Психологические предпосылки склонности человека к академической прокрастинации

Павлютин Д.Э. Аспирант, кафедра «Лингводидактика и зарубежная филология» Севастопольский государственный университет Россия, г. Севастополь
Pavlyutin D.E. Graduate student, Department of “Linguadidactics and foreign philology” Sevastopol State University, Russia, Sevastopol

PSYCHOLOGICAL PREREQUISITES OF PERSON’S TENDENCY TOWARDS ACADEMIC PROCRASTINATION

Аннотация В данной статье автор проводит краткий обзор текущего состояния психологической науки и её исследований в области прокрастинации. В статье приведены главенствующие на данный момент научные теории относительно природы прокрастинации. В статье также приводится обзор результатов исследований, связывающих прокрастинацию с другими психологическими явлениями человека и выявляющих психологические предикторы академической прокрастинации. В заключении автор предлагает методику проведения эксперимента, в результате которого предположительно будет возможно сформировать рекомендации для разработчиков онлайн курсов, которые позволят повысить эффективность в онлайн обучении студентов-прокрастинаторов.
Abstract In this article author offers a brief review of the current state of psychology and its researches about procrastination. In the article the main theories about procrastination’s nature are shown. There is also a review of researches results devoted to binding procrastination to the other psychological phenomena and showing some psychological predictors of procrastination. In conclusion author offers a methodology for conducting an experiment that should allow creation of a set of recommendations for online courses developers that would help increase performance of procrastinators during e-Learning.

Ключевые слова: прокрастинация, предикторы, психология, эксперимент, онлайн обучение, онлайн курсы
Keywords: procrastination, predictors, psychology, experiment, e-Learning, online courses

Вы когда-нибудь откладывали на потом важный звонок, неприятный разговор, поход к врачу или учебное задание? Возможно, вы обнаруживали, что уже полночь, а вы читаете об устройстве ядерного реактора, вместо работы над важным отчётом. Если ответ да – вы столкнулись с прокрастинацией.

В народном фольклоре часто можно встретить пословицы и поговорки связанные с откладыванием дел. Среди них: «откладывай безделье, да не откладывай дела», «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «отложил на осень, а там и бросил», «отлаганием дела не сделаешь» и др. Но люди подверженные прокрастинации или хроническому откладыванию мыслят иначе, их девизом скорее можно назвать следующее выражение: «Не откладывай на завтра то, что можно не делать вообще». Это свидетельствует о том, что такое явление как прокрастинация человечеству известно издавна.

Слово «прокрастинация» имеет латинские корни, его можно разделить на две составляющие: приставку «pro» - для, ради и корень «crastinum» - завтрашний. В наиболее общем смысле означает склонность человека к откладыванию важных дел на потом. Данное явление не ново и всегда сопровождало людей, но почему особую популярность и ёмкий термин данное явление получило лишь в последнее время? Тому есть конкретные причины.

Человеческое общество долгое время жило в своём естественном ритме, будучи поначалу охотниками-собирателями, а затем, со времён неолитической революции участниками сельскохозяйственной деятельности. Ритм жизни был довольно размеренным и неспешным в сравнении с сегодняшними реалиями. Но затем, в 18 веке, произошла другая, уже индустриальная революция. Это кардинально изменило жизнь человека в обществе, а также поход к организации трудовой деятельности. Повсеместно появлялись фабрики и производства, выпускавшие определённую продукцию, а для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке им требовалось соблюдать чёткие временные графики, ведь изготовление товара теперь подразумевало слаженную работу цепочки из нескольких работников. Таким образом, если одно из звеньев такой цепочки выбивалось из графика, это вносило разлад во всю систему [6].

С этого момента контроль времени начинает играть важнейшую роль в жизни человека и общества: делать нужно много и делать нужно в срок. Здесь-то и возникает проблема прокрастинации. В подобных производственных цепочках человек оторван от своего результата труда и редко получает позитивное подкрепление от удовлетворения готовым продуктом, как результатом своей деятельности. Социальное и технологическое развитие человека значительно обгоняет эволюционно-биологическое, наш мозг – это всё ещё мозг охотниковсобирателей и сельскохозяйственников. Он работает по тем же принципам, что и раньше, вот только окружающие условия изменились.

Сегодня от человека требуется больше, чем когда либо и быстрее, чем когда либо. Не все способны справляться с таким давлением. По данным исследований [1, c. 60] прокрастинации подвержено от 15 до 20% населения планеты. И число прокрастинаторов постоянно увеличивается.

Данный феномен начали активно изучать с 70х годов 20го века. Было проведено множество исследований, а также созданы материалы, помогающие выявить прокрастинацию. На сегодняшний день нет единого определения данного явления, как нет и эффективной стратегии борьбы с ним. Исследователи сходятся в одном: прокрастинация – это комплексное психологическое явление и единого метода-панацеи для всех случаев быть не может.

Следует заметить, что наиболее часто проблема прокрастинации проявляет себя в академической среде, где человек отделён от результата своей деятельности, а значит и позитивного подкрепления, значительными временными промежутками. Помимо этого, в процессе обучения, человек часто сталкивается с трудностями поддержания изначальной мотивации к обучению или с её диффузией, что является одним из пусковых механизмов прокрастинации. Среди студентов подавляющее большинство, так или иначе, сталкивались с прокрастинацией в учёбе [2, c. 37]. Исследования показывают, что количество студентов, совсем не имеющих привычки откладывать дела на потом крайне мало.

В последнее время, благодаря активному развитию информационных технологий у студентов появилась возможность учиться удалённо с помощью онлайн курсов. Но именно эта возможность стала поводом для усиления академической прокрастинации. Почему так происходит? Проблема заключается в том, что находясь в условиях учебного заведения, студент погружён в особую среду и атмосферу. Она побуждает его к деятельности: рядом преподаватель, который контролирует, однокурсники, которые что-то делают на занятии, а соответственно и мне хочется что-то делать, чтобы не выделяться, фактор проделанного пути на учёбу и сам факт нахождения на занятии уже способствуют учебной деятельности. Но при онлайн курсах все эти факторы отсутствуют и для успешного онлайн обучения человеку требуются значительная мотивация, сила воли и самодисциплина. Не каждый человек способен на это, а те, кто способны не всегда могут показывать выдающиеся результаты в подобной деятельности.

Отсутствие фактора окружения при онлайн обучении не единственная проблема. Другая, возможно даже более значимая, заключается в присутствии огромного количества раздражителей в современном информационном пространстве: смс, чаты в мессенджерах, оповещения, видео, аудио, тексты новостей и звонки друзей. Всё это отвлекает от занятия и может целиком завладеть вниманием человека. Почему именно прокрастинаторы особо склонны к отвлечению от дела? Всё дело в психологии человека и природе прокрастинации.

Так в чём же причина прокрастинации, что её вызывает? Однозначного ответа пока нет. Наверняка известно, что прокрастинация это совокупность различных психологических факторов, которые вместе приводят к стратегии избегания деятельности. Относительно причин, порождающих прокрастинацию, есть несколько теорий: психодинамическая (избегание угрозы для Эго в следствии детских травм), поведенческая (положительное подкрепление прокрастинации), когнитивная (комбинация иррациональных убеждений, заниженной самооценки и неспособности самостоятельно принимать решения) и теория временной мотивации (коэффициент полезности каждого действия) [3, c. 31].

Стоит заметить, что ни одна из вышеперечисленных теорий не связывает прокрастинацию с ленью или неорганизованностью. Прокрастинация сродни психологической ловушке, в которую попадает человек и из которой трудно выбраться самостоятельно. Это порочная спираль, витки которой увеличиваются с каждым оборотом, усугубляя откладывание дел.

Некоторые исследователи заметили связь прокрастинации и перфекционизма. Что характерно, люди с высоким уровнем перфекционизма имеют и высокий уровень прокрастинации и наоборот. Это говорит о прокрастинации как о механизме защиты психики от болезненного опыта недовольства своими ошибками, другими словами от стресса. Прокрастинатор-перфекционист хочет делать работу хорошо или не делать её вовсе. Он предпочитает откладывать работу, в которой возможны ошибки, до последнего момента, защищая себя от стресса, вызванного своей или чужой реакцией на его ошибки.

Некоторые исследования [4, c. 452] показывают, что есть ряд факторов или психологических предикторов, оценивая которые можно выявить предрасположенность к академической прокрастинации, среди них: планомерность, лень, вызов и самоконтроль. Типичный прокрастинатор имеет пониженные значения в предикторах «планомерность» и «самоконтроль», но повышенные значения в «лени» и «вызове». Данное исследование подтверждает предположение, что предрасположенность к прокрастинации может быть выявлена с помощью психологической карты человека ещё до начала обучения.

В других исследованиях [5] говорится о том, что зачастую прокрастинаторы являются довольно импульсивными и тревожными людьми, имеющими эти и другие психологические факторы, приводящие к прокрастинации. Такие люди сосредоточены на настоящем моменте.

В ещё одном исследовании [2, c. 38] говорится о связи прокрастинации и далеко идущих планах на жизнь. Исследователи приходят к выводу о том, что прокрастинация деструктивно влияет на социальное, жизненное, профессиональное и жизненное самоопределение.

Принимая во внимание все вышеприведенные исследования можно заявить о том, что прокрастинация является действительно комплексным феноменом, имеющим сложную природу и требующим дальнейшего изучения. Тем не менее, основываясь на полученных данных, уже сейчас можно спроектировать эксперимент, в результате которого будет возможно вывести методические рекомендации для разработчиков онлайн курсов, которые помогут повысить успеваемость студентов, имеющих склонность откладывать дела на потом при онлайн обучении.

Проведение подобного эксперимента и составление методических рекомендаций для разработчиков онлайн курсов и является основной целью нашего диссертационного исследования. Основные шаги эксперимента следующие:

  • отбор материала (онлайн курсов);
  • отбор студентов для эксперимента;
  • анкетирование студентов для выявления прокрастинаторов;
  • условное разделение студентов на три группы: сильная, умеренная и слабая прокрастинация;
  • деление студентов на две группы: первые будут проходить курсы в университете, а вторые на домашних компьютерах;
  • предложение всем студентам пройти два онлайн курса: один курс является контрольным, без изменений, а второй модифицированный специально для студентов-прокрастинаторов;
  • анализ результатов эксперимента.

При подготовке и проведении подобного эксперимента необходима особая тщательность и продуманность. Человек в момент проведения эксперимента, находясь рядом с модератором эксперимента и в непринуждённой обстановке может вести себя по-разному, а так как прокрастинация – это психологическое явление, то оно крайне чувствительно к подобным нюансам. Подобный эксперимент необходимо проводить в двух режимах: студент в неформальной обстановке и студент в учебном заведении.

Студенты, проходящие курсы в учебном заведении, будут являться контрольной группой, с которой мы будем сравнивать экспериментальную группу, проходящую курс в домашней обстановке. Обе группы должны содержать студентов с различными уровнями выраженности прокрастинации.

В начале эксперимента каждому студенту выдаётся свой ключ доступа для сайта с закреплённым за ним идентификатором, так появляется возможность отслеживать прогресс каждого отдельного студента. На сайте размещены два курса: стандартный и модифицированный. Некоторым студентам сначала будет предложено пройти стандартный курс, а потом модифицированный, другим студентам наоборот. Программное обеспечение на сайте скрыто отслеживает время входа, выхода и продолжительность пребывания на сайте студентов, время, затраченное на каждый модуль курса. Таким образом, можно отслеживать не только окончательные баллы за тест знаний в конце каждого курса, но и моменты, на которые студенты тратят больше и меньше всего времени, или моменты когда студенты бросают курс, возвращаются или не возвращаются к нему. Это позволит выделить самые проблемные или наоборот удачные моменты в обоих курсах.

В качестве ожидаемых результатов эксперимента мы рассчитываем увидеть следующее: студенты с низкой склонностью к прокрастинации показывают приблизительно равные показатели баллов при завершении обоих тестов. Они не особо задерживаются на конкретных заданиях, график распределения их временных затрат достаточно равномерен. Гораздо интереснее показатели групп со средней и сильной склонностью к прокрастинации. Ожидается, что эти две группы покажут средние или низкие результаты соответственно уровню прокрастинации при прохождении стандартных курсов, но также ожидается и улучшение показателей при прохождении модифицированного курса. Также важно следить за результатами прокрастинаторов, которые будут проходить курсы в условиях учебного заведения, ожидается, что их показатели будут примерно на том же уровне, что и показатели не склонных к прокрастинации студентов за счёт влияния окружающей обстановки.

В чём заключается разница между стандартным и модифицированным курсом? Это ключевой момент эксперимента. В качестве стандартного берётся уже существующий курс, в котором не производится никаких изменений. В качестве модифицированного курса берётся уже готовый курс из той же сферы, что и стандартный, но на другую тему. Затем, с таким тестом проводится ряд манипуляций.

Предполагается, что произведённые изменения помогут улучшить результаты прокрастинаторов по окончанию курса. За основу подобных изменений берутся хорошо известные и зарекомендовавшие себя методики преодоления прокрастинации: помидор, чанкинг (дробление), позитивное подкрепление, планирование, геймификация (игра и соревновательность), уведомления и др.

Помимо известных методик будут применяться также и экспериментальные, использующиеся обычно в интернете для привлечения и удержания внимания пользователя: иллюстрация, выделение, кликбейт, цепочка, юмор и др. Почему мы считаем целесообразным использование подобных приёмов? Ответ прост, основной конкурент онлайн курсов – это развлекательный контент в интернете, который как раз и использует эти приёмы. Образовательному контенту, чтобы конкурировать с развлекательным, необходимо пересмотреть свой подход к подаче информации в соответствии с реалиями времени. Избавление от лишней сухости и строгости изложения материала позволит легче удерживать внимание импульсивных людей, склонных к прокрастинации на протяжении более долгих периодов времени и предотвратит быстрое уставание.

Как правило, учебный контент проигрывает развлекательному именно из-за сухости изложения материала, а не из-за своей природы. Людям нравится узнавать что-то новое, но огромное значение имеет то, как эти знания достигаются, а именно, сколько усилий необходимо для этого приложить. Мы рассчитываем, что подобные приёмы позволят снять барьер формализма, который отпугивает многих студентов в особенности от теоретических дисциплин.

Подобный подход, применяемый при создании модифицированного курса, является более трудозатратным с точки зрения разработчиков курсов, так как информацию необходимо творчески переосмыслять и реструктурировать. Но, в то же время, предполагается, что именно такой подход принесёт большую пользу и повысит эффективность курса среди студентов-прокрастинаторов.

Подводя итог необходимо ещё раз отметить, что прокрастинация является комплексным психологическим феноменом, и на данный момент нет единых рекомендаций по его преодолению. Прокрастинация и причины её вызывающие ещё недостаточно изучены и требуют дополнительных исследований. Феномен откладывания всегда был свойственен человеку, но наиболее заметным он стал именно сейчас в цифровую эпоху.

Использованные источники:

  1. Калинина Т.В., Кудачкин Д.А. Феномен прокрастинации: современные исследования. // Приволжский научный вестник. – 2016. – №11. – С. 5861.
  2. Киселёва М.А. Взаимосвязь степени выраженности прокрастинации и самоопределения молодёжи. // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». – 2015. – №5. – С. 37-42.
  3. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации. // Личность в меняющемся мире: здоровье, Адаптация, развитие. – 2013. – №2. – С. 22-41.
  4. Кожевникова О.В., Шкляева Е.П. Психологические предикторы склонности субъекта к академической прокрастинации // Вестник Удмуртского университета. – 2017. – Т. 27 – №4. – С. 451-455.
  5. Ларских М.В., Матюхина Н.Г. Взаимосвязь между перфекционизмом и прокрастинацией у студентов. // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн.. – 2015. – №7(17).
  6. Тоффлер Э. Третья волна. / Э. Тоффлер. – М.: «Издательство АСТ». 2004. – 560 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 дек 2019

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Павлютин Д.Э. Психологические предпосылки склонности человека к академической прокрастинации // Сolloquium-journal. – 2019. – № 28 (52). – С. 69-72.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки