношение к учебнику?

Отвечая на первую часть вопроса, мы приведем данные, полученные в этом году при выполнении комплексной программы АПН СССР, направленной на нормализацию учебной нагрузки школьников. В нашей группе возникло предположение, что перегрузка школьников может быть связана, в частности, с неумением работать с книгой. Таким образом возникла задача определить, умеют ли школьники работать с учебником. При этом проверялось владение самыми элементарными приемами работы с текстом (выделение главной мысли, составление плана, ответы на вопросы к тексту, краткий пересказ). В ходе обследования было установлено, что значительная часть школьников не владеет этим.

Отвечая на вторую часть вопроса, мы установили, что несформированность умения работать с книгой - одна из причин часто возникающего эмоционального барьера, выражающегося в «сопротивлении» школьника работе с книгой. Поэтому, какие бы объективные возможности ни были заложены в учебнике, школьники их не используют. В обследовании приняли участие только ученики VII-VIII классов, поэтому мы провели индивидуальный эксперимент с учащимися IX-X классов. Выяснилось, что многие старшеклассники (особенно сильные) предпочитают вообще не пользоваться школьными учебниками при подготовке домашних заданий. Для этого они используют записи, сделанные во время объяснения учителя, учебники для поступающих в вуз и вузовские учебники. У всех испытуемых отношение к учебникам в лучшем случае оказалось нейтральным, в худшем - негативным.

Причин такого отношения к учебнику много. Остановимся на некоторых из них. Сейчас на смену учебникам, отягощенным излишней информацией, приходят учебники со слишком сжатой - «экспресс-информацией». Подача учебного материала в таком виде рассматривается как одна из мер ликвидации перегрузки школьников. Но «экспресс-информация» интересна и полезна осведомленным людям, школьникам же она непонятна, поэтому им трудно ее усвоить. Такая подача материала противоречит нормативам памяти: запоминание требует избыточности информации, а в учебнике ее нет, и школьники начинают многократно читать и пересказывать текст, не всегда, понимая его содержание, - им бывает легче запомнить, чем понять. В результате некоторые ребята по пять раз читают и пересказывают текст учебника. Таким образом, стремление разгрузить школьников приводит к их перегрузке. Это не означает, что мы принципиально против учебников со сжатой информацией, но у них должно быть другое целевое назначение. Сейчас, когда школьники получают бесплатные учебники, а потом возвращают их в школу, встает вопрос о специальном учебнике для повторения перед экзаменами. И вот здесь учебники с «экспресс-информацией» были бы очень уместны. Однако в данный момент речь идет об учебнике для текущего изучения материала, который сначала объясняется учителем. Но всегда ли ученик слушает учителя? Ведь нередки случаи пропуска уроков по болезни. Тогда, как считают школьники, учебник становится непонятным. Кроме того, в нем не учтена мотивационная сторона обращения к тексту. «Слишком сжато, поэтому неинтересно», - говорят старшеклассники.

Отсутствие избыточной информации в учебнике порождает еще одну уязвимую ситуацию: учебник не способствует формированию такого определяющего интеллектуального умения, как выделение существенного. Например, испытуемая-третьеклассница не смогла сделать краткий пересказ параграфа из учебника по природоведению. Учителю тоже не удалось справиться с этим заданием. Анализируя этот факт, мы установили его закономерность: в параграфе, в котором нужно было выделить существенное, не оказалось несущественного материала.

Ныне действующие учебники лишают ученика всякой инициативы и самостоятельности в работе, а самостоятельность, как показывают исследования, - один из мощных стимулов для возникновения познавательного интереса. Несколько лет назад, проводя экспериментальное обучение в VII классе, мы обнаружили, что школьники с огромным желанием и интересом работают с проблемно - индивидуализированным учебником русского языка (авторы Г.Г. Граник и Е.Д. Божович). Выяснилось, что больше всего привлекает школьников в учебнике возможность работать самостоятельно - без учителя. Сразу оговоримся, что это ни в коей мере не связано с личностью работающего там учителя, первоклассного профессионала, очень любимого учениками.

Возможность контакта школьника с учебником кроется как в учебнике, так и в ученике. Традиционный учебник не работает на этот контакт, он не вызывает к себе интереса, затрудняет приобретение знаний и не способствует применению школьниками рациональных приемов работы с текстом. В свою очередь, ученик, как уже говорилось, «сопротивляется» этому контакту, прежде всего потому, что не умеет его осуществлять.

Почему школьник не умеет работать с учебником? Одна из причин в том, что школа целенаправленно не управляет формированием данного умения. Учителя не могут уделить этому нужного внимания, так как у них нет для этого и специальных пособий. Отдельные памятки для учащихся о работе с учебником, появившиеся за последнее время, не могут заменить этих пособий.

В связи с этим мы считаем, что частично функцию формирования умения работать с учебником могут выполнять сами учебники, если они построены особым образом. В настоящее время наша группа работает над созданием структуры такого учебного комплекса и учебного пособия, предназначенного учителю для формирования у учащихся умения работать с книгой.

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки